Своих подопечных, возраст большинства из которых составляет от 15 до 19 лет, Тао погружает в атмосферу строгой военной дисциплины, обучая их боевым искусствам, организуя лекции и занятия с психологами. По территории базы молодые люди в полувоенном обмундировании строем передвигаются под руководством сержантов.

Главное же правило -- никакого доступа к Internet на протяжении трех месяцев: именно столько продолжается курс перевоспитания.

По мнению Тао, именно пагубное пристрастие к Internet является причиной психических расстройств и семейных неурядиц его пациентов.

Своих подопечных реабилитационный центр погружает в атмосферу строгой военной дисциплины

Пока идут споры о том, считать ли Internet-зависимость психическим заболеванием, специализированные реабилитационные центры предлагают программы избавления молодых людей от пристрастия, которое со временем может стать маниакальным.

"За исключением нескольких часов, потраченных на еду и сон, все остальное свое время такие подростки ежедневно проводят в Internet, -- отметил Тао. -- Они даже не умываются".

Каждый день его пациентов начинается в 6:20 с подъема и утренней зарядки. Обратно в спальные помещения с двухъярусными кроватями, рассчитанные на восемь человек, студенты возвращаются только в 21:30.

Большинство "вебоголиков" испытывают зависимость от компьютерных игр. Стоит заметить, что известные у нас World of Warcraft и Counter-Strike здесь менее популярны, чем китайские ролевые игры, на которые и "подсела" большая часть пациентов. А девушки, которых среди пациентов Тао совсем немного, предпочитают сетевые форумы.

Многие из подростков оказались в лагере, находящемся в пригороде Пекина, по настоянию родителей. Некоторых сюда буквально заманили хитростью.

По свидетельству сотрудников центра, причиной попадания в зависимость от Internet довольно часто становится чрезмерное давление со стороны родителей. Давление ощущается и в школе. Китайские учащиеся вынуждены бороться за право посещать лучшие учебные заведения. И происходит это уже в начальной школе. Абитуриенты вузов по нескольку месяцев упорно готовятся к сдаче двухдневного вступительного теста, который является единственным критерием, определяющим будущее их образования.

Родители также обязаны принимать участие в реализации программы Тао. Им предстоит наладить общение и умерить критику, для того чтобы вытянуть своих детей из виртуального болота.

"Лечение от Internet-зависимости в Китае проводится гораздо более открыто, чем во многих других странах, -- подчеркнул директор центра Center for Internet and Technology Addiction доктор Дэвид Гринфилд. -- Условия в азиатских странах похожи, но в Китае борьба разгорается с особой силой, что объясняется большим количеством пользователей Internet. В Китае стараются наглядно продемонстрировать, как печально все может закончиться. Оперируя цифрами, здесь рисуют картину развития по наихудшему сценарию".

Согласно отчету, подготовленному недавно по заказу китайского правительства, каждый десятый подросток в стране испытывает зависимость от Internet. Многие из этих молодых людей находятся в плохих отношениях с родителями, товарищами и учителями.

По данным China Internet Network Information Center, возраст примерно трети из 300 млн китайских пользователей Internet не превышает 20 лет.

Пристрастие к Internet официально не считается отклонением от нормы ни в Китае, ни в других странах. Однако Гринфилд полагает, что в ближайшие пару лет споры на эту тему поутихнут и Internet-зависимость будет признана патологией.

По оценкам специалистов, количество зависимых от Internet людей в США составляет 3-8% общего числа населения. В качестве симптомов здесь называют неспособность отказаться от использования Internet, а также проявление негативной психологической и эмоциональной реакции на отсутствие доступа. Точно так же человек, злоупотребляющий наркотиками или алкоголем, чувствует себя, когда его лишают привычной дозы.

Среди центров лечения от Internet-зависимости в Китае есть один, деятельность которого вызвала в последние месяцы немало споров. Наряду с другими методами лечения там активно применялось воздействие электрическим током. Под влиянием общественного резонанса, вызванного публикациями в прессе, центр в провинции Шаньдун был вынужден приостановить процедуры. В разгар спора анонимный блоггер подробно описал свое пребывание там, после чего Web-сайт центра подвергся атаке хакеров и стал неработоспособен.

В центре утверждают: воздействие током применялось для того, чтобы вызвать у пациентов отрицательные эмоции, которые ассоциировались бы с Internet.

"В ближайшее время китайское министерство здравоохранения намерено запретить воздействие электрическим током на людей, испытывающих Internet-зависимость, -- сообщил Тао. -- Согласно информации, распространенной пресс-службой министерства, сейчас его эксперты изучают характер проводимого лечения с целью определения его законности".

Тао, и сам являющийся обладателем ученой степени в области медицины, разрабатывал программу для своего центра с привлечением целой группы научных сотрудников и медиков. Совещания проводились в кабинете под небольшим портретом Зигмунда Фрейда. Члены команды занимались академическими исследованиями и организацией разнообразных дополнительных программ, в том числе программы анонимных алкоголиков. Для семей подростков, прошедших курс лечения, был разработан график мероприятий по дальнейшей поддержке и контролю их состояния.

Реабилитационный курс Тао весьма недешев. За каждый месяц лечения родители должны заплатить 8400 юаней (1200 долл.). По данным Китайского статистического бюро, эта сумма близка к среднему ежемесячному заработку городских жителей страны. В отдельных случаях родители проявляют особую щедрость. К примеру, на одного отца улучшение состояния сына произвело такое сильное впечатление, что он пожертвовал центру 200 тыс. юаней.

Впрочем, только 70% родителей считают своих детей "исцеленными".

А что же остальные? "В их состоянии прослеживаются определенные улучшения, -- отметил Тао. -- Однако они по-прежнему продолжают играть в компьютерные игры".