Кирилл Петров констатировал, что интерес к микроплатежам в прошлом году оказался большим, чем ожидали аналитикиПоставщики дополнительных услуг сотовой связи (Value Added Services, VAS) привыкли к неожиданным кардинальным переменам на рынке. Именно поэтому предсказание очередных потрясений, прозвучавшее на четвертой конференции Mobile VAS (она прошла в середине декабря в Санкт-Петербурге), не произвело на них особого впечатления. По негласной традиции первым с обзорным докладом выступал Кирилл Петров, управляющий директор компании i-Free. Он-то и заявил: «Уже через два года мы не увидим на конференции многих из находящихся в этом зале. Да и сама конференция, возможно, будет совсем другой».

Ожидание очередных серьезных перемен в обозримом будущем связано с началом эксплуатации в России сетей третьего поколения, которые через два-три года охватят 80% территорий российских городов с населением более 1 млн жителей. Одновременно с развертыванием этих сетей будут появляться новые технологические платформы, совершенствоваться терминалы. В этих терминалах появятся 3D-ускорители, увеличатся память и процессорная мощность.

Операторы сотовой связи, считает Петров, могут лишиться доходов от услуг голосовой связи, которые сейчас являются для них основными. Если в России, как в других странах, будет набирать популярность безлимитный скоростной доступ к Internet с помощью мобильного телефона, то не исключен массовый переход абонентов к услугам типа SkypePhone, позволяющим делать дешевые звонки по общедоступным каналам Сети. В Великобритании вытеснение традиционной голосовой связи уже началось.

Российские операторы сотовой связи не очень торопятся подтверждать прогнозы i-Free и строят 3G-сети без особой спешки.

Возможно, кардинальные перемены, вызванные запуском 3G-сетей, произойдут в России несколько позже. Однако участникам рынка VAS все равно не стоит успокаиваться: даже без учета строительства сетей третьего поколения одни поставщики дополнительных услуг многое потеряют (вплоть до всего бизнеса), а другие многое приобретут.

На рынок VAS по-прежнему влияет множество факторов. Из-за этого распределение доходов по конкретным видам услуг в течение одного года может значительно меняться. Например, в 2006 году «драйверами» рынка были сервисы Call TV, которые в минувшем году стали заметно «сжиматься», а некоторые проекты и вовсе закрылись.

Зато в 2007 году резко вырос