Самая обсуждаемая тема телекоммуникационного рынка в последние пару недель — официальный запуск в России знаменитого iPhone. На нашем рынке это будет первый опыт широкомасштабных продаж телефона вместе с контрактом, но самое интересное состоит в другом. Операторы рассчитывают, что основным источником прибыли для них станет не сам телефон, а то, каким образом абоненты будут его использовать.

Полгода назад американское агентство comScore провело опрос и выяснило, что восемь из десяти владельцев iPhone постоянно пользуются мобильным Internet — ищут информацию, читают почту, просматривают новости. Для сравнения: среди всех владельцев смартфонов так ведет себя лишь каждый третий. А потребление отдельных сервисов после покупки iPhone растет на порядок.

Объяснить такую популярность мобильного Internet у владельцев iPhone можно двумя причинами. Во-первых, культовый телефон покупают пользователи определенной категории, которые уже не представляют себе жизнь без Сети. Во-вторых, интерфейс iPhone специально заточен под Web-серфинг, что достаточно сильно стимулирует новичков.

Последнее свойство IPhone очень заинтересовало российских сотовиков. Им нужно, чтобы абоненты проводили все больше времени в Internet, все больше пользовались дополнительными услугами. Понятно, почему операторы так активно стремились начать продажи IPhone именно сейчас, когда по стране запускаются сети третьего поколения.

Развивать любые неголосовые услуги очень важно для участников сотового рынка. Хотя их абоненты нежданно-негаданно продолжают наговаривать все больше минут, понятно, что рынок голосового трафика конечен и вот-вот наступит его насыщение. Особенно в это верят западные акционеры «ВымпелКома» и МТС, которые наблюдали аналогичную ситуацию в своих странах. Сотовикам необходимо доказать аналитикам и акционерам, что даже после насыщения рынка голосовых услуг их ждет светлое будущее. И, конечно, первый источник новых доходов, который приходит в голову, — это дополнительные услуги.

Начиная с прошлого года, сотовые компании очень стремятся продемонстрировать свои успехи в этой области. В квартальной и годовой отчетности особо подчеркивается рост доходов от передачи данных, продажи контента и т.д. Буквально каждый месяц операторы запускают все новые и новые продукты, относящиеся к сфере VAS. За последние полгода сотовики наладили тесное партнерство с Internet-компаниями. Теперь вполне обыденными кажутся проверка пробок на дороге с помощью мобильных «Яндекс.Карт» и просмотр сообщений в «Одноклассниках» через сотовый телефон. А недавно операторы увлеклись многопользовательскими онлайновыми играми. Как прогнозируют мировые аналитические агентства, все эти направления мобильной индустрии — социальные сети, многопользовательские игры, реклама, основанная на местоопределении пользователя, — в ближайшие пару лет должны превратиться в рынки с многомиллиардными оборотами.

Вот только слово «должны» применительно к России является ключевым. Пусть сотовики громко рапортуют об успехах, и в абсолютных цифрах рост доходов от VAS выглядит значительным! На самом деле доходы от передачи данных составляют лишь весьма небольшую часть общей выручки операторов. По данным AC&M-Consulting, во II квартале на неголосовых услугах операторы заработали 933 млн долл., что составило лишь 13,9% всей выручки (в I квартале доля равнялась 15,7%, сказываются сезонные колебания).

Если взять отдельно цифры по компании МТС, больше других преуспевшей на рынке дополнительных услуг, то в I квартале текущего года VAS обеспечили 16,7% ее выручки, а в аналогичный период 2007 года — 15,1%. За год рост составил всего 2,5 процентных пункта, хотя в абсолютных величинах цифры — поинтереснее. По оценке iKS-Consulting, в I квартале прошлого года рынок неголосовых услуг составлял 643 млн долл., а в I квартале текущего — 870 млн долл. (прирост — 37%). Активнее всего растет именно передача данных: продажа трафика приносит российским операторам четвертую часть всех доходов от VAS, но они рассчитывают на большее.

МТС недавно опубликовала прогноз, в соответствии с которым в 2012 году российские абоненты потратят на оплату разговоров по мобильному телефону 35 млрд долл., а на оплату мобильного Internet — почти 5 млрд долл, что на порядок больше, чем сейчас. Однако специалисты воспринимают подобные прогнозы с изрядной долей скепсиса. «Операторам важно показать инвесторам, что у них есть источники доходов помимо голоса, — комментирует аналитик «Уралсиба» Константин Чернышев, — но их успехи на рынке дополнительных услуг пока невелики, и явного прогресса нет. Сейчас им надо набрать критическую массу абонентов, для которых будет привычным делом заходить в Сеть через телефон». iPhone, очевидно, в этом поможет.

Ксения Болецкая, корреспондент еженедельника SmartMoney, специально для «Сетей»