В 2009 году впервые с возникновения отечественного рынка услуг сотовой связи ожидается его сокращение. С таким прогнозом партнер AC&M Оксана Панкратова выступила на Mobile Software Forum, который прошел 10-11 июня в Санкт-Петербурге.

Падение совокупной выручки операторов началось в четвертом квартале 2008 года и продолжилось в первом квартале текущего года. По данным AC&M, в третьем квартале она составила 6,9 млрд долл., в следующие три месяца упала до 6,2 млрд долл., а затем и вовсе до 4,6 млрд долл.

Сжатие рынка произошло параллельно со снижением ARPU (средняя ежемесячная выручка в расчете на одног клиента) с 13,1 долл. до 8 долл. В России проникновение сотовой связи достигло почти максимума и стабилизировалось. ARPU упало, в основном, из-за снижения курса рубля, поскольку тарифы операторов номинированы в российской национальной валюте.

В большинстве стран СНГ продолжается рост абонентской базы. Всего в 2008 году в СНГ (за исключением России) было подключено 14 млн абонентов, общее количество абонентов выросло до 42 млн, а уровень проникновения – до 56%.

Емкость российского рынка VAS (Value Added Services, дополнительные услуги в сетях сотовой связи) в 2008 году выросла до 3,9 млрд долл. Рост составил около 40%, что позволило увеличить долю VAS в общей выручке операторов сотовой связи до 14,3%. Рынок VAS в СНГ в целом в 2008 году вырос на 45% и достиг 5,1 млрд долл. В первом квартале выручка операторов от предоставления дополнительных услуг в долларах сократилась, а в рублях – увеличилась.

Самым динамично развивающимся сегментом VAS в последние годы является мобильный Internet. Доходы от него в 2008 году выросли почти на 58% до 938 млн долл., а общее количество пользователей – до 32 млн. В 2008 году по темпам роста на первое место вышли микроплатежи: их объем увеличился в 9 раз и достиг примерно 200 млн долл. При этом распространению платежей через сотовый телефон препятствует российское законодательство, которое не позволяет операторам осуществлять некоторые финансовые операции (например, перевод коммунальных платежей).

По словам директора по продажам и маркетингу компании Paragon Software Дмитрия Бехтерева, кризис незначительно повлиял на частоту скачивания приложений для мобильных устройств. Однако увеличилось количество этих приложений на одного пользователя. Некоторые абоненты вовсе отказались от скачивания, а самые активные стали еще активнее. Рост продаж смартфонов в перспективе должен способствовать росту рынка приложений для мобильных устройств.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями