Роботы Swisslog своим внешним обликом не напоминают человека, а представляют собой угловатые машины с конвейерными лентами, стеллажами для хранения и манипуляторами, ловко шныряющими между медикаментами и лабораторными анализами

Речь идет не о сиделках-гуманоидах типа Honda Asimo, а об автоматизации ряда задач, ошибки при выполнении которых могут иметь непоправимые последствия.

"Роботы оказывают нам огромную помощь, -- отметил Чан Фу, технический директор клиники Bumrungrad International Hospital, находящейся в Бангкоке. -- Делая ставку на технологии, мы внимательно изучаем источники возникновения различных ошибок и готовы утверждать, что большая их часть обусловлена человеческим фактором".

Эта проблема характерна для системы здравоохранения. Отчет о проведенных десять лет назад Институтом медицины США исследованиях, выпущенный под заголовком "Виной ошибкам - человек", показал, что из-за врачебных ошибок и неквалифицированной медицинской помощи в Соединенных Штатах ежегодно умирают 98 тыс. человек.

Еще печальнее то, что ситуация в данной области, согласно публикации, появившейся четыре года назад в журнале Journal of the American Medical Association, улучшается "разочаровывающе медленными темпами".

Персонал клиники Bumrungrad имел возможность на собственном опыте убедиться в том, какую помощь роботы способны оказать медицинским учреждениям. Сотрудники Bumrungrad с таким восторгом отзываются о роботах компании Swisslog Holdings, что их легко можно принять за сотрудников отдела продаж Swisslog.

В клинике используется целый ряд систем Swisslog и в том числе три робота. В отличие от моделей C3PO и R2D2, внешним обликом они не напоминают человека, а представляют собой угловатые машины с конвейерными лентами, стеллажами для хранения и манипуляторами, которые ловко шныряют между медикаментами и лабораторными анализами.

По словам Фу, роботы PillPicker и BoxPicker помогли клинике существенно поднять уровень безопасности обслуживания.

Модель PillPicker раскладывает таблетки и лекарства в индивидуальные пластиковые пакеты, снабжает их штрихкодами, позволяющими узнать, что находится внутри, и заносит в места хранения. При поступлении нового рецепта робот BoxPicker отбирает своим манипулятором нужные медикаменты, складывает их в пакет и приклеивает штрихкод, указывающий, для какого пациента все это предназначено.

В клинике развернута также система пневматической почты Swisslog, аналогичная тем, что обеспечивают автоматизированное перемещение документов в некоторых офисных зданиях или устанавливаются в мобильных банкоматах. Пневмосистема доставляет упаковки с лекарствами на этаж, где находятся пациенты.

Важную роль в системе играют штрихкоды. В них содержится исчерпывающая информация о том, какие лекарства находятся в упаковке, для кого они предназначены, в какое время и в каких дозах их следует принимать. Перед выдачей лекарства медсестра еще раз считывает штрихкод у кровати пациента, с тем чтобы убедиться, что все сделано правильно.

"Для того чтобы в таких условиях выдать не то лекарство, не тому пациенту или не в то время, в действиях персонала действительно должен присутствовать злой умысел", -- заметил Патрик Даунинг, сотрудник корпорации Microsoft, на протяжении нескольких лет занимавшийся реализацией совместных с Bumrungrad технологических проектов.

Новая система - это огромный шаг вперед по сравнению с традиционными методами расфасовки лекарств в бумажные стаканчики и передачи их пациентам, оставляющим персоналу широкий простор для ошибок.

Из других поставщиков аптечных роботов можно назвать компании ScriptPro, Taylist, Omnicell и Pearson Medical Technologies. Главная трудность, которую предстоит преодолеть клиникам на пути развертывания подобных систем, связана с финансированием, ведь каждый такой робот стоит более миллиона долларов.

Частная клиника Bumrungrad обслуживает главным образом туристов, поэтому по своим финансовым возможностям она заметно превосходит медицинские учреждения в регионах. Вместе с тем благодаря наличию дешевой рабочей силы стоимость услуг тайских клиник ниже, чем во многих других странах.

Конечно, с чисто финансовой точки зрения внедрение роботизированных систем в Bumrungrad не имеет особого смысла. "Пройдут десятилетия, прежде чем они смогут окупить потраченные на них средства", -- пояснил Фу.

Дешевизна рабочей силы в Таиланде означает, что для проверки правильности перемещения лекарств на каждом из этапов клиника легко может нанять дополнительный персонал. Собственно, так и поступало руководство Bumrungrad до закупки роботов. Но в конце концов оно пришло к выводу, что спасенные человеческие жизни стоят потраченных денег.

"Если каким-то образом ошибку человека можно исключить, мы стараемся сделать для этого все возможное, -- заявил Фу. -- Большая часть закупаемых клиникой Bumrungrad технологий относится к сфере автоматизации и роботизации. В настоящее время мы рассматриваем возможность закупки дополнительных роботов для фасовки медикаментов, а также для применения в области хирургии".

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями