Стимулом к участию в третьей конференции "Современные методы управления надежностью и эффективностью тепловых электростанций. Передовые технологии для ТЭС" стало прежде всего то обстоятельство, что в начале своей профессиональной деятельности мне пришлось создавать и внедрять управляющий комплекс на одной из крупнейших в СССР Змиевской ГРЭС. И когда по приглашению НПО "Санкт-Петербургская электротехническая компания" этой осенью мне представилась возможность посетить конференцию, то захотелось узнать, что же произошло в этой области за прошедшие годы.

Оказалось, не так много, как можно было предположить, учитывая колоссальный отрезок времени. Застой в области автоматизации электростанций особенно заметен на фоне калейдоскопической смены декораций, происходящей в компьютерном мире, где то, что было 40 лет назад, сегодня кажется древней историей. К тому же в новейшее время этот застой усугубился специфической сложностью текущего момента, а именно сомнительными реформами в отечественной энергетике, разделением генерирующих и передающих предприятий и иными национальными особенностями переходного периода.

Показательный пример состояния дел: оказывается, всего пару лет назад в процессе проведенной модернизации ныне печально известной Саяно-Шушенской ГЭС была заменена управляющая машина CM-2, являющаяся клоном мини-ЭВМ HP-2100, созданной во второй половине 60-х годов. И хотя сейчас на смену СМ-2 пришли современные серверы Hewlett-Packard, а также промышленные компьютеры компании IPC, функциональность и полнота системы автоматизированного регулирования от этого изменились незначительно. По существу, на отечественных энергетических объектах основные технологические процессы преобразования топлива или потока воды в энергию остались неизменными. Соответственно неизменными остались и проблемы, волнующие тех, кто занимается эксплуатацией электростанций. Для них критичным является сохранение имеющегося в их распоряжении оборудования в работоспособном состоянии и внедрение технологий, способных повысить коэффициент полезного действия на 5-10 %, а не АСУ ТП, поднимающие его на какие-то доли процента. Представьте себя в роли специалиста по электронике там, где продолжают передвигаться на машинах, современных СМ-2, например на ЗиЛ-130 или ГАЗ-21. Смогут ли их владельцы по достоинству оценить возможности бортовых компьютеров, различных систем блокировки и подушек безопасности? Разумеется, нет, у них совсем иные проблемы, точно так же малопродуктивными остаются обсуждения с энергетиками-практиками возможностей современных компьютерных технологий. Впрочем, в стране есть несколько станций, полностью собранных из импортных компонентов, снабженных всеми необходимыми компонентами АСУ ТП, чаще именуемых сегодня системами диспетчерского контроля и сбора данных (Supervisory Control And Data Acquisition, SCADA); подобными станциями управляет один оператор. Нет ничего удивительного в том, что в конференции принял участие всего один производитель оборудования для SCADA, компания Yokogawa, и еще присутствовала компания "Сайнер", которая специализируется на отраслевых системах принятия решений и управления предприятиями. Доминировали же в перечне ИТ-компаний поставщики хорошо известных универсальных решений Cisco, Motorola, Avaya, Canon, Autodesk, для которых энергетика мало чем отличается от многих других сфер.

Не надо быть провидцем, чтобы понять: нынешнее пребывание АСУ ТП в роли Золушки не может продолжаться вечно. Пока вторичность автоматизации обусловлена отсутствием конкуренции и сохраняющимися отраслевыми сложностями, но не менее очевидно и другое: создание надежной, безопасной и экологичной энергетики без высококачественных систем управления невозможно, их появление — вопрос времени. А потому проведение конференции, в название которой вынесено упоминание о "современных методах управления" и "передовых технологиях", символично.

Так нужны ли АСУ ТП для энергетики? Сегодня, возможно, и не очень, но завтра они с неизбежностью будут востребованы.