Процессор Intel Atom N270, чипсет Mobile Intel 945GSE Express, вес около килограмма – то же самое можно сказать и о продукции конкурентов. Но если в России и впрямь готовы доплачивать за сексуальность нетбука, проблем с продажами у ASUSTeK возникнуть не должно Когда речь заходит о нетбуках, сверять тенденции рынка логично с ASUSTeK. И если в продуктовой линейке ASUS Eee PC появляется модель с хрустальными украшениями от Swarovski по цене свыше 900 долл., это не просто обращает на себя внимание – мало ли дорогих безделушек, позиционируемых как модные аксессуары, выпускается в электронной индустрии. Это располагает к тому, чтобы задуматься о путях дальнейшего развития рынка нетбуков. И о том, что вообще происходит со словом «нетбук».

Почему так? Почему ASUSTeK? Все очень просто – пионеры и основоположники жанра. Да, уже не бесспорные лидеры по объемам поставок, как в недалеком прошлом. В сентябре, по сведениям из тайваньских источников, объем поставок Eee PC достиг 700 тыс. штук, тогда как у Acer Aspire One он превысил 1,2 млн штук. Но даже если оно и так (а тайваньские источники, как показывает практика, не всегда безукоризненно точны), по части нетбуков авторитет ASUSTeK остается почти непререкаемым. Судите сами – рынку нетбуков менее полутора лет, самому термину «нетбук» и того меньше. Можно сказать, что нетбуки в ASUSTeK выпускались, когда они еще не были нетбуками. Когда же они наконец ими стали, именно Eee PC приводили как наглядный пример того, каким может быть нетбук. И не где-нибудь, а в Санта-Кларе.

Генеральный менеджер подразделения Intel Global Communication Group Пол Бержевин в своем блоге на корпоративном сайте отмечал тогда, что успехи Eee PC его вдохновляют, предлагая читателю такое определение нетбука: «Это маленькие ноутбуки, разработанные для беспроводных коммуникаций и доступа к Internet. И они стоят около 250 долл.»

Маленькие недорогие ноутбуки (или точнее – субноутбуки, если придерживаться старых принципов классификации) с упрощенной функциональностью покупателям пришлись по душе. Первые умеренно-оптимистичные прогнозы аналитиков очень скоро были поставлены под сомнение производителями (в первую очередь – ASUSTeK и Acer), рапортовавшими о куда более высоких темпах роста. Аналитики быстро исправились. В IDC, например, избегая прямого употребления слова «нетбук», оценили объем рынка «мининоутбуков» только в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) в третьем квартале этого года в 2 млн штук, а в четвертом квартале ожидают его увеличение до 4 млн. А согласно недавнему прогнозу DisplaySearch, обнародованному в середине октября, общемировой объем поставок нетбуков (они же – мини-ноутбуки) в 2008 году должен превысить 14 млн штук.

Парадокс, однако, заключается в том, что несмотря на впечатляющий рост объемов продаж, представления широких масс покупателей о том, что такое нетбук и для чего он предназначен, как выяснилось, остаются не вполне четкими. Косвенным свидетельством тому является сама эволюция понятия «нетбук». Но наиболее ярко, пожалуй, этот феномен отразил редактор одного из известных американских сайтов для оверклокеров в своей статье под названием «Постижение разницы между нетбуком и ноутбуком». «Среди наших читателей нет ни одного, кто не понимал бы, что нетбук и ноутбук это две разные вещи. Возможно, вы не знали этого сначала, но вы ведь делали домашнюю работу, предварительно изучая предмет своей предстоящей покупки. Так почему же обычные люди не могут это делать?» – вопрошал редактор.

В той же статье содержалось и краткое разъяснение разницы между нетбуками и ноутбуками, предложенное производителям в качестве руководства по изготовлению маркетинговой документации. После ознакомления с ним у автора этих строк возникло впечатление, что нетбук отличается от ноутбука примерно тем же, чем легендарный «Запорожец» отличался от автомобиля.

В самом деле, ну как могут производители нетбуков подчеркивать, что нетбук не является ноутбуком, когда по определению, то есть формально, он им является? Подобная рекомендация могла бы сойти за удачную шутку, но сегодня она воспринимается уже иначе. Потому что, как выяснилось, то была совсем не шутка. Прислушались ли они к советам оверклокеров или под давлением каких-то иных обстоятельств, но производители действительно внесли – явочным порядком – некоторые коррективы в изначальную трактовку слова «нетбук».

Во-первых, это теперь как бы уже и не ноутбук – от производителей все чаще можно услышать слова о самостоятельном продукте и отдельном типе мобильных устройств. Во-вторых, из модифицированного перечня характеристических особенностей нетбука изъят эпитет «недорогой». И если с первым еще можно соглашаться или не соглашаться (можно приводить доводы как в одну, так и в другую сторону), то второе вполне очевидно – цены на нетбуки действительно выросли. Какие там 250 долл., о которых говорил весной Бержевин? Новый ASUS Eee PC S101, как уже упоминалось выше, стоит на российском рынке более 900 долл. – и это в минимальной конфигурации. Даже с учетом традиционных различий в ценообразовании между российским и американским рынками, взлет цен всего лишь за полгода выглядит впечатляюще. Тем более, что ему соответствует и довольно серьезное изменение в представлениях о том, что такое нетбук.

В ASUSTeK объясняют рост цен расширением функциональных возможностей нетбуков и использованием более качественных материалов. Дескать, их к этому толкает обострившаяся конкуренция на рынке. Да и пользователи вроде как высказывали пожелания улучшить функциональность и повысить производительность нетбуков. Да, за это приходится платить увеличением цены продукта. Но разве это не приближает нетбуки к обычным ноутбукам? По цене – приближает. По размерам дисплея (у S101 диагональ экрана составляет 10,2 дюйма) – приближает. Получается, что пользователи хотят видеть нетбуки больше похожими на ноутбуки? И они готовы за это платить больше, тем самым создавая производителям проблемы с дифференциацией продуктовых линеек нетбуков и ноутбуков относительно друг друга? Но раз так, зачем тогда вообще продолжать эпопею с нетбуками? Ведь нет ни одной их функции, которая бы не поддерживалась обычными ноутбуками!

Несколько месяцев назад, что называется, в воздухе витал вопрос: «Будут ли прибыльными для производителей поставки лаптопов по цене около 250 долл.?» В Intel отвечали, что со своей стороны поспособствуют производителям нетбуков, выпуская недорогие и компактные процессоры с низким энергопотреблением. Аналитики пожимали плечами и публиковали свои умеренно-оптимистичные прогнозы. Список компаний, предлагающих нетбуки на рынке, постепенно расширялся – в игру вступили HP, Acer, Dell, Fujitsu Siemens. Объемы поставок пошли вверх. И цены тоже пошли вверх. Через некоторое время вопрос, витавший в воздухе, по сути отпал сам собой.

Ведущий аналитик TechKnowledge Strategies Майк Фейбус недавно высказался в том духе, что нечего, мол, особенно беспокоиться насчет нетбуков. И что если кто верит, что можно приобрести полноценный ноутбук за 500 долл., пусть идут и покупают, а нетбуки оставят в покое. Досталось от Фейбуса и тем, кто опасается, что волна спроса на нетбуки подхлестнет дальнейшее снижение цен на ноутбуки начального уровня. Именно так, по его словам, и будет. Фейбус даже сравнил нынешнюю ситуацию с нетбуками с появлением настольных систем Compaq на базе процессоров MediaGX (тогда – еще компании Cyrix) в 1997 году, которое снизило входной порог цен на рынке сначала до 1000 долл., а вскоре и до 750 долл. Нетбуки на основе процессоров Atom точно так же могут перетянуть на себя часть покупателей, которые в иных условиях приобрели бы недорогой ноутбук. И в этом есть определенная опасность для производителей – в краткосрочной перспективе. «Но если и дальше продолжать аналогию с MediaGX, то повода для беспокойства на самом деле нет. Рано или поздно тем же самым покупателям потребуется нечто большее», – резюмировал Фейбус (к аналогичным выводам, кстати, пришли и некоторые другие эксперты – в частности, Джон Джейкобс из DisplaySearch и Брайан Ма из IDC).

Если еще дальше продолжать аналогию с MediaGX, будущее для нетбуков вырисовывается, мягко говоря, не самое завидное. Причем вне зависимости от того, будут ли цены на них и дальше расти, остановятся на нынешнем уровне или вернутся к тем, что были несколько месяцев назад. Но это – в перспективе. На ближайшее же время у производителей, видимо, останется головная боль по поводу позиционирования нетбуков и ноутбуков начального уровня. Зато теперь им не приходится мучительно ломать голову над тем, как сделать прибыльным выпуск нетбуков по цене 250 долл. Рынок временно избавил их от этой тяжкой доли, и Intel не остается ничего иного, кроме как согласиться с таким положением вещей.

В том, что рынок требовал от производителей именно такие нетбуки, как ASUS Eee PC S101, есть некоторые сомнения. Дороговато, да и необходимость пресловутой бижутерии Swarovski, украшающей шарниры крепления крышки, скажем так, не безусловна. С другой стороны, сильно опасаться, что продукт останется на рынке невостребованным, тоже не приходится – особенно если говорить о России. Глобальный финансовый кризис наводит ужас на Уолл-Стрит и на европейские столицы, но потребительский бум в стране, живущей с нефтегазовой ренты, он пока не отменяет.

Вы можете спросить: а как же миллионы новых пользователей из развивающихся стран, которым всего несколько месяцев назад обещали низкие цены, да еще и впридачу с практичной функциональностью? Что ж, с Eee PC S101 – тонким, стильным и сексуальным (как его характеризуют в ASUSTeK) они, понятное дело, пролетают. Но ведь и обещанного, как гласит народная мудрость, обычно ждут несколько дольше. Тайваньские источники недавно сообщили о намерении ASUSTeK выпустить в 2009 году модель Eee PC по цене пусть и не 250 долл., но около 300 долл. Что-то будет еще через пару лет...


Семейный подряд

Практически все полуофициальные сведения о грядущем расширении продуктовой линейки Eee, которые поступали в последнее время из тайваньских источников, к концу октября получили официальное подтверждение. Действительно, в семействе Eee должны появиться материнские платы и телевизоры. Неттопы Eee Box и беспроводной игровой контроллер Eee Stick в нем уже имеются, на подходе – мониторы Eee Top. Кроме того, в ASUSTeK планируют дополнить серию Eee PC моделями с сенсорным экраном. Образцы, вероятно, будут демонстрироваться в рамках январской выставки Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе.

О роли семейства Eee в бизнес-планах ASUSTeK на следующий год красноречиво говорят цифры, приведенные некоторое время назад одним из тайваньских источников со ссылкой на президента компании Джерри Шена. При определенном стечении обстоятельств до 40% от оборота ASUSTeK в 2009 году могут принести продукты под брендом Eee. При этом на долю Eee PC, как рассчитывают в компании, придется не менее 20%. А если звезды будут тому благоволить, то и все 30%.