Мегаслияние America Online и Time Warner, состоявшееся в 2001 году и ставшее самым крупным в истории на тот момент, широко обсуждалось в средствах массовой информации всего мира, а легендарный председатель совета директоров AOL Стив Кейз попал на обложку журнала Newsweek Руководство компании Time Warner планирует отделить часть бизнеса AOL, связанный с предоставлением услуг доступа к Internet, от других направлений деятельности этого своего подразделения и управлять всем этим независимо. С таким заявлением выступил генеральный директор и президент Time Warner Джефф Бьюкс. По мнению некоторых экспертов, подобная реструктуризация может стать первым шагом к продаже этого бизнеса.

Это решение не стало неожиданным, поскольку бывший генеральный директор Time Warner Дик Парсонс еще в сентябре говорил о том, что бизнес AOL, связанный с предоставлением доступа к Internet, скорее всего, будет выделен в отдельную структуру. Правда, никаких конкретных шагов в тот момент предпринято не было.

Властвовать и разделять

Бьюкс занял пост генерального директора 1 января и почти сразу заявил, что Time Warner планирует разделить бизнес AOL. Цель затеянных преобразований заключается в ускорении перехода от "приходящего в упадок бизнеса подписки на провайдерские услуги к растущему бизнесу Internet-рекламы".

"Это должно заметно расширить стратегические возможности AOL в каждом из основных секторов бизнеса", - подчеркнул Бьюкс в своем выступлении, посвященном подведению финансовых итогов работы Time Warner в четвертом квартале 2007 года. Он отметил различия между предоставлением платного доступа к Internet и рекламным бизнесом AOL, который охватывает сферу электронных сервисов и предоставления контента.

Бьюкс не стал называть каких-то конкретных сроков и других подробностей грядущего дробления. Количество подписчиков платных услуг AOL по предоставлению доступа к Internet продолжает уменьшаться, хотя Бьюкс и сообщил о том, что Time Warner сократила операционные издержки AOL "более чем на миллиард долларов".

Догнать Google и Yahoo

Несмотря на то что цель AOL заключается в том, чтобы стать достойным конкурентом Google, Yahoo и Microsoft на рынке Internet-рекламы (последние две компании, кстати, в ближайшее время могут превратиться в объединенного гиганта), доходы AOL от рекламы на протяжении нескольких последних кварталов росли медленнее, чем в среднем по отрасли.

В четвертом квартале рекламный оборот AOL увеличился на 18%, что не дотягивает до средних показателей по отрасли, которые, по оценкам International Advertising Bureau, находятся на уровне 25%. Для сравнения, рекламные доходы Google за тот же период увеличились на 51%.

Кроме того, рекламный оборот AOL рос медленнее среднего уровня по отрасли во втором и третьем кварталах 2007 года. В третьем квартале, который завершился 30 сентября, он вырос на 13%, а во втором, завершившемся 30 июня, - на 16%. Вместе с тем средний оборот по отрасли за тот же самый период увеличился на 26%.

У Time Warner все в порядке

Финансовые результаты Time Warner в четвертом квартале вполне соответствовали ожиданиям аналитиков с Уолл-стрит, но чистая прибыль компании по итогам квартала уменьшилась. Согласно финансовой отчетности, Time Warner заработала 1,03 млрд. долл, в то время как в четвертом квартале предыдущего года этот показатель составил 1,75 млрд. долл. Правда, на результаты в четвертом квартале 2006-го финансового года существенное влияние оказали доходы, полученные от продажи бизнеса AOL по предоставлению доступа к Internet в Великобритании и Франции.

Квартальный оборот компании увеличился на 2,4%, с 12,34 млрд. долл. в 2006 году до 12,64 млрд. долл. в 2007-м.

Бьюкс рассказал также о других планах, направленных на сокращение издержек и корректировку стратегии, которые должны помочь Time Warner повысить эффективность ведения бизнеса. Причем AOL - не единственное подразделение, которое затронут реформы. Предполагается также сократить инвестиции в направление Time Warner Cable.


Чем обернулась "сделка века" между AOL и Time Warner

Сделка: слияние компаний America Online и Time Warner (завершилась в 2001 году).

Цена: 164,7 млрд долл. в акциях.

Цель: объединение лучших черт новых и традиционных медиа, слияние контента, сложение клиентской базы Time Warner с сообществом абонентов AOL, которое тогда насчитывала 20 млн. человек.

"Дружественное" слияние: Лопнувший вскоре после заключения сделки мыльный пузырь "доткомов" потянул за собой и акции AOL, вызвав споры по поводу того, кому эта сделка была выгодна.

После слияния: В 2002 году убытки AOL Time Warner составили 100 млрд. долл., из которых 99 млрд. пришлось на списания вследствие снижения стоимости акций AOL. Компания стала носить название Time Warner, а цена ее акций упала более чем на 80% по сравнению с пиковым уровнем, который был достигнут на момент объединения. В настоящее время большая часть акций AOL принадлежит Time Warner, а бизнес, связанный с предоставлением доступа к Internet и отражающий отголоски былой индивидуальности AOL, объединяет лишь около 10 млн. абонентов, что ставит компанию на третье место в рейтинге провайдеров США.