Ключевой особенностью Microsoft Office Communications Server является управление каналами взаимодействия пользователей на основе информации о доступности абонента

"Пока Microsoft Office Communications Server лучше использовать вместе с какой-нибудь IP-АТС, - уверен Станислав Черков, руководитель направления компании "Крок". - В реализации IP-телефонии от Microsoft не хватает ряда функций".

Ключевой особенностью OCS является управление каналами взаимодействия пользователей на основе информации о доступности абонента. В зависимости от "статуса доступности" система выполняет автоматическую маршрутизацию телефонного вызова или превращает его в сообщения электронной почты. Причем разговор по телефону, инициированный системой, автоматически меняет статус доступности сотрудника. Вся история взаимодействия, в том числе и телефонного, фиксируется в специальном каталоге Exchange. Информация о номерах телефонов, адресах электронной почты и других способах связи с сотрудником хранится в Active Directory - часто для связи с нужным человеком вообще можно не знать его номера или адреса, достаточно только имени и фамилии.

За счет использования статуса доступности можно быстрее выбрать оптимальный канал связи с нужным человеком. Есть возможность установить Office Communicator на смартфоны под управлением операционной системы Windows Mobile 6 и превратить это устройство в мобильное рабочее место. В этом случае даже звонки по мобильному телефону будут влиять на статус присутствия сотрудника. Таким образом, мобильный телефон тоже включается в систему унифицированных коммуникаций практически на равных правах с компьютером и IP-телефоном.

Для внедрения OCS требуется соблюдение определенных условий. В частности, на предприятии должна быть развернута структура Active Directory, где хранятся все справочники и телефонные книги. Кроме того, нужен развернутый удостоверяющий центр, с помощью сертификатов которого выполняется защита соединений, особенно если они выходят за пределы корпоративной сети, это нужно для подключения смартфонов и связи с партнерскими IP-системами. Для работы с электронной почтой также надо установить Exchange Server 2007 - через него организуются все асинхронные соединения в случае, если сотрудник недоступен для телефонного общения.

Существует два типа интеграции компьютерной системы управления в телефонную инфраструктуру: управление телефонными соединениями с помощью OCS и работа OCS в режиме удаленного SlP-телефона, подключаемого к IP-АТС. Первый метод обозначается в терминологии Microsoft как контроль над телефонными вызовами (Full Call Control) и используется для работы с уже установленной на предприятии системой IP-телефонии. Второй метод носит название корпоративных голосовых соединений (Enterprise voice) и дает большую свободу в выборе оконечных устройств. В этом случае подключиться к телефонной сети можно с помощью компьютера с гарнитурой или трубкой с USB-интерфейсом, мобильного телефона или подключенного к компьютеру телефонного аппарата.

Есть также возможность совместить работу OCS с построенной в компании системой видеоконференц-связи. Это реализовано в виде звонка на сервер видеоконференц-связи с подключением видеопотока. Сейчас есть возможность взаимодействовать таким образом с оборудованием Tandberg/Codian и Policom. Однако пользователь OCS не является полноценным членом системы видеоконференц-связи; в частности, из нее пока невозможно инициировать подключение такого пользователя.