Игорь Агамирзян: Такие проекты зарождаются в бизнес-инкубаторах при университетах, в исследовательских организациях и могут нести в себе уникальные идеи, однако их основной проблемой является, как правило, отсутствие внятной бизнес-модели, понятной потенциальному инвестору, недостаток осознания разработчиками, как идею трансформировать в рыночный продукт, приносящий выгоду и ее создателям, и экономике страны в целом.

Решением этой проблемы, по мнению участников пресс-конференции, должно стать формирование в стране экосистемы инноваций, объединяющей предпринимателей, инвесторов, бизнес-ангелов, способных поддержать начинающие компании на самых ранних этапах их формирования. Пока такая система в России находится в зачаточном состоянии. По словам Елены Мосоловой, директора по инвестициям фонда бизнес-ангелов AddVenture, в США венчурный рынок насчитывает несколько сотен тысяч предпринимателей, а в России сейчас всего не более 200 венчурных инвесторов. При этом начинающим компаниям остро не хватает "умных" денег - не просто инвестиций в их проекты, но партнерской и финансовой помощи в становлении бизнеса со стороны специализированных фондов и опытных игроков рынка. Эту мысль подтвердил Сергей Курлович, сооснователь компании Wi2Geo, которой удалось сделать вполне успешный бизнес на создании навигационных мобильных и Web-приложений. По его мнению, сложнее всего стартапам правильно определить путь от идеи до рынка, понять, насколько рынок готов развивать и потреблять эту идею. Без помощи экспертов здесь начинающим предпринимателям не обойтись.

Помочь всем участникам процесса найти друг друга призваны такие мероприятия, как неформальная конференция молодых предпринимателей iCamp 2009, которая прошла в Подмосковье в конце июля. Неформальность, как пояснил Евгений Савин, организатор iCamp, заключается в том, что программа конференции формируется исходя исключительно из интересов ее участников и непосредственно по их заявкам. Этот формат позволяет каждому провести семинар, представить свой проект или стартап, организовать встречу с инвесторами. Например, фонд бизнес-ангелов AddVenture подготовил к конференции индивидуальные неформальные встречи инвесторов с предпринимателями – такой способ общения уже продемонстрировал на других мероприятиях свою полезность для обеих сторон. А созданный компанией Softline венчурный фонд Softline Ventures Partners, реализующий инвестиции независимых разработчиков ПО, организовал конкурс идей для приложений по модели Software as a service, пообещав победителям свою финансовую поддержку.

В нынешнем году генеральным партнером iCamp выступает Российская венчурная компания. РВК представляет собой государственный фонд венчурных фондов с уставным капиталом более 28 млрд руб., призванный осуществлять государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовую поддержку высокотехнологичного сектора в России. Хотя понятие "высокотехнологичный" применимо не только к ИТ-сектору или Internet-технологиям - именно в этих областях стартапы и инвесторы демонстрируют в последнее время наибольшую активность. По мнению Агамирзяна, сложившийся перекос в инвестициях связан с тем, что компьютерные и Internet-проекты проще просчитать, чем инициативы в других областях, например в биотехнологиях, где отдача в конечном итоге может быть не меньшей, но ее гораздо сложнее прогнозировать заранее. Поэтому задачей венчурных инвесторов в России Агамирзян считает тиражирование опыта поддержки ИТ-стартапов на другие направления инновационного развития. Альтернатив такому развитию, убежден генеральный директор РВК, в российской экономике не существует.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями