По мнению Валентина Макарова, в России существуют необходимые предпосылки для развития собственной сервисной индустрии

Саммит также показал, что Россия может потерять завоеванные за последнее десятилетие позиции под напором более агрессивно и правильно действующих стран-конкурентов. На презентации национальных объединений ИТ-компаний президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров представил достижения отечественных компаний. Но государственной поддержкой российских софтверных компаний ему было сложно кого-либо удивить. Ее уровень в других странах несравнимо выше.

Беспокоит Макарова и то, что высокопоставленные чиновники имеют несколько устаревшее представление о тех направлениях ИТ, развитие которых в первую очередь стоит стимулировать.

«На различных совещаниях и встречах, - говорит он, - часто можно услышать, что важнее поддерживать разработчиков готовых решений и программных продуктов, поскольку продуктовая модель позволяет иметь большую маржу и быстрее увеличивать экспорт. Сервисная же модель рассматривается как какая-то ущербная, которая способствует лишь укреплению позиций западных вендоров».

Подобное представление не соответствует мировым тенденциям. Согласно прогнозам Gartner, мировой рынок лицензионных программных продуктов, который составляет сейчас 850 млрд долл., будет в ближайшие годы сокращаться, а рынок ИТ-услуг, составляющий 820 млрд долл., – расти. В результате кризиса эти изменения ускорятся. Ожидается, что рынок услуг станет больше рынка продуктов к 2010 году, а в 2012-м его емкость превысит 1 трлн долл.

Эксперты Gartner уверяют, что наблюдаемое сейчас снижение спроса на ИТ-услуги будет кратковременным. В результате кризиса бизнес ограничивает, прежде всего, инвестиции в новые проекты. Однако скоро начнутся сокращения персонала и передача аутсорсинговым компаниям заказов на ИТ-услуги, которые ранее предоставляли собственные подразделения (в Gartner оценивают объем внутренних ИТ-услуг в 520 млрд долл.).

Аналогичные процессы будут, несомненно, происходить и в России, хотя, возможно, с некоторым временным лагом по сравнению с экономически развитыми странами. Переориентация на сервисную модель на нашем рынке уже идет. В частности, она проявляется в том, что в структуре доходов поставщиков готовых решений увеличивается доля услуг по поддержке пользователей.

Правильные ориентиры

Возможно, чиновники не знают, что такие компании, как HP и IBM, являются в большой степени сервисными, а мировым лидером по предоставлению ИТ-услуг считается не Индия, а США. Конечно, большую часть работ выполняют подразделения, находящиеся в Индии или Китае, но они все равно управляются из американских штаб-квартир.

«Не стоит отрицать необходимость оказания поддержки и продуктовым компаниям. Важно, чтобы эта поддержка была предоставлена также отечественным поставщикам ИТ-услуг», - считает Макаров.

В то же время, у тех аутсорсинговых компаний, которые лишь перепродают зарубежным клиентам человекочасы, действительно, перспективы не очень хорошие. Они рано или поздно будут поглощены крупными корпорациями. Специалисты Gartner считают, что в сфере ИТ наиболее эффективным бизнес будет у глобальных сервисных компаний, предоставляющих комплекс ИТ-услуг. В предлагаемом ими пакете услуг уже заложено использование готового технического решения. При этом интеллектуальная собственность поставщика не раскрывается и не передается клиенту. Благодаря ей сервисная компания получает источник дополнительного дохода от повторяющегося использования созданного решения.

По оценке Gartner, подобные глобальные компании должны иметь оборот не менее 200 млн долл. и свыше 5 тыс. сотрудников. Кроме того, обязательно наличие территориально распределенной структуры, которая охватывала бы все ключевые регионы, чтобы предоставлять услуги по всему миру в любое время суток, а также использовать сильные стороны разработчиков в различных странах.

Из отечественных ИТ-компаний этим требованиям пока никто полностью не соответствует. Но несколько компаний движутся в этом направлении и со временем могут стать глобальными.

Ошибочной, если опираться на выводы Gartner, является стратегия, предполагающая ориентацию ИТ-компаний лишь на внутренний рынок.

Доминировать как на мировом рынке, так и на локальных рынках будут глобальные сервисные компании. Остальным придется присоединиться к ним через поглощение или выполнять более дешевые субконтрактные работы. Поэтому, считает Макаров, государству следует поддерживать в первую очередь компании, изначально ориентированные на глобальный рынок.

Китай уходит в отрыв

Саммит Gartner показал, что по сравнению с Индией, Бразилией, Китаем и Филиппинами государственная поддержка ИТ-сектора в России крайне незначительна. Особенно впечатляют достижения и планы Китая. На конференции чиновники из шести провинций этой страны демонстрировали меры поддержки сервисной индустрии в своих регионах. Однако это лишь начало.

В Китае принята государственная программа 10/100/1000, согласно которой в стране должно появиться десять региональных центров ИТ-услуг мирового уровня с современной инфраструктурой. В эти центры предполагается пригласить 100 крупнейших зарубежных сервисных компаний. Результатом создания этих центров должно стать появление 1000 китайских компаний, работающих на глобальный рынок.

Китай, судя по всему, обгонит Россию по объему экспорта ИТ-услуг уже в следующем году, а потом очень скоро превратится еще в одного глобального игрока наряду с Индией и США.

При отсутствии господдержки отечественная индустрия ИТ-услуг не сможет ни развиваться на чужих рынках, ни расти на российском рынке, и будет вынуждена уступать наиболее крупные и даже стратегически важные проекты конкурентам.

Вместе с тем, в России существуют необходимые предпосылки для развития собственной сервисной индустрии. При соответствующей поддержке эта индустрия может эффективно развиваться и сохранить статус одного из значимых участников мирового рынка.