Алексей Куличенко: Продолжение проекта находилось под вопросом из-за экономического кризиса.

Создание ERP-системы на платформе SAP в "Северсталь-Ресурс" началось в мае 2007 года. Перед компанией, в состав которой входят два железнорудных комбината, две угледобывающих компании, геологоразведочное предприятие, проектный институт и золотодобывающие предприятия, стояла задача повысить эффективность управления и сократить сроки подготовки отчетности. Разнородность этих предприятий, по словам финансового директора "Северсталь-Ресурса" Алексея Куличенко, приводила к тому, что не только эффективно управлять, но и зачастую "просто получить однородную информацию и попытаться на ее основе сделать выводы" было очень трудно.

Руководство компании, как отметил Куличенко, решило не адаптировать ERP-систему к собственным процессам, а выполнить их реинжиниринг по двум причинам: во-первых, из-за разнородности процессов, во-вторых, из-за низкой эффективности. "Мы не являемся носителями лучших практик", — признал он. Пилотным участком решено было сделать предприятие "Воркутауголь", как наиболее крупную и сложную на тот момент бизнес-единицу.

В ходе реализации пилотного проекта были внедрены модули управления финансами (FI), материальными потоками (MM), контроллинга и учета затрат (CO), управления сбытом (SD), инвестициями (IM), проектами (PS), персоналом (HR), модуль стратегического управления предприятием (SEM) и хранилище информации (BW). В июле 2008 года система была переведена в опытно-промышленную эксплуатацию. Как отметил Куличенко, успешное, сделанное в сроки "закрытие" отчетности по третьему кварталу 2008 года показало, что система, во-первых, используется, во-вторых, позволяет поддерживать внешние требования к компании.

С октября 2008 года по февраль 2009-го компания взяла паузу, во время которой "думали, как двигаться дальше". По словам Куличенко, основной вопрос формулировался так: можно ли, борясь с последствиями кризиса, параллельно проводить изменения такого уровня и такой сложности. Руководители компании в итоге сочли, что противоречий в этих двух задачах нет и что реорганизация и повышение внутренней эффективности в данном случае станут наиболее правильной реакцией на внешнюю ситуацию. "На сегодня единодушие в том, что этот проект продолжается и обязательно должен быть завершен, точно есть и на уровне 'Северсталь-Ресурса', и на уровне компании 'Северсталь'", — заявил Куличенко. Сейчас осуществляется тиражирование решения на железорудных предприятиях - комбинате "Карельский окатыш" и Оленегорском горно-обогатительном комбинате, начало эксплуатации запланировано на январь 2010 года.

Как отметил руководитель проекта внедрения ERP Юрий Шеховцов, цели проекта первоначально обсуждались и формулировались генеральным и финансовым директорами компаниями, в управляющий комитет проекта вошли все высшие руководители. Для формирования проектной команды со стороны бизнеса были выделены эксперты высшей квалификации, с полным отрывом от производства. Для управления изменениями привлекаются региональные "спонсоры"; так, в компании "Воркутауголь" это финансовый директор. В совокупности с развитым механизмом пропаганды, включавшим Internet-портал, агитационные видеоролики и листовки, удалось получить нужный эффект. Самым сложным, по словам Шеховцова, было добиться, чтобы люди на местах поверили - система заработает, и приняли новые процессы. Он отметил, что после пилотного внедрения "Северсталь-Ресурс" смогла поддерживать внедренную систему без участия консультантов.

Детального плана внедрения ERP-системы в угледобывающей компании PBS Coals (Пенсильвания, США), которая вошла в "Северсталь-Ресурс" прошлой осенью, а также в зарубежных предприятиях золоторудного блока, по словам Куличенко, пока нет, однако есть понимание, что это "технически возможно": шаблон решения подразумевает глобальное тиражирование.

"Надеемся, что, как только хватит ресурсов, очередь до них дойдет", — заявил Куличенко.