Игорь Боровиков: «Перспективы компании — работа на международном рынке и выход на IPO до 2012 г.»

Доля легального ПО в России постепенно растёт, а последние пару лет — лавинообразно. Лидер российского рынка ПО Softline ощущает это по росту своих продаж. Компания занимается лицензированием ПО, развитием региональных продаж, обучением и консалтингом. Совокупный оборот Softline в 2007 г. составил 292 млн долл., выросший с 2006 г. в 3 раза (97,66 млн долл.), а с 2004 г. в 10 раз (29 млн долл.). В Softline работает более 1000 сотрудников.

Adobe серьёзно укрепила свои позиции на рынке за счёт покупки Macromedia. Теперь среди её активов, помимо стандарта де-факто электронных документов PDF, есть и формат файлов для интернета Flash. Преимущество Adobe наглядно представлено в структуре продаж Softline: в сумме продажи её продуктов больше, чем вместе взятые другие компании из этого сектора — Corel, Quark, а также Autodesk с 3ds Max и Maya. Quark долгое время почивала на лаврах и не заметила, как большую долю рынка программ для вёрстки забрала Adobe. В России ситуация усугубилась тем, что Quark никак не как не могла определиться с политикой работы. В какой-то момент было решено, что Россия, как территория для продаж продуктов Quark, не интересна. Некоторое время назад ситуация опять поменялась: в связи с уменьшением своей доли рынка в мировом масштабе, Quark решила бороться в каждой стране, даже такой в начале казавшийся ей неперспективной, как Россия. Программа амнистирования Quark, прошедшая в конце 2007 г. и уменьшившая стоимость XPress чуть ли не втрое, позволила легализоваться многим пользователям и значительно увеличила продажи Quark. Приблизительные оценки долей продаж Softline: Adobe — 55-60%, Corel — 20%, Quark и Autodesk 3ds Max и Maya — по 10%.

В этих цифрах большая часть приходится на приложения для PC. Генеральный директор Softline Руслан Белоусов отмечает: «Версий ПО для Mac OS продаётся очень мало, даже, например, у Quark, исторически ориентированной на этот рынок».

Softline делит своих клиентов на сегменты крупного бизнеса (50% продаж), среднего и малого бизнеса (48%) и частных пользователей (2%). Легализация в настоящее время коснулась в основном юридических лиц. Можно предположить, что доля продаж Softline частным лицам будет расти в ближайшее время.

Игорь Боровиков, председатель cовета директоров Softline заявляет: «Softline — успешная компания и сильный бренд, что безоговорочно подтверждают результаты 2007 г.». Стратегические планы компании простираются на 5 лет вперед. Они исходят из предпосылок устойчивого рост рынка лицензионно ПО ежегодно на 50–70% до 2012 г. Большие надежды возлагаются на государственное регулирование, которое стало жёстче в сфере лицензионного ПО. Softline собирается стать международной компанией, открыв свои представительства в 35 странах мира. Свои зарубежные офисы компания планирует открывать в странах с развивающейся экономикой. Первое и пока единственное зарубежное представительство за пределами СНГ работает в Монголии. Как объяснил Боровиков, рынок там находится в зачаточном состоянии, поэтому, после начала неизбежного роста рынка, Softline может претендовать если не на монополию, то на доминирование. По подобному сценарию развивался бизнес компании в Беларуси. — Д.С.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями