Евгений Кучик: “Мы обгоняем по функциональности потребности клиентов, главное — чтобы ее начали использовать” Состоявшийся в начале марта очередной клиентский форум пользователей кадровой системы “Босс-Кадровик” собрал в этот раз около сотни участников и прошел в новом формате. Фокус был смещен с докладов на круглые столы по вопросам систем управления персоналом (Human Resource Management, HRM).

Такой шаг организаторов генеральный директор компании Евгений Кучик объяснил тем, что возможности "Босс-Кадровика" в последние три-четыре года опережают реальные потребности клиентов. Клиентам в основном нужен учет кадров и расчет заработной платы, что вполне естественно, поскольку рутинные операции из этой области могут занимать около 60% времени работы HR-служб предприятий. Но “Босс-Кадровик” обладает также развитыми возможностями управления кадровыми процессами (включая рекрутинг, аттестацию, обучение сотрудников, расчет затрат на мероприятия и др.) и анализа эффективности работы персонала (расчет ключевых показателей эффективности, система поддержки принятия кадровых решений для руководства предприятия). Подобные возможности используются пока далеко не везде. Но рынок постепенно становится более зрелым, а потому разработчики решили в этот раз на форуме не сами выступать с докладами, а послушать клиентов – что же им нужно?

Система "Босс-Кадровик" предназначена в первую очередь для крупных предприятий, в числе которых многоотраслевые холдинги, и динамично развивающихся средних компаний, то есть для компаний с численностью персонала от 3-5 тыс. человек (в зависимости от отрасли) и значительной перспективой роста. Это, к примеру, могут быть российские отделения международных корпораций наподобие сети спортивных магазинов "Декатлон", приобретающие HRM-систему "на вырост". Эта “верхняя” область рынка HRM, по оценкам сотрудников “Босс. Кадровые системы”, составляет примерно его половину и имеет в России объем 70-80 млн долл. в год. Цифра может показаться оптимистичной, с учетом того, что в известном исследовании TAdviser 2006 года объем всего российского HRM-рынка в конце 2005 года составлял 53,8 млн долл. Так или иначе, в “верхнем” сегменте “Босс-Кадровик” занимает около 15% рынка, а основными конкурентами системы являются SAP Human Capital Management и Oracle HRM. (Любопытно, что “Босс-Кадровик” вполне способен работать в связке с ERP как от SAP, так и от Oracle. Вместе с тем, на крупных предприятиях - и тем более в холдингах — все компоненты информационной системы редко оказывают от единственного производителя.)

Среди своих достижений за последний год в компании “Босс. Кадровые системы” числят плановый, без запаздывания, переход на версию Microsoft SQL Server 2005 и стабилизацию работы на платформе Oracle Database в трехзвенной архитектуре ("Босс-Кадровик” поддерживает обе эти платформы). Переход на трехзвенную архитектуру Oracle Database совершался сложно, более года; все это время приходилось поддерживать и двух- и трехзвенную архитектуру. Кроме того, за последний год созданы два крупных технологических HRM-решения для компаний ЛУКОЙЛ и Росгосстрах.

В конце 2006 года была поставлена задача по внедрению “Босс-Кадровика” на восьми предприятиях нефтепродуктообеспечения группы ЛУКОЙЛ. Численность персонала на предприятиях - около 30 тыс. человек, внедрение нужно было провести за год. За такой срок унификации решения на предприятиях не достичь, тем не менее централизация управления кадровыми процессами нужна. В ходе проекта был создан тиражируемый HRM-шаблон на платформе SQL Server 2000, удалось совместить централизацию управления и возможность работы с индивидуальными особенностями предприятий. Базы данных получили двухуровневую организацию – на первом уровне находится корпоративное хранилище данных, где консолидируются нормативно-справочная информация и данные для корпоративной отчетности, а на втором – индивидуальные базы данных предприятий со своими настройками, отчетами и транзакционными данными. Пользователи работают в режиме терминального доступа, используя клиенты Citrix, а на серверах стоит Citrix Presentation Server, на котором работает “Босс-Кадровик”, обращающийся к базам данных конкретных предприятий.

HRM-проект в Росгосстрахе был выполнен еще в 2005 году, он обеспечил управление более чем полумиллионом записей о сотрудниках. Теперь же переход с двухзвенной на трехзвенную архитектуру Oracle показал возможность совместной работы в таких масштабах Oracle Database и Citrix Presentation Server, что также используется в Росгосстрахе для обеспечения терминального доступа.

Рост оборота “Босс. Кадровые системы” в прошлом году составил почти 50%, свой вклад в это внесли также и партнеры компании, не только в России, но и на Украине и в Белоруссии. Опережающая функциональность “Босс-Кадровика” позволяет его разработчикам рассчитывать на хорошие темпы роста и в дальнейшем. В компании убеждены, что целевой сегмент рынка интересуется именно функциональностью, а вопросы стоимости HRM-решений отходят на второй план.