Роджер Кей:

Предпочтение все чаще отдается мобильным компьютерам, поскольку нынешний уровень цен сделал их общедоступными, а круг покупателей настольных систем сужается до небольших ниш, таких как узкие специалисты и любители настольных игр. С ростом популярности ноутбуков снижается средняя продажная цена настольных систем начального уровня, что приводит к резкому сокращению нормы прибыли.

Так, корпорация Dell недавно сообщила, что ее доходы от настольных систем по сравнению с прошлым годом сократились на 5%, несмотря на то что объем продаж в первом квартале 2009 финансового года увеличился на 9%. В Dell утверждают, что мобильные системы уже опережают по популярности настольные.

Любопытно, что всего лишь несколько лет назад бизнес-модель Dell была ориентирована на настольные системы как на клиентском, так и на корпоративном рынке, и неготовность корпорации быстро переключиться на ноутбуки стала причиной ее неудач, считает президент Endpoint Technologies Associates Роджер Кей. Он уверен, что именно переход на мобильные решения во всех основных сериях продуктов позволил Dell вновь добиться успеха.

В последнем квартале продажи мобильных компьютеров Dell вырос по сравнению с прошлым годом в количественном выражении на 43%, а в денежном – на 22%, составив 4,9 млрд долл.

Чарльз Кинг, президент аналитической фирмы Pund-IT, уверен, что снижение доходов Dell от продаж настольных систем отражает растущую проблему для всего рынка настольных систем в целом: "Настольные системы традиционно были рынком с очень скромной нормой прибыли".

У большинства ведущих производителей продажи мобильных компьютеров превышают продажи настольных систем, что заставляет их с большой настороженностью относиться к своему настольному бизнесу, учитывая высокий уровень конкуренции и низкую прибыльность этого направления деятельности.

"Это предостережение не только для Dell. Почти все производители ПК сталкиваются со снижением продаж своих настольных систем", - подчеркнул Кинг.

Впрочем, несмотря на то что спрос на настольные системы в развитых странах сокращается, в некоторых регионах он пока остается достаточно высоким. Так, лидеру мирового рынка ПК - компании Hewlett-Packard в четвертом квартале 2007 года не удалось добиться рекордных показателей продаж в США. По данным IDC, компания продала 2,15 млн компьютеров. Однако число продаж настольных систем на международном рынке у HP составило 6,86 млн штук, что на 10,7% больше по сравнению с четвертым кварталом 2006 года.

По словам Кея, в то время как цены на настольные и мобильные компьютеры в западных странах сопоставимы, в развивающихся странах настольные системы младшего класса дешевле, а потому в качестве первого компьютера пользователи предпочитают приобретать именно их. Тенденция меняется благодаря появлению таких ноутбуков, как XO, созданный в рамках инициативы One Laptop Per Child, и ASUS Eee PC, ориентированных на тех, кто покупает свой первый компьютер.

"Если обратить внимание на то, насколько активно производители снижают цены на такие продукты (и дальше, судя по всему, будут делать это еще агрессивнее) и все больший упор делают на продажи моделей младшего класса в противовес игровым моделям и бизнес-моделям, даже при росте продаж в количественном выражении доходы производителей сокращаются", – заметил Кинг.

Настольные системы открывают больше возможностей для конфигурирования, чем мобильные компьютеры, поэтому сегменты игровых систем и бизнес-систем старшего класса по-прежнему позволяют неплохо зарабатывать на выпуске персональных компьютеров, считает Кей. В то же время, теоретически все, что сейчас предлагается в виде настольных систем, может стать мобильным.

"Если цены на ноутбуки и настольные системы одинаковы, то пользователи предпочтут мобильные решения", - уверен Кей.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями