Александр Беленький: Принятое в прошлом году в AMD решение перейти на так называемую fabless-модель было ожидаемым. Аналитики отмечали тогда, что отсутствие финансовых резервов для модернизации производства в условиях резкого падения полупроводникового рынка практически не оставляло компании иного выбора. Но выбор этот вовсе не означал автоматического решения всех проблем, тем более – в такое непростое время. С генеральным менеджером AMD в России и СНГ Александром Беленьким мы беседуем о преодолении последствий кризиса, нынешнем положении компании на ключевых для нее рынках и направлениях развития основных продуктовых линий.

– Судя по финансовым отчетам AMD, убытки в первом полугодии 2009 года снизились примерно втрое по сравнению с 2007–2008 годами. Можно сказать, что реструктуризация сразу же дала положительный эффект. Недавнее соглашение с Intel, безусловно, упрочит финансовое положение AMD. Но остается вопрос: куда движется бизнес компании?

О том, что ситуация в нынешнем году не будет простой, было известно еще до его начала. Тем не менее мы предполагали, что к третьему кварталу сможем пройти точку безубыточности. Собственно, это и произошло – по итогам третьего квартала чистая прибыль "продуктовой компании" AMD (без консолидации отчетности GlobalFoundries) составила 2 млн долл., операционная – 47 млн долл. В четвертом квартале мы планируем эти показатели улучшить.

– Начало нынешнего года было очень обнадеживающим для AMD. Платформа Dragon получила лестные отзывы независимых специалистов и производителей материнских плат. Казалось, AMD возвращается на прежние позиции, и итоги первого квартала подтвердили такое предположение. Но дальше развить успех не удалось. Чем это можно объяснить?

Во втором и третьем кварталах доля AMD на рынке процессоров в целом, по данным IDC и Mercury Research, была ниже, чем соответственно в первом и втором кварталах. Но выше, чем в третьем квартале 2008 года. Я бы сказал, что это некий циклический процесс. В начале года, когда кризис особенно свирепствовал, нам удалось распродать складские запасы недорогих 65-нанометровых процессоров, в том числе и в России. Наша доля в этом сегменте была подавляющей, но финансовые результаты были не так чтобы сильно хороши. В двух последующих кварталах у нас росла средняя отпускная цена продукции, что положительно сказалось на нашем бизнесе.

– Оправдал ли себя выпуск трехъядерных процессоров?

В глобальном масштабе трехъядерные процессоры оказались крайне удачным решением для неискушенных пользователей, покупающих готовые системы в розничных магазинах. Для этой категории покупателей важны простые дифференциаторы, в данном случае три ядра больше, чем два. И при этом люди видят, что цена выше не в полтора раза, а значительно меньше.

Нашлись и другие рыночные ниши – для ряда моделей. К примеру, в России выпущенный в феврале Phenom II X3 720 оказался очень популярен у оверклокеров, причем именно благодаря своей пригодности к разгону, безотносительно возможности задействовать четвертое ядро, отключенное при фабричном изготовлении продукта.

Если называть вещи своими именами, это был маркетинговый ход – технология позволяет выпускать изначально двух- либо четырехъядерные процессоры. И вопрос был в том, имеет ли смысл выключать одно ядро, чтобы продавать трехъядерные процессоры в определенных количествах, и есть ли возможность регулировать объемы продаж. Хотели ли мы заменить трехъядерными процессорами двух- или четырехъядерные? Конечно, нет. Идея состояла в том, чтобы попытаться найти дополнительные рыночные ниши. И эта идея сработала.

– Во многих ИТ-компаниях сейчас рассчитывают на рост продаж в связи с выходом Windows 7. Разделяют ли в AMD эти надежды? Какие продуктовые линейки больше выигрывают от появления новой ОС – процессоры AMD или графические продукты ATI?

Непосредственно перед выпуском Windows 7 мы начали поставки на рынок видеоадаптеров с аппаратной поддержкой DirectX 11. Сейчас мы поставляем модели серий Radeon HD 5800 для высокопроизводительных систем и 5700 (топ-уровень массового сегмента). С будущего года мы начнем поставлять недорогие видеоадаптеры с поддержкой DirectX 11 для массового рынка.

Новая ОС хорошо работает на, скажем так, менее нагруженных платформах. С другой стороны, Windows 7 способна раскрыть потенциал и более производительных платформ. Конечно, поддержка DirectX 11 – это плюс прежде всего для графического адаптера, но суть состоит в комбинации – вся аппаратная часть должна соответствовать задачам, решаемым с помощью новой ОС.

