Как утверждается, обычный текстовый редактор — самый необходимый инструмент программиста, а графическая среда разработки, снабженная обилием визуальных элементов, между которыми необходимо постоянно переключаться, лишь затрудняет общее понимание логики программы. Визуальный подход уместен в период обучения и помогает улучшить производительность, но в то же время способен запутать разработчика.

Есть мнение, что в будущем возможен возврат от нынешнего абстрактного кодирования к прежнему кодированию на аппаратном уровне, так как при сохранении имеющейся промышленной технологии скорость процессоров не сможет увеличиваться бесконечно: низкоуровневые методы оптимизации кода вновь получат стимул к развитию. Вместе с тем следует совершенствовать предназначенные для многоядерных систем языки параллельного программирования, эволюция которых идет крайне медленно.