Википедии сильно повезло в том, что других столь же популярных электронных энциклопедий в мире пока просто нет Авторы заметки, опубликованной в Wall Street Journal, утверждают, что миллионы добровольцев, принимавших участие в написании и редактировании статей, а также в определении политики Википедии, выходят из проекта. Причем притока новых сил, которые могли бы заменить потерянные ресурсы, явно недостаточно.

У кого-то, наверное, возникнет соблазн заговорить о крушении модели "добровольцев из народа", однако авторы заметки акцентируют внимание на другом факторе, препятствующем более широкому распространению программного обеспечения на протяжении вот уже нескольких десятилетий. Дело в том, что планка входных барьеров для новичков периодически повышается и в конечном итоге достигает уровня, который пользователи уже даже не пытаются преодолевать. Непонятный язык разметки Википедии всегда отбивал у новых добровольцев охоту к пополнению энциклопедии, а множество новых правил, введенных для борьбы со спамом, вандализмом, конфликтами интересов и другими проблемами, привели к тому, что внесение даже минимальных изменений и дополнений превращается в занятие не для слабонервных. Попробуйте, например, установить ссылку на блог, содержащий более полную информацию по данной теме, создать точку входа в тему или персональный раздел, еще не включенный в Википедию. Если внесенные вами изменения до сих пор не блокированы и не скорректированы, велика вероятность, что их удалят чересчур бдительные редакторы, считающие, что ваше дополнение не заслуживает внимания. Авторы заметки в WSJ подчеркивают, что жаркие споры, разворачивающиеся вокруг той или иной статьи, способны вывести из себя даже опытных редакторов. Нет ничего удивительного в том, что у многих людей возникает вопрос: а зачем мне это все?

Но сильно ли данная ситуация отличается от множества других, когда разочарованные пользователи сталкиваются с иными разновидностями программного обеспечения, трудными для понимания, неудобными в эксплуатации или выстраивающими прочие входные барьеры? В своей книге Behind The Cloud ("За облаком") Марк Бениофф приводит цитату из одного старого исследовательского отчета Gartner, в котором утверждалось, что 65% лицензий на программное обеспечение Siebel никогда не использовалось клиентами. Причина проста: установка CRM-приложений Siebel и их эксплуатация были сопряжены с такими трудностями, что многие люди даже не пытались их преодолевать.

За другими примерами тоже далеко ходить не нужно. Многие ли сотрудники вашей организации разобрались с тем, как использовать дополнительные возможности приложений Lotus Notes или Microsoft Word? Сколько ваших друзей отказалось от попытки обновить антивирус или драйверы устройств из-за того, что "идиотский" установочный диск куда-то внезапно исчез?

Мораль сей басни такова: если продукт слишком сложен в освоении или неудобен в эксплуатации, если на пути клиентов возникает чересчур много входных барьеров, они просто откажутся их преодолевать или предпочтут переключиться на что-нибудь другое. Успехи Apple, достигнутые с iTunes, iPod, а теперь и с iPhone, лишний раз доказывают: простое в эксплуатации программное обеспечение и аппаратные средства не только способны привлечь новых пользователей, но и оставить далеко позади могучих конкурентов. Википедии сильно повезло в том, что других столь же популярных электронных энциклопедий в мире пока просто нет. Но если Google найдет способ раскрутить свой хиреющий потихоньку сервис Knol или рейтинг PageRank, которому Википедия устанавливает поисковый механизм Google, внезапно упадет, возникнут неплохие условия для расцвета какого-нибудь альтернативного сервиса.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями