Джон Хусса: Всего лишь пять лет назад в компании Projecta утверждали, что главным конкурентом их продукции (проекционные экраны) на российском рынке является "белая стена", или, иными словами, неосведомленность или непритязательные вкусы пользователей презентационного оборудования, предпочитающих применять проекторы без каких-либо дополнительных аксессуаров (см. "Проекторы – не только для бизнеса", Computerworld Россия, № 35, 2003). Сегодня можно констатировать: этот стереотип уже практически изжит. Когда на рынке представлено свыше 60 марок проекционных экранов, производителям не приходится жаловаться на отсутствие конкуренции. А впечатляющий рост их продаж свидетельствует о том, что "белая стена" стремительно сдает позиции.

По данным Projecta, в 2007 году по объемам поставок проекционных экранов Россия стала четвертой в Европе, уступив лишь Германии, Великобритании и Франции. И это, вероятно, не предел – в компании считают, что уже в ближайшем будущем Россия сможет войти и в первую тройку. С новым управляющим директором Projecta Джоном Хусса (он назначен на эту должность в мае) мы беседуем о текущей деятельности и задачах компании на российском рынке, а также о том, может ли европейский производитель в условиях современной глобальной экономики позволить себе сохранить европейское производство.

– Как бы вы охарактеризовали положение дел в 2008 году для Projecta? Складывается ли бизнес более удачно по сравнению с прошлым годом или менее удачно?

Я бы сказал, что в нынешнем году дела идут не намного, но все же успешнее, чем в прошлом. В первую очередь это обусловлено ростом продаж в странах Восточной Европы. Но кроме того, в Германии (после Нидерландов это второй по объему бизнеса рынок для нашей компании) у нас также в этом году выросли обороты.

– Какая доля в общем объеме продаж Projecta приходится на Россию? Какую цель ставит перед собой компания на российском рынке в обозримой перспективе?

В прошлом году на долю России пришлось более 10% – на данный момент это третий по величине рынок для Projecta. В этом году мы ожидаем дальнейшего увеличения продаж в России, хотя и менее значительного по сравнению с 2007 годом – по причине президентских выборов. Наша цель – довести объем продаж проекционных экранов Projecta в России до 30 тыс. штук в год в течение ближайших нескольких лет.

– Не мешает ли развитию бизнеса Projecta на российском рынке наметившийся в последнее время некоторый рост политической напряженности в отношениях России с Европой и США?

Нет, вы знаете, ничего подобного я лично не ощущаю, и от тех людей в нашей компании, которые отвечают за бизнес в России, мне не приходилось слышать о чем-то в этом роде. Что касается политики, то она просто не является предметом какой-либо обеспокоенности у нас в компании. Российский рынок, подчеркну, является для нас одним из ключевых. Поэтому если мы и читаем в газетах или слышим в теленовостях о каких-то политических разногласиях, это не имеет какого-то особого значения для нашего бизнеса в России.

– Какие сегменты рынка являются приоритетными для вашей компании в настоящее время?

Мы сейчас видим, что очень хорошо растет потребительский сегмент рынка. Я имею в виду концепцию домашних кинотеатров – cначала они появились в США, а теперь эта идея пользуется успехом и в Европе. Рынок проекционных экранов для делового применения (презентации, конференции и т. п.) также продолжает расти, хотя и не столь быстрыми темпами. Больше сомнений вызывает сегмент образовательных учреждений, где набирает популярность новый вид продукции – интерактивные презентационные доски. С нашей точки зрения, проекционные экраны не должны с ними напрямую конкурировать. Напротив, эти два вида устройств вполне могут дополнять друг друга по своим возможностям.

– Как вы оцениваете рыночные перспективы своей новой продукции – проекционных пленок Digital Signage?

Это, безусловно, продукт будущего. Те отклики, которые мы имеем к настоящему моменту, позволяют нам с уверенностью говорить так. Насколько я могу об этом судить, заказчики испытывают действительно большой энтузиазм в отношении Digital Signage. Причем сейчас уже можно говорить об этом как о тенденции, и относится она не к каким-то отдельным странам или регионам, а ко всей Европе в целом, включая, разумеется, Россию.

– Очень многие европейские и американские компании в последнее время переводят свои производства в Китай. Как вы считаете, не придется ли рано или поздно и Projecta последовать этому примеру?

Нет, я так не думаю. Размещение производства в Китае, я бы сказал, тоже сопряжено с проблемами. Это касается и качества продукции, и различных технических аспектов, да и в целом ведения бизнеса там. Кроме того, для нас очень важным преимуществом является близость производства к заказчикам, позволяющая оперативно реагировать на их запросы. По большинству позиций в нашей продуктовой линейке доставка осуществляется в течение всего лишь трех дней с момента оформления заказа. Это один из весомых плюсов того, что наше производство находится в Европе.

Разумеется, в своей продукции мы используем компоненты и материалы, поступающие к нам из различных стран мира. Но собственное сборочное производство переносить в Китай или куда-то еще мы не собираемся.

– А вы не боитесь, что, если вы не придете в Китай, то рано или поздно Китай придет к вам, чтобы выдавить вас из бизнеса? Насколько я понимаю, во многих компаниях сейчас испытывают именно такой (наверное, в какой-то степени иррациональный) страх перед Китаем?

Глядя сейчас на рынок проекционных экранов, действительно можно обнаружить, что на нем появились китайские продукты. Но пока это в основном относится к продукции низших ценовых сегментов. Со своей стороны мы стремимся к тому, чтобы наши продукты несли в себе некий расширенный набор потребительских качеств. Мы стараемся также ускорить их разработку, чтобы опережать по времени китайских производителей.

– Означает ли это, что, возглавив компанию, вы теперь будете увеличивать бюджет исследований и разработок?

Вероятно, да, но более важным в этом отношении, на мой взгляд, является то, что мы намерены наладить более тесное сотрудничество с Da-Lite – нашей материнской компанией. Потому что в Da-Lite выделяют действительно значительные ресурсы на исследования и разработки, хотя я должен заметить, что и у нас есть своя команда разработчиков – в составе пяти человек. Но взаимодействие с Da-Lite позволяет им работать более эффективно – это касается и различных технологических вопросов, и выбора компонентов для тех или иных продуктов, в частности электромоторов. Кстати, и многие материалы мы также покупаем у Da-Lite.

– Da-Lite является основным поставщиком материалов для Projecta?

Одним из важнейших, безусловно. По ряду причин, в том числе, например, потому что мы можем производить расчеты с ними в долларах, а не в евро – иногда это может быть очень выгодно. В то же время мы много работаем и с европейскими поставщиками. В частности, полотно для наших экранов мы закупаем и в Германии, а металл для изготовления кожухов – исключительно у местных голландских и немецких компаний.

– На азиатском рынке, считающемся сейчас одним из наиболее перспективных, пока представлена только продукция Da-Lite. Не собираетесь ли и вы последовать примеру материнской компании? Или это может привести к конфликту интересов?

Знаете, это одна из моих задач на ближайший год как нового управляющего директора Projecta – поиск новых рынков и новых возможностей для бизнеса. И мне действительно хотелось бы присмотреться к азиатскому рынку, изучить его более внимательно. Взять, скажем, тот же Китай, производящий огромное количество продукции в нижнем ценовом диапазоне. При этом китайский рынок, на мой взгляд, в значительной степени сфокусирован на продукции класса hi-end, которую китайские производители далеко не всегда могут предложить своим заказчикам. Или возьмите Макао – азиатский Лас-Вегас, его вполне можно рассматривать как рынок, ориентированный на продукты топ-класса.

Это я говорю не к тому, что мы уже решили начать действовать именно в Макао. И в любом случае любые наши конкретные действия на азиатском рынке (которых пока нет даже в планах) будет необходимо координировать с Da-Lite, чтобы не создавать проблем ни себе, ни материнской компании. Не нужно забывать, что прежде у Projecta не было такой задачи – осваивать азиатский рынок. Но я еще раз хотел бы подчеркнуть, что более важным для нас сейчас является развитие бизнеса в Восточной Европе, и в частности в России и других бывших советских республиках.

– Планируете ли вы открыть собственный офис в России?

Да, с июля мы начинаем работу по созданию нашего представительства в Москве. Кроме того, мы намерены продолжать участвовать в тематических выставках в России. В частности, наши планы на текущий год вновь предусматривают участие в осенней выставке Integrated Systems Russia. 


Общая площадь фабрики в Веерте составляет 12 тыс. квадратных метров. По словам представителей Projecta, это крупнейшее производство проекционных экранов в Европе Из редакционного досье: Projecta

Основанная в 1953 году, частная голландская компания Projecta в начале 90-х годов вошла в состав американской Da-Lite Screen Company, головной офис которой находится в Варшаве (есть и такой город в штате Индиана). Штаб-квартира и производственные мощности Projecta расположены в небольшом (менее 50 тыс. жителей) городе Веерт в провинции Лимбург – около 50 км к северу от ее столицы в Маастрихте и менее 10 км от бельгийской границы. Штат компании составляет около 120 человек.

На заводе в Веерте, по словам представителей компании, в год выпускается более 100 тыс. штук проекционных экранов различных типов и размеров (самые большие – до 10 метров в ширину). Среди них – стационарные настенные экраны для учебных аудиторий и классов, переносные для мобильных презентаций, экраны с электроприводом, экраны для домашних кинотеатров и т. д. Оборот компании в прошлом году, по данным Hoover's (подразделение Dun & Bradstreet), составил 23,3 млн долл.