По всему Пекину часы отсчитывают секунды, оставшиеся до того момента, который в Китае ждали на протяжении семи лет. 8 августа 2008 года в 20 часов начнется официальная церемония открытия Олимпийских игр в Пекине (фото: Xinhua)  

Но, пожалуй, главное олимпийское соперничество связано все же не с этими 16 днями в августе, а с событиями 2000-го и 2001 года, когда Пекин состязался за право принимать игры со Стамбулом, Осакой, Торонто и Парижем. В конечном итоге Китай сумел одержать верх в этой борьбе. До церемонии открытия Олимпийских игр 2008 года оставалось 7 лет и 26 дней. Подобно выстрелу стартового пистолета, победа Пекина ознаменовала собой начало проекта построения грандиозной инфраструктуры, на которую возложена задача поддержки самого крупного и популярного спортивного события четырехлетия.

Одна из целей организаторов Олимпийских игр в Пекине заключается в том, чтобы превратить спортивный праздник в "Олимпиаду высоких технологий". По словам представителей оргкомитета Олимпиады, в данном событии найдут отражение последние технологические достижения национальных и международных исследовательских и инженерных организаций. Располагая общим бюджетом в 2 млрд долл., в оргкомитете планировали потратить 400 млн долл. на реализацию 449 научно-исследовательских и технических проектов.

Новые системы ориентированы на проведение крупного спортивного события, но вместе с тем они окажут немаловажное влияние и на жизнь города в целом — как правило, именно это является главным побудительным мотивом для организаторов Олимпийских игр. Что же достанется в наследство инфраструктуре Пекина после 16 дней основных соревнований и последующих Паралимпийских игр?

Для человека, занимающего подобную должность, Джереми Хор выглядит удивительно спокойным. Будучи уроженцем Австралии, главный координатор ИТ-систем Олимпиады 2008 года не принимал участия в организации игр в Сиднее, но затем его компания Atos Origin на протяжении полугода занималась подготовкой соревнований в Афинах, а в 2006 году приняла участие в координации зимних игр в Турине.

Управление проектом организации ИТ-систем Олимпиады -- дело нелегкое.

"Пожалуй, самое сложное заключается в том, что сроки сдвинуть совершенно нереально, -- заметил Хор. -- В любом другом проекте в случае острой необходимости вы можете позволить себе задержку, даже если это не лучшим образом скажется на проекте в целом".

Масштабы Олимпиады трудно сравнить с каким-либо другим событием. Скажем, чемпионат мира по футболу продолжается несколько дольше и охватывает больше городов, но в его 64 матчах принимают участие гораздо меньше спортсменов. Все здесь подчинено только одному виду спорта, для контроля за игровым временем достаточно только одних часов, и к обработке данных предъявляются гораздо менее высокие требования.

В отличие от этого летние Олимпийские игры объединяют 302 соревнования в 28 различных видах спорта. Они проводятся в семи городах - от Шеньяна на севере до Гонконга на юге. Для участия в играх аккредитовано 200 тыс. спортсменов, членов делегаций, представителей средств массовой информации и прочих лиц. В период проведения соревнований ежедневно обрабатывается более миллиона страниц информации.

Следует помнить и о других ограничениях (например, на использование оборудования и услуг), с которыми приходится сталкиваться участникам проекта. "С учетом обязательств перед спонсорами и партнерами выбор у нас был невелик, -- пояснил Хор. -- Отношения приходится поддерживать с уполномоченными компаниями, в данном случае с China Netcom, China Mobile и Lenovo. Впрочем, вряд ли это стоит считать серьезным препятствием. Даже интересно, если учесть, что мы работаем с таким большим числом партнеров и спонсоров". Кроме того, в отличие от обычной корпоративной практики, все переговоры с поставщиками вел оргкомитет BOCOG, а не Atos Origin.

Планирование проведения Олимпийских игр началось в 2003 году с составления генерального плана развертывания ИТ-систем. 40-50% методики планирования перекочевывает от одной Олимпиады к другой, адаптируясь к местным условиям. В 2004 году команда Хора приступила к проектированию полностью зарезервированных ИТ-систем. В следующем году разработчики сконцентрировались на построении систем и их тестировании, а в 2006-м, в соответствии с требованиями Олимпийского комитета, начались двухлетние испытания.

Подобно спортсменам, которые на протяжении нескольких лет готовились к играм, сотрудники ИТ-службы снова и снова тестировали свои системы. Общее число проведенных испытаний достигло 200 тыс. В Atos выделили 100 человек, которые ничем иным, кроме тестирования, не занимались. Некоторые системы (предназначенные, например, для управления размещением спортсменов, их семей и обслуживающего персонала) требовалось ввести в эксплуатацию за три года до начала игр, а обслуживающую систему - за два года до старта.

В преддверии Олимпиады все системы и места проведения соревнований подверглись серьезным испытаниям. Как правило, это делалось путем проведения национальных или мировых чемпионатов, которые обеспечивали нужную обстановку для проверки работы всех механизмов и их операторов. Представители международных федераций, занимающихся соответствующими видами спорта, должны были поставить свои подписи под актами с результатами тестирования.

В Atos Origin провели также две полномасштабные трехдневные репетиции, в ходе которых была смоделирована работа всех систем и опробовано около 700 сценариев для проверки реакции систем и технического персонала. В сценариях отрабатывались вопросы, как связанные с ИТ (например, нарушения системы безопасности или пожар на подстанции), так и не имеющие к этому отношения (массовые пищевые отравления персонала или неспособность гостей игр добраться до места своего размещения). Первый этап испытаний, завершившийся в апреле, прошел успешно. Вторая репетиция состоялась в середине июня.

Две основные подсистемы ИТ-инфраструктуры Олимпиады разработаны специалистами самой Atos Origin. Подсистема Games Management System (GMS) управляет планированием и обслуживанием игр, включая подбор персонала, размещение, организацию переездов и медицинского обслуживания. В состав подсистемы Information Diffusion Systems (IDS) входят информационные табло компании Omega, на которых отображаются время и счет. Первую версию системы в Atos представили еще на играх 1992 года в Барселоне. Для Олимпиады в Пекине была разработана подсистема GMS, написанная на Java и включающая в свой состав компоненты с открытым кодом, в том числе сервер приложений JBoss и Web-сервер Apache Tomcat.

Для журналистов на платформе Java подготовлена система Commentator Information System (CIS), построенная на основе сенсорных экранов и позволяющая комментаторам получать мгновенный доступ к информации о результатах соревнований и биографиям атлетов. Опираясь на эти сведения, репортеры могут оперативно сообщать о происходящем аудитории, охватывающей самые разные страны. В состав подсистемы IDS включен также официальный сайт Олимпиады, управление которым осуществляет компания Sohu.com, и компоненты доставки информации журналистам и представителям спортивных федераций. В CIS появился дополнительный компонент Remote CIS, который позволяет сотрудникам новостных агентств осуществлять удаленный доступ к системе из других стран.

При проектировании обеих подсистем очень важно было создать мощное, надежное и устойчивое ядро. Основной выбор пал на платформу Unix.

"В Пекине мы не используем Linux, -- сообщил Хор. -- Возможно, ставка на эту операционную систему будет сделана в перспективе, но пока она осталась за бортом. Решение принималось исходя из того, что считалось лучшим на текущий момент четыре-пять лет тому назад. По этой же причине в олимпийских системах не появится Windows Vista, хотя XP будет присутствовать на многих настольных компьютерах".

Компания Lenovo поставила организаторам 10 тыс. компьютеров - настольные системы KTS 660, а также ноутбуки Thinkpad T60 и E680. Кроме того, при проведении игр задействованы 5 тыс. терминалов для отображения результатов, поровну распределенные между CIS и олимпийской intranet-сетью. Организаторы закупили 4 тыс. принтеров и тысячу серверов, среди которых представлены модели R520, G4Y, R630 и R650.

Все ИТ-системы сосредоточены в центре DHQ (Digital Headquarters). Темно-серое здание расположено в северо-западной части Олимпийского парка. Из его окон открывается вид на комплекс Water Cube, где пройдут соревнования по плаванию, и уже ставшее знаменитым "Птичье гнездо" -- главный стадион Олимпийских игр.

Помимо настольных систем, в комплексе DHQ размещен центр обработки данных площадью 300 квадратных метров. Второй точно такой же ЦОД построен для резервирования компьютерных мощностей и в целях безопасности. Его местонахождение организаторы держат в секрете. После окончательного завершения тестирования большую часть клиентского оборудования, предварительно установленного в DHQ, переместят в места проведения соревнований по каждому из 28 видов спорта. Все эти комплексы проектировались с учетом требования автономного функционирования, не зависящего от работы других подсистем.

Святая святых DHQ — это технологический операционный центр (TOC). Персонал, состоящий из 150 человек (в их число входят специалисты по компьютерным сетям и Unix), обеспечивает круглосуточную техническую поддержку игр и связь с местами проведения соревнований. В TOC базируется противоаварийная система Incident Management System, которая должна выявлять неисправности на местах, определять их приоритет и извещать о произошедшем обслуживающий персонал.

Одна из новых технологий, которая, пусть и в ограниченном виде, но задействована на Олимпиаде, - протокол IPv6. Он обеспечивает улучшенную по сравнению со своим предшественником IPv4 поддержку проведения видеоконференций и организацию телевещания высокой четкости, а также снижает стоимость построения систем безопасности и подключения устройств мониторинга.

Хотя проблема исчерпания IP-адресов давно назрела, она пока носит локальный характер. Каких-то конкретных сроков для перехода на IPv6 не определено. Что касается Китая -- страны, в которой сегодня насчитывается самое большое количество пользователей Internet -- смена IP-адресов, по данным ICANN, здесь может произойти в 2010-м или 2011 году.

"Развертывание протокола IPv6 по всему миру во многом будет зависеть от событий, происходящих в Азии, -- отметил вице-президент азиатско-тихоокеанского отделения компании Juniper Networks Мэтт Колон. -- Традиционно лидером в части проведения научно-технических разработок и развертывания новых технологий здесь считается Япония. Но в последние несколько лет Китай заметно подтянулся к своему островному соседу".

Используя инфраструктуру IP в сочетании с Wi-Fi и другими беспроводными технологиями, в Пекине вынесли свою олимпийскую сеть видеонаблюдения за пределы области, охваченной кабельными системами. По сути, границы сети определяются только пропускной способностью. Сеть расширяется путем простой установки дополнительных камер и повторителей беспроводной сети, когда в них возникает потребность.

Контроль за безопасностью осуществляется во всех районах Пекина. Используя развертываемую существующую инфраструктуру IPv6, относительно недорого контролировать центральную часть Олимпийского парка и следить за дорожным движением в городе. Управление центральными объектами планируется организовать с помощью аналоговой сети. Что же касается расширения зоны покрытия и удаленного мониторинга, это гораздо более сложные задачи, решение которых потребовало строительства дополнительных локальных станций мониторинга.

Китайская сеть CERNET (Chinese Education and Research Network) поддерживает беспроводные приложения, спроектированные специально для игр. Около 15 тыс. такси, оборудованных необходимыми средствами связи, передают на центральный пункт управления информацию о своем местонахождении и о дорожной ситуации. Датчики, использующие IPv6, поддерживают контроль за освещением на олимпийских объектах и следят за состоянием систем безопасности.

Но если отвлечься от игр и того огромного влияния, которые они оказывают на развитие сетей в Китае, краткосрочные перспективы IPv6 в Китае выглядят значительно менее радужными.

"Проектирование и обслуживание сетей IPv6 осуществляется в основном по инициативе правительства, а не телекоммуникационных операторов, -- сообщил Фэн Мейкин, старший консультант исследовательской компании BDA. -- Операторы понимают, что технология IPv6 не принесет им принципиально новых прибыльных приложений -- приложения IPv6 несущественно отличаются от тех, которые поддерживают протокол IPv4, а следовательно, вкладывать в новую инфраструктуру большие деньги не имеет смысла. Вместе с тем, технология IPv6 способна обеспечить гораздо более высокий уровень безопасности и качества обслуживания, что зачастую ускользает от внимания конечных пользователей.

На самом деле, маловероятно, что гости игр вообще заметят присутствие IPv6. Не думаю, что общество или обычный потребитель придают этому какое-то значение. В основном применение IPv6 отвечает интересам организаторов и правительства, например, при проведении видеонаблюдения. Поэтому вряд ли на играх будет поддерживаться большое разнообразие приложений IPv6. Главным образом, эта технология служит для передачи данных в приложения госструктур".

Итак, протокол IPv6 может упростить службам безопасности и прочим представителям обслуживающего персонала задачу наблюдения за зрителями, но вряд ли способен помочь зрителям следить за ходом игр.

В этом смысле претензии Олимпийских игр в Пекине на звание "высокотехнологичных" могут и не найти понимания, по крайней мере, у гостей из развитых государств. С технической точки зрения Китай, возможно, и выполнил свое обещание обеспечить на Олимпиаде функционирование услуг 3G, но это касается только людей, связанных с оргкомитетом и получивших от него один из 15 тыс. телефонов, которые были предоставлены спонсором игр, Samsung. Другой спонсор, компания China Mobile, предлагает сервисы 3G, отвечающие принятому в Китае стандарту TD-SCDMA. Клиенты сервисов третьего поколения других стандартов не смогут воспользоваться в Пекине своими телефонами 3G.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями