Доходы компании Huawei, претендующей на статус глобального ИТ-производителя, в последние годы постоянно растут по мере укрепления ее бизнеса за рубежом. Экспансия вызвала у конкурентов в США и других странах серьезные опасения, поскольку низкая стоимость производства в Китае в состоянии помочь компании захватить контроль над существенной частью мирового рынка сетевого оборудования.

Согласно данным Gartner, к концу прошлого года Huawei стала четвертым в мире поставщиком инфраструктуры для сетевых операторов и контролировала 11,5% рынка. Пока ее опережают лишь Nokia Siemens, Alcatel-Lucent и Ericsson.

Однако Huawei по-прежнему ориентирует свой бизнес в первую очередь на развивающиеся страны, от Китая до государств Африки и Южной Америки, вместо того чтобы укреплять позиции на более прибыльных рынках США и Западной Европы. В этих регионах перспективы Huawei во многом остаются ограниченными.

"Huawei особенно сложно утвердиться на американском рынке, – считает Тина Тиан, старший аналитик компании Gartner. – Тому есть много причин, в том числе культура, политика и репутация китайских компаний".

В Huawei отказались от комментариев. Представитель компании заявил, что вопросы о стратегических направлениях развития Huawei составляют коммерческую тайну.

Штаб-квартира Huawei располагается в южнокитайском Шеньжене

Как отметила Тиан, Huawei, штаб-квартира которой располагается в южнокитайском Шеньжене, ранее в плане инноваций в основном следовала за ведущими западными производителями оборудования, главным образом пытаясь увеличить свою долю на рынке за счет конкурентных цен. Huawei не зарегистрирована на бирже и предоставляет свои финансовые данные только раз в год. Компания сообщила, что в прошлом году ее доход составил 18,3 млрд долл., это более чем на 40% превышает показатели 2007 года.

Однако Huawei все активнее разрабатывает собственные технологии. Один из примеров – решение, которое позволяет операторам объединить средства коммутации 2G и 3G. "Программный коммутатор" Huawei, превосходящий аналогичные предложения конкурентов, унифицирует IP-коммутацию вызовов, что существенно для операторов, работающих с сетями 2G и 3G. Как правило, IP-коммутация выполняется только в сетях 3G, поэтому продукт Huawei рассчитан в основном на развитые страны, где операторы с большей вероятностью предоставляют сервисы 3G наряду с сервисами 2G.

Выпустив программный коммутатор, Huawei подчеркивает свое стремление работать на рынках развитых стран. Компания участвует во многих проектах по оказанию помощи, проводимых властями Китая в Африке и других странах развивающегося мира, правительства которых часто получают крупные кредиты на оплату контрактов китайских компаний. В развитых странах подобная практика реализуется значительно реже.

Как считает Фанг Мейкин, заместитель директора пекинской исследовательской компании BDA, шансы Huawei закрепиться на рынках развитых стран могут вырасти по мере того, как операторы начнут приобретать все больше оборудования 4G. Компания вложила серьезные средства в разработку решений на базе технологии LTE и сможет на равных соперничать со своими конкурентами за соответствующие контракты. С другой стороны, Huawei довольно поздно начала предлагать сетевое оборудование 3G и могла завоевать весьма скромные позиции на рынке, где уже сформировались устойчивые партнерские альянсы.

Huawei столкнется с серьезной конкуренцией и за контракты на 4G. Как считает Тиан, компания провалила недавний тендер Verizon Wireless на поставку оборудования для развертываемой сети LTE.

Huawei более активно, нежели в США, пытается проникнуть на рынки Западной Европы, опираясь на свои успешные связи с такими операторами, как Vodafone и Telefonica. В США, возможно, самой заметной сделкой компании стал контракт с оператором широкополосной беспроводной связи Clearwire на оборудование для сети WiMAX.

Huawei (ее президент Жэнь Чжэнфэй был офицером китайской армии, прежде чем основать компанию) уже понесла потери в США из-за подозрения в связях с Народно-освободительной армией. Два года назад в США из соображений национальной безопасности ей было отказано в сделке с производителем сетевого оборудования 3Com, которая была готова предложить Huawei долю в компании.

Однако низкие цены на продукты Huawei по-прежнему вызывают заинтересованность у операторов и могут вынудить западных конкурентов продавать свои решения дешевле. По мнению Фанг, некоторые европейские операторы рассматривают принятие заявок со стороны Huawei и ZTE, еще одного китайского производителя сетевого оборудования, как действенный способ заставить других участников тендера снизить цены.

В Huawei надеются еще более укрепить свои позиции и превзойти некоторых конкурентов. По прогнозам BDA, в ближайшие пять лет компания станет вторым по размеру в мире поставщиком сетевого оборудования для операторов.

Основные трудности для Huawei, как и для многих китайских компаний, стремящихся выйти на зарубежные рынки, могут быть связаны с отсутствием "простого и ясного маркетинга", считает Дэвид Вулф, генеральный директор пекинской консалтинговой компании Wolf Group. Вулф полагает, что Huawei сама в первую очередь страдает от завесы секретности, которую создает вокруг своих операций.

"В Huawei никогда не предпринимали серьезных попыток к тому, чтобы клиенты чувствовали себя более комфортно, - заметил он. – Компании нужно стремиться к значительно большей прозрачности".

Тем не менее потенциал у Huawei очень велик. Она не оправдывает прогнозы некоторых аналитиков главным образом потому, что прогнозы эти слишком краткосрочны, считает Вулф.

"Я уверен в долгосрочных перспективах Huawei, но ее путь к лидерству не будет коротким", - утверждает он.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями