Сергей Семенов: Степень зависимости основных бизнес-процессов — производства и отгрузки продукции — от информационных систем крайне высока, особенно с учетом того, что предприятие выпускает скоропортящуюся продукцию, отпускная стоимость которой зависит от сроков реализации.

"Час простоя склада может принести несколько миллионов рублей прямого убытка", — заявил руководитель службы инфраструктуры и сервиса "Вимм-Билль-Данна" Сергей Семенов.

Для обеспечения надлежащего функционирования столь сложной инфраструктуры нужна надежная система мониторинга и управления. Раньше мониторинг и управление инфраструктурой в "Вимм-Билль-Данне" требовали большого количества ручных операций, самостоятельно написанных сценариев, различных программных агентов. На инвентаризацию парка персональных компьютеров и установленных программ уходило несколько недель, а актуальность полученной информации не превышала 90%, так как часть ее успевала устареть за время сбора.

По словам Семенова, одной из причин, по которой в "Вимм-Билль-Данне" было решено создать централизованную систему мониторинга и управления, стала характерная для централизованных решений экономия: "При наличии централизованной системы не требуется большого количества высококвалифицированного персонала, процессы унифицируются и стоимость владения существенно уменьшается".

В русле общей политики

Стандартизация в области мониторинга и управления согласуется с общей ИТ-стратегией "Вимм-Билль-Данна", который внедряет также единую корпоративную информационную систему на базе Oracle e-Business Suite (см. "В мировой класс. По шагам". Computerworld Россия, № 6, 2008).

Помимо Microsoft, средства мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой предлагают, в частности, IBM, Hewlett-Packard и CA. В "Вимм-Билль-Данне", однако, предпочли Microsoft, и не в последнюю очередь потому, что большая часть программной инфраструктуры уже была построена на программных продуктах этой компании. Также выбору способствовало и то, что "Вимм-Билль-Данн" использует программу лицензирования Enterprise Agreement, которая подразумевает использование продуктов Microsoft в масштабах всей организации на особых условиях.

Исходя из решаемых задач были выбраны два продукта: Microsoft System Center Configuration Manager 2007 для инвентаризации и управления рабочими станциями и Microsoft System Center Operations Manager 2007 для мониторинга серверов, активного сетевого оборудования и других базовых инфраструктурных компонентов.

Кроме экономической эффективности, Семенов привел в числе доводов в пользу Microsoft System Center достаточность функционала, хорошую масштабируемость, простоту развертывания, а также отсутствие высоких требований к квалификации персонала. "По большому счету даже обучения особого не требуется", — заявил он. Функционал же Operations Manager, по его словам, настолько широк, что основная часть настройки сводится к тому, чтобы просто выбрать необходимый минимум функций.

Пилотное внедрение было решено сделать в московских подразделениях "Вимм-Билль-Данна", так как в них сконцентрировано большинство информационных систем, и специалистам партнера по внедрению — Microsoft Consulting Services — не пришлось ехать в командировку. Для оценки работы системы с удаленными объектами в пилотном внедрении были задействованы компоненты инфраструктуры одного из региональных предприятий.

По словам Семенова, на развертывание Operations Manager потребовалось всего неделя, Configuration Manager — еще около трех недель. Дальнейшее развертывание осуществлялось уже своими силами. Никаких сложностей при внедрении Operations Manager, отметил Семенов, не возникало, а вот Configuration Manager — более тонкий продукт, который в больших территориально распределенных сетях при неправильной настройке может парализовать работу всей инфраструктуры. Технические проблемы при развертывании Configuration Manager в основном были связаны с объемами трафика при установке клиентской части и пробной инсталляции программ.

К настоящему моменту Operations Manager в компании развернут полностью, а пакетом Configuration Manager инфраструктура охвачена более чем на две трети. И хотя точная оценка экономического эффекта от реализации проекта не проводилась, поскольку еще не успели набрать статистику по предотвращенным рискам, в "Вимм-Билль-Данне" уверены, что решение уже многократно оправдало себя.

"У нас появилась возможность нормально управлять всеми рабочими станциями из единой точки, оперативно собирать точную конфигурационную информацию", — рассказывает Семенов о результатах внедрения. Скорость инвентаризации парка компьютеров и программного обеспечения увеличилась в несколько раз, стало возможным более эффективно использовать трудовые ресурсы ИТ-службы.

"Мы удалили большое количество программ, установленных вопреки правилам, — продолжает Семенов. — Если на каком-то предприятии холдинга нет ИТ-специалистов, то без такой системы нам бы было бы очень тяжело узнать о наличии там нелицензионного ПО".

Руководитель службы инфраструктуры и сервиса привел также несколько примеров заблаговременного выявления проблем с серверами и системами хранения данных: в нескольких случаях из-за того, что заканчивалось место на диске, мог произойти останов информационной системы на одном из комбинатов, в другом случае выход из строя одного из серверных процессоров повлек деградацию производительности, которую без специализированного программного инструментария было бы трудно диагностировать. Была также предотвращена попытка несанкционированного проникновения в информационную систему.

"У нас появились руки, глаза и уши в нашей громадной распределенной инфраструктуре, — заключает Семенов. — Мне кажется, этого более чем достаточно".