Концепция интегрированной среды сотрудничества (Integrated Collaboration Environment, ICE) получила новый импульс с появлением в корпоративной инфраструктуре мобильных устройств – планшетов и смартфонов. Это позволило включить в виртуальные группы для совместной работы не только тех сотрудников, что работают удаленно в стационарных условиях — в другом офисе или дома, но и тех, кто находится «в поле». Такое «переосмысление» границ ICE стало стимулом, с одной стороны, предложить корпоративным заказчикам ориентированные на новые стили совместной работы устройства, а с другой – предложить корпоративным заказчикам приложения для ICE, адаптированные к работе как на планшетах, так и на смартфонах.

Сценарий тот же

Основные составляющие интегрированной среды сотрудничества не претерпели изменений с включением в нее новых, мобильных устройств. В них по-прежнему входят системы коллективной работы и обмена информацией, в том числе через каналы видеосвязи, системы, позволяющие совместно создавать документы и управлять ими на всех этапах обработки, а также системы, объединяющие не только самих сотрудников, но и информацию о них, – социальные сети, внутренние форумы и т. д. Однако существенно изменилось само понятие "рабочее место», которое уже не подразумевает обязательного наличия стационарного компьютера. Спектр применения мобильных устройств становится шире с каждым днем, считает руководитель направления Collaboration Solutions компании IBM в России и СНГ Андрей Акулов, и если раньше мы говорили о них прежде всего как о средствах коммуникации, то теперь они становятся средствами управления бизнес-проектами, «приборной доской» деятельности компании. При этом, отметил Акулов, понимание того, что мобильные устройства перешли из средств коммуникации в разряд эффективных инструментов реализации бизнес-процессов, существует на самом высоком уровне - именно топ-менеджеры являются основными «двигателями прогресса», предъявляя требования к доступности ключевых показателей компании на своих планшетах или смартфонах.

Вместе с тем, как считает технический директор компании Avaya в России и странах СНГ Георгий Санадзе, пока мобильные устройства чаще используются как канал срочной связи для обмена небольшими порциями информации. Для совместной работы с документами, коллективного обсуждения, обмена файлами сотрудник все же предпочитает стационарное рабочее место, несмотря на то что технически, полагает Санадзе, мобильные устройства уже сейчас могут его заменить полностью. По его мнению, это касается и такой формы коллективной работы, как совещания с использованием видеосвязи: мобильные устройства с поддержкой видео — это все еще устройства персонального использования, и мобильные терминалы пока не стали полноценными участниками деловых совещаний, хотя технически это опять-таки вполне возможно. Аналогичного мнения придерживается и менеджер по развитию бизнеса Cisco Systems Павел Теплов, который считает, что в настоящее время мобильные устройства не в состоянии заменить специализированные устройства для видеосвязи в режиме HD/TelePresence, однако могут быть использованы для участия в совещании, когда доступ к нормальному видеотерминалу или каналу связи ограничен.

С этим согласен и директор по маркетингу компании TrueConf Лев Якупов, который считает, что практических примеров использования мобильной видеосвязи в российском бизнесе на сегодня немного, и пока это скорее демонстрация технологий, а не реальный инструмент. Но ситуация стремительно меняется, и уже в этом году, по мнению Якупова, мобильные программные ВКС-терминалы для коммуникаторов и планшетных ПК станут неотъемлемой частью корпоративных систем коммуникаций. При этом, по его словам, мобильные видеоконференции не будут отличаться от «стационарных» — отличия между ними сотрутся.

Но, несмотря на то что сами сценарии взаимодействия сотрудников не изменились, время, затрачиваемое на различные бизнес-процессы, заметно сократилось. Как полагает директор по маркетингу компании «БОСС-Референт» Ирина Кубликова, это является следствием того, что значительно возросла сама скорость реакции на информацию, поступающую в различные корпоративные приложения. Типичным примером является работа руководителя с документами через приложение для мобильных устройств. Очевидно, что топ-менеджер вынужден обрабатывать большой поток документов ежедневно — согласовывать подготовленные документы, рассматривать вновь поступившие и выдавать по ним поручения. В классическом варианте руководитель мог сделать это, только добравшись до рабочего компьютера, например поздно вечером после дня, проведенного на выездных встречах. Наличие приложений для мобильных устройств позволяет работать с документами в дороге, оперативно просматривая их по мере поступления.

Кроме того, как отметил Теплов, сам принцип действия мобильного устройства способствует повышению производительности сотрудников, поскольку смартфон или планшетный компьютер всегда с собой, всегда включен и готов к работе, и в целом подключение с его помощью к сеансу коллективной работы является более быстрым и естественным.

Никаких компромиссов

Переходя со стационарного устройства на мобильное, сотрудники в большинстве своем не склонны к компромиссам, желая иметь те же возможности, что были предоставлены им на «настольном варианте» рабочего места. Кроме того, большинство стандартных сценариев коллективной работы изначально предъявляют довольно жесткие требования к производительности устройств. Как считает Санадзе, в идеале мобильное устройство обязано иметь те же технические характеристики, что и стационарное, или хотя бы достаточно близкие. В первую очередь речь идет о быстродействии и качестве видео. Единственное, чем соглашаются пожертвовать работники, это емкость накопителя мобильного устройства.

Критерием выбора мобильного устройства, полагает директор Центра корпоративной мобильности компании «АйТи» Сергей Орлик, является сценарий использования и спектр задач, который должен быть решен с внедрением планшетов или смартфонов в корпоративную среду. Стандартизированного списка не существует, и в качестве ключевых требований могут быть выдвинуты формфактор и платформа мобильного устройства, возможность обработки информации в сложных метеусловиях, бесперебойность работы и т. д. При этом стоит иметь в виду, напомнил Орлик, что использование смартфонов оптимально для обеспечения доступа к базовым и расширенным коммуникационным системам (включая корпоративную электронную почту, календарь, видеоконференции, системы мгновенный сообщений и т. п.), в то время как планшеты могут реализовать более богатые возможности, поддерживая доступ к системам и ресурсам принятия решений.

В целом же, как считает директор компании Solvermate Сергей Мехоношин, на сегодняшний день сняты практически все ограничения, накладываемые ранее на мобильные устройства в плане организации коллективной работы: значительно увеличились размеры экранов мобильных устройств и качество «картинки», а также реализована поддержка современных скоростных стандартов связи (правда, здесь следует заметить, что определенные ограничения накладываются из-за проблем с покрытием у российских операторов связи).

Привычно взгляду

Перенос сценариев коллективной работы на мобильные устройства потребовал создания новых программных решений и адаптации к работе на смартфонах и планшетах уже существующего ПО. При этом разработчики ПО были поставлены перед необходимостью решить сразу две проблемы. В первую очередь требовалось сделать выбор между адаптацией уже разработанных ICE-приложений или созданием новых «с нуля». Второй проблемой стало «согласование» ПО с разнообразными платформами, на которых работают современные мобильные устройства. По мнению Орлика, на сегодняшний день можно говорить о четырех мобильных платформах, которые оказывают влияние на корпоративный ландшафт, — это Android, iOS, BlackBerry и Windows, причем под последней подразумевается как «настольная» версия, так и Windows Phone. Лидерами при этом, согласно исследованию «Состояние и тенденции развития рынка корпоративной мобильности в России», проведенному компанией «Айти», являются iOS и Android, представляющие один подход к использованию в обоих типах устройств (смартфоны и планшеты) и одну и ту же операционную систему.

В IBM, по словам Акулова, все приложения разрабатываются таким образом, чтобы при необходимости их можно было легко портировать на мобильные устройства. Так, мобильное расширение IBM Websphere Portal с постоянно обновляющейся базой мобильных устройств «понимает», с какого устройства пришел запрос и каким образом информация должна быть отображена. Это намного упрощает задачу разработчиков и ускоряет перенос приложений. Кроме того, компания выделяет значительные инвестиции на разработку мобильных версий для уже присутствующих на рынке продуктов; так, уже решены задачи мобильного доступа к корпоративной почте за счет выпуска IBM Lotus Traveler и использования на всех современных устройствах приложений IBM Sametime и IBM Connections.

Решения Avaya также изначально ориентируются на массовое применение мобильных устройств. Что касается учета конкретных особенностей смартфонов или планшетов, то, по словам Санадзе, это является «все еще необходимым злом». Несмотря на широкое распространение программных стандартов, оболочек, виртуальных машин, многие мобильные устройства по-прежнему требуют «подгонки» приложения к особенностям аппаратной платформы. Но мир уверенно движется к полной унификации и в этой области, так что универсальные решения уже не за горами, считают в Avaya.

Похожей стратегии придерживаются и в компании Solvermate, которая занимается разработкой интернет-сервиса коллективной работы на базе почтовой программы. По словам Мехоношина, главным образом учитывается формфактор устройства и способы его использования и разрабатываются два отдельных типа решения — единое решение для основных типов смартфонов и единое решение для планшетов.

В Cisco Systems предпочитают несколько иной подход. Как рассказал Теплов, в компании учитывают программно-технические характеристики каждого конкретного устройства и стараются достичь максимального использования его программно-аппаратных возможностей в рамках привычного для этого устройства интерфейса пользователя. Иными словам, разрабатывается не единый клиент для всех видов устройств, а свое клиентское ПО для каждого устройства. Так, для собственного планшета Cisco Cius был разработан интерфейс пользователя, стандартный для операционной системы Android, но при этом учитывающий широкие коммуникационные возможности данного устройства. В результате, по словам Теплова, достигается наибольшая простота и удобство интерфейса пользователя через сохранение его навыков по работе с конкретным типом устройства.

Практика разработки мобильных версий бизнес-приложений сегодня идет по пути создания отдельных продуктов под разные мобильные операционные системы, подтвердила Кубликова. В частности, большинство мобильных ECM-приложений, включая «Референт», создано для работы на планшете iPad, который в минувшем году показал резкий взлет популярности. Однако, отметила Кубликова, некоторые производители ECM-решений уже заявили о планах по созданию аналогичных приложений под другие мобильные платформы, а именно Android и Windows. При этом во главу угла при разработке таких приложений, как правило, ставится возможность работы в офлайн-режиме, простой и удобный интерфейс, отсутствие лишних, неиспользуемых функций. Так, iPad-клиент «iРеферент» не обеспечивает полноценного функционала, как например веб-доступ, а служит скорее дополнением для работы с документами в режиме офлайн, и основная функция этого клиента состоит в том, чтобы предоставить руководителю возможность ознакомления с документами и принятия резолюций по ним.

Универсального решения тут нет, считает Сергей Орлик, все зависит от потребностей и задач бизнеса. Например, поддержка локальной работы с данными - будь то почта, документы или сводные аналитические отчеты - часто требует учета специфики конкретной платформы. То же самое можно сказать об организации пользовательского интерфейса, отвечающего ожиданиям пользователей. По мнению Орлика, создание универсальных приложений с использованием соответствующих платформ повышает скорость разработки приложений, но, как и любой компромисс, ограничивает функциональность приложений, богатство пользовательского интерфейса и удобство работы.

Поэтому, считает Орлик, надо прежде всего анализировать задачи, оценивать спектр платформ и формфакторов устройств, стандартизируемых в организации, и, конечно, изучать требуемый функционал и модель работы: одних устраивает виртуальный рабочий стол, доступный через соответствующее терминальное программное обеспечение, другие хотят уверенно себя чувствовать при отсутствии связи и при этом комфортно работать, выполняя комплексные сценарии обработки информации и принятия решений. Для того чтобы найти оптимальный вариант, необходимо системно подходить к организации мобильной работы – мобильные решения, в том числе те, что созданы для коллективной работы, эффективны тогда, когда выбираются и внедряются как неотъемлемая часть ИТ-ландшафта.

Информационные системы и сервисы, для которых наиболее актуален мобильный доступ

В деловом стиле

Возрастающий интерес корпоративных заказчиков к мобильным устройствам и организации коллективной работы на их основе стимулирует производителей не только создавать потребительские мобильные устройства, которые можно «приспособить» к нуждам предприятия, но и разрабатывать чисто корпоративные варианты. Примером могут служить планшет Cisco Cius и Avaya Desktop Video с интерфейсом Flare Experience.

Cisco Cius изначально был спроектирован как прибор, соответствующий требованиям систем корпоративной безопасности. Возможности Cisco Cius позволяют использовать его для участия в сеансах совместной работы в мультимедийном формате - HD-видео и голосовая связь, совместный просмотр и работа с приложениями. Планшет поддерживает все популярные протоколы мобильного доступа (Wi-Fi/3G/LTE). Экран устройства диагональю 7 дюймов поддерживает разрешение 1024×600 WSVGA. Сейчас Cius работает на платформе Android, но в Cisco не исключают в будущем поддержки и других платформ. Кроме того, в компании работают над новой моделью с экраном большей диагонали, чем у нынешнего Cius, – 10 или 11 дюймов.

Устройство Avaya Desktop Video с интерфейсом Flare Experience, помимо стандартных функций планшетов (работа с электронной почтой и доступ в Интернет), позволяет обмениваться мгновенными сообщениями, управлять голосовыми сообщениями, организовывать видеоконференции и обмениваться документами во время видеосвязи. Это устройство также работает под управлением Android. Оно оснащено экраном диагональю 11,6 дюйма с поддержкой разрешения 1366х768, 5-мегапиксельной камерой, позволяет подключать другие устройства посредством USB и Bluetooth и поддерживает все стандартные способы подключения к сети.