Безусловно, Windows 7 будет способствовать движению компьютерной индустрии вперед и преодолению последствий кризиса. Но рост рынка будет больше зависеть от улучшения макроэкономической ситуации в целом.

– По данным IDC, доля AMD на рынке серверных процессоров упала с 14,4% в третьем квартале 2008 года до 9,6% в третьем квартале 2009-го. В прошлом году неудачи AMD связывали с вынужденной приостановкой поставок процессоров Opteron на ядре Barcelona. Чего удалось и чего не удалось достичь с Shanghai и Istanbul?

Когда случилась известная проблема с Barcelona, доля рынка у нас упала взрывообразно. Что произошло дальше? С новыми процессорами очень важно, что называется, попадать в окно, то есть предлагать продукт в тот момент, когда рынок его ждет. С Barcelona у нас был шанс открыть такое окно. Мы его потеряли. Shanghai был продукт уже всем хороший, но и конкуренты к тому времени представили продукты, обладающие достаточно серьезными достоинствами.

Начиная с Shanghai мы перестали падать, но доля рынка все равно чуть-чуть проседала. И с Istanbul движение продолжилось в том же направлении – в чем-то он опережал конкурирующие продукты, в чем-то проигрывал. Но тем не менее ситуацию мы стабилизировали. И теперь весь вопрос в том, когда мы предложим рынку серверную платформу, обладающую значительными преимуществами. Чипсеты для этой платформы уже выпущены, а процессор под кодовым названием Magny-Cours (до 12 ядер, серия Opteron 6100) выйдет в первом квартале 2010 года.

– Как для AMD в России сложился год, прошедший после первой волны кризиса? Каковы виды на ближайшее будущее?

Кризисное падение было очень сильным. По данным аналитиков, в первом квартале 2009 года объемы поставок оказались в два с лишним раза ниже, чем в третьем квартале 2008-го. Но при этом данные свидетельствуют, что относительно рынка падение AMD, например в сегменте настольных процессоров, было не столь резким; мы несколько увеличили свою рыночную долю.

Серьезной проблемой стало падение рубля по отношению к доллару – почти в полтора раза с сентября 2008 года по февраль 2009-го. Это тоже оказало негативное влияние на потребительский сектор.

Что касается будущего, то выход на докризисный уровень, опять же по текущим прогнозам аналитиков, ожидается не ранее 2012 года. Но мы видим, что рынок возвращается на траекторию роста. В будущем году в России ожидается рост ВВП (по различным оценкам, на 2,4–3%), и компьютерный рынок тоже должен вырасти.

– Являясь частью полупроводниковой индустрии, AMD поневоле следует закону Мура, хотя и с некоторым отставанием от Intel. С техпроцессом 32 нм ликвидировать отставание вновь не удалось. Когда и с каким техпроцессом это реально станет возможным?

Не в техпроцессе смысл жизни. И даже представление о техпроцессе как об эффективном маркетинговом инструменте – тоже, на мой взгляд, иллюзия. Если вести речь о ближайшем будущем AMD, то после выделения производства из состава компании мы техпроцессом не занимаемся. Это уже вопрос к фаундри-партнерам. К примеру, переход на техпроцесс 40 нм для графических чипов у нас прошел быстрее, чем когда мы начинали использовать технологию 45 нм для процессоров. Для нас важно, чтобы фаундри-партнеры предлагали нам такой техпроцесс, который бы обеспечивал конкурентоспособность наших продуктов по себестоимости их производства. А как он будет называться, это в конечном итоге не принципиально.

– Год назад, когда было объявлено, что производство будет выделено в самостоятельную компанию, много сомнений вызывала дальнейшая производственная стратегия, согласно которой процессоры собирались выпускать на бывших предприятиях AMD, а производство графических чипов ATI сохранить за фаундри-партнерами ATI. Что-нибудь изменилось с тех пор? Что можно сказать о сравнительной эффективности этих двух моделей?

С фаундри-партнерами мы начали работать еще до поглощения ATI, размещая заказы на производство недорогих процессоров у компании Chartered Semiconductor Manufacturing. Так что fabless-модель нам была знакома, а сейчас мы перешли на нее полностью. Нас связывают хорошие и понятные отношения как с компанией TSMC, которая является изготовителем графических чипов ATI, так и с GlobalFoundries – еще недавно частью самой AMD. Думаю, сейчас еще рано говорить о возможном перераспределении производственных заказов между TSMC и GlobalFoundries. И не стоит забывать о том, что технологически это не всегда возможно.

– Как показали события последних лет, AMD вполне по силам задавать моду в отношении как процессорных архитектур (интеграция с контроллером памяти и графическим ядром), так и технологий производства (иммерсионная литография). На потребительском рынке делать то же сложнее. Характерный пример – ультратонкие ноутбуки. Сначала мы слышим от Intel, что "уже к концу нынешнего года более 20% ноутбуков, продаваемых в магазинах, будут относиться к категории ультратонких". А через несколько месяцев выясняется, что у AMD уже разработаны два поколения платформ для ультратонких ноутбуков. Почему так происходит?

Концепция тонких и легких ноутбуков в индустрии обсуждалась уже давно, поскольку было очевидно, что рынком они востребованы. Но глобальный подход к этому сегменту начался с создания другого сегмента – дешевых решений. Системы на базе процессора Intel Atom в принципе можно было отнести к тонким и легким, но по производительности они, мягко говоря, смотрелись не очень.

Ответа тогда у AMD не было, но мы с самого начала понимали, что даже тонкие и легкие ноутбуки должны обладать приличной производительностью. Свою первую платформу (под кодовым названием Yukon) для этого сегмента мы представили в январе. На этой платформе изначально вышло только одно решение – HP Pavilion dv2. Но дело в том, что у Intel на тот момент не было вообще продукта для этого сегмента.

Поэтому я могу сказать, что платформа тонких и легких ноутбуков была придумана в AMD. Затем мы вновь убедились в том, что Intel – это прекрасная маркетинговая машина. К концу второго квартала пошли массовые поставки ноутбуков на основе концепции CULV (Consumer Ultra Low Voltage). И в них мы увидели, по сути, все те идеи, которые были реализованы в Yukon.

В ответ мы в третьем квартале представили платформу тонких и легких ноутбуков второго поколения. В ноутбуках на этой платформе уже могут использоваться двухъядерные процессоры. Ее поддерживают многие производители, и мы надеемся на успешные предпраздничные распродажи в конце года. Параллельно ведется разработка платформы третьего поколения – под кодовым названием Nile. (Согласно последним данным, платформа Nile включает в себя двухъядерные 45-нанометровые процессоры Geneva, память DDR3, чипсет с графическим ядром DirectX версии 10.1, в качестве опции – дискретную графику DirectX 11. Премьера ее назначена на первое полугодие 2010 года. – В. С.)

– Как обстоит дело с "киллером для Atom"? Что это за процессор и когда он будет выпущен?

Мы работаем над решениями для этого сегмента, то есть для систем, у которых процессор впаян в материнскую плату. О чем-то более конкретном пока говорить преждевременно.

– Будут ли в AMD использовать слово "нетбук»" или станут ждать, пока оно само по себе исчезнет из лексикона ИТ-индустрии?

Посмотрим. Мы не участвуем в диспутах вокруг слова "нетбук". И видим, что рынок устройств такого типа стабилизировался. А популярность тонких и легких ноутбуков растет. Их потенциал, с нашей точки зрения, выше.

– После слияния AMD и ATI ожидалось, что именно в AMD в рамках проекта Fusion первыми выпустят процессор с интегрированным графическим ядром. Но мы видим, что у Intel такой процессор уже готов к выходу в первом квартале 2010 года. А процессоры Fusion, по всей видимости, в будущем году появятся только в виде инженерных образцов. Как вы это прокомментируете?

Концепция Fusion относится не только к процессорной архитектуре. Это, по сути, стало глобальной стратегией всей компании – у нас теперь нет обособленных подразделений, занимающихся только процессорами или только графикой. Мы недавно запустили AMD Fusion Partner Program – единую маркетинговую программу для канала продаж. Fusion находит свое отражение практически во всем, что мы сейчас делаем.

При этом в отношении Fusion для нас не является главным вопрос "когда". Важнее вопрос "как". И ключевой момент состоит не в том, чтобы совместить процессор и производительное графическое ядро на одном кристалле. Наша цель – разработать платформу, которая будет готова к прорыву, и в нужный момент вывести ее на рынок. А что касается реализации в кремнии, то мы к ней идем достаточно планомерно. И когда надо, мы ее выпустим.

– Насколько велик интерес к Fusion Partner Program в тех странах, за которые отвечает офис AMD в Москве?

Можно сказать, что интерес значительный. К программе уже присоединились почти 160 компаний из России и других стран СНГ.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями