Компания J’son & Partners представила итоги online-исследования российского рынка «домашнего» широкополосного доступа к Internet в первой половине 2008 года. В ходе исследования опрошены более 80 тыс. Internet-пользователей. Для проверки релевантности результатов и общей оценки рынка использовались интервью с представителями отрасли, отчетность и пресс-релизы сервис-провайдеров, сведения о распределении Internet-трафика.

Исследование показало, что число выделенных «домашних» подключений в первой половине года составило 8,32 млн — это на 3,6 млн больше, чем в аналогичный период прошлого года. Уровень проникновения широкополосных услуг увеличился примерно в той же пропорции: с 8,8 до 15,7%. Специалисты J&P прогнозируют, что к концу года количество домовладений, подключенных по выделенке, достигнет в нашей стране 10,5 млн (это соответствует уровню проникновения 19,8%), а к 2012 году - 24,1 млн.

За полгода российские сервис-провайдеры заработали на предоставлении услуг ШПД частным лицам 615 млн долл. Согласно оценкам аналитиков, к концу года объем рынка вырастет до 1,33 млрд долл. В 2012 году услуги доступа к Internet станут приносить 3,3 млрд долл.

Доля российских регионов по числу новых широкополосных подключений достигла 60% (в первой половине 2007 года она составляла 46%). А доля Москвы и Санкт-Петербурга продолжает сокращаться (28% против 39% в 2007 году) из-за приближения к порогу насыщения.

В первой половине года в России работали 14 основных провайдеров услуг ШПД с совокупной абонентской базой более 1003 тыс. домохозяйств. Шесть провайдеров («Комстар-Директ» вместе с МГТС, «Корбина Телеком», «Центртелеком», «Акадо», Net By Net и «Центел») действуют на территории Москвы и Московской области. Большинство ведущих региональных игроков являются дочерними компаниями «Связьинвеста».

Рынок понемногу консолидируется: на крупные фирмы приходятся 57% абонентских линий (54% в 2007 году). Абонентская база 950 малых и средних провайдеров составляет лишь несколько сотен клиентов. По мнению специалистов J&P, тенденция укрупнения продолжится, и многие мелкие компании объединятся с растущими холдингами. На этом фоне доля рынка, контролируемая предприятиями «Связьинвеста», заметно сокращается (35,3% в 2007 году, 29% в 2008-ом), что объясняется быстрым развитием и активной маркетинговой политикой альтернативных операторов.

Еще один сегмент отечественного телекоммуникационного рынка, сопоставимый по объему доходов с сектором услуг ШПД, – платное ТВ. Компания iKS-Consulting провела исследование потребления услуг платного телевидения в России. Как выяснилось, в первой половине 2008 года число пользователей неэфирного ТВ выросло до 17,51 млн, а объем выручки коммерческих вещателей составил 490 млн долл. Число абонентов услуг коммерческого ТВ достигло 11,5 млн (не учитывались пользователи систем коллективного приема телевизионных программ и подписчики на пакеты, содержащие только бесплатные каналы). Среди технологий по количеству абонентов (74%) и доходам (54%) лидирует кабельное ТВ, затем следует спутниковое ТВ (24 и 44% соответственно), а замыкает список интерактивное IPTV (2 и 2%).

Рынок коммерческого ТВ отличается высокой степенью концентрации: на долю десяти крупнейших операторов приходятся 84% всех подписчиков. Лидером по доходам остается спутниковый оператор «НТВ+» (ARPU 42 долл.). По числу абонентов первыми в списке значатся оператор спутникового ТВ «Триколор» (2150 тыс.) и НТК — поставщик услуг кабельного ТВ (2110 тыс.).

Число пользователей цифрового телевидения в первом полугодии превысило 3,3 млн. Такие услуги предлагают 20 операторов, в том числе кабельные сети «Акадо», НТК (брэнд «Твое ТВ»), ТВТ и другие. Крупнейшая по размеру абонентская база цифрового ТВ также принадлежит «Триколору».

География распределения новых широкополосных подключений