.

Стенды China Mobile, ZTE и Datang Telecom Group разместились возле входа в главный павильон по соседству с NTT DoCoMo и Fujitsu, стенды Huawei Technologies и Samsung Electronics, а также Cisco Systems — этажом выше, и стенд последней казался совсем небольшим по сравнению с экспозицией двух других. Создавалось впечатление, что комнат для переговоров у Cisco было больше, чем представленных продуктов.

"Десять месяцев назад все советовали отменить это мероприятие", - заметил Хамадун Туре, генеральный секретарь Международного союза электросвязи, который организует выставку, а также форум по вопросам политик в области телекоммуникаций, проходящий одновременно.

Пессимисты опасались, что выставка не привлечет внимания ни участников, ни посетителей, поскольку в период экономического спада компании сокращают бюджеты, выделяемые на маркетинг, и отказываются от зарубежных командировок.

Выставка этого года действительно оказалась меньше предыдущих (она занимает залы 2, 4 и 5 из семи залов огромного выставочного центра Palexpo, с заметными "зазорами" между стендами), но тем не менее Туре вполне удовлетворен.

"Выставка получилась неплохой несмотря на кризис", - считает он. В этот раз, по предарительным оценкам МСЭ, на выставке побывало 40 тыс. посетителей. Для сравнения, в Женеве в 2003 году выставку посетило 82 тыс. человек.

В этом году примерно половину выставки занимали национальные павильоны. Самым крупным стал стенд Саудовской Аравии, за которой следовали Испания и Россия. Другие европейские страны, в том числе Бельгия, Франция и Великобритания, также имели свои павильоны, но гораздо более многочисленные принадлежали африканским странам: Бурунди, Египту, Гане, Кении, Малави, Нигерии, Руанде, Танзании и Уганде.

Свои стенды были у Microsoft и IBM, но они оказались практически незаметны. Самые крупные стенды компаний принадлежали сетевым операторам и производителям оборудования из Азии, в то время как бизнес из США и Западной Европы был представлен весьма скромно.

Доминирование на выставке определяется не только по размеру стенда, но и по тактике. В один из дней посетителям могло показаться, что на стенде России появился огромный скрипичный оркестр. На самом деле скрипачей было всего трое, но эффект был усилен за счет громкости и многочисленных видеостен на стенде.

China Mobile выбрала аналогичную тактику, и Wo, логотип ее бренда мобильных устройств 3G, сверкал и пульсировал на всех стенах и даже на потолке их стенда.

ZTE отдала предпочтение более традиционному подходу, установив стеклянные витрины, заполненные мобильными телефонами, модемами и сотовыми базовыми станциями. Аналогичные экспонаты украшали и стенды NTT DoCoMo и Samsung.

На стенде Cisco почти не было видно продуктов, если не считать большого корпуса одной из их систем TelePresence, связывающей стенд с аналогичными системами по всему миру, где происходящее на стенде можно было наблюдать как видео высокого разрешения. Другие экспонаты Cisco присутствовали виртуально — они демонстрировались на экране, предоставленном компанией Kaon Interactive. Изображения продуктов можно было вращать на экране, рассматривая их под разными углами, и даже измерять и разбирать так, чтобы потенциальные покупатели могли представить, подойдут ли эти продукты для их центров обработки данных.

Как и Туре, руководству Cisco в прошлом году пришлось принимать важное решение о том, участвовать ли в выставке, которая будет проводиться в Женеве.

"Год назад был неясно, сколько клиентов решится на такую поездку", - пояснил Сурадж Шетти, вице-президент Cisco по международному маркетингу решений для провайдеров.

Однако в компании пришли к выводу, что выставку можно использовать как возможность изменить подход к общению с потенциальными заказчиками. Вот почему остальная часть стенда была отдана под переговорные комнаты.

"Мы отдаем предпочтение более тесному контакту с клиентами", - подчеркнул Шетти.

Ethernet-оператор, компания Ciena, предприняла аналогичный подход. Ее стенд, расположенный неподалеку от стенда Cisco, казался еще пустыннее и целиком состоял из переговорных комнат. Как и в Cisco, здесь предпочли демонстрировать продукты виртуально, а не физически.

"Компьютерная графика и сенсорные экраны в таких случаях значительно эффективнее. Это становится тенденцией", - заметил директор Ciena по технологиям Стефен Александер.

Так что, если вы покупаете большую сеть или инфраструктуру центра обработки данных, не рассчитывайте, что на выставке следующего года вам удастся ее "пощупать", хотя у вас будет возможность рассмотреть эти продукты на экране, находящемся на стенде, или на экране какого-либо собственного устройства.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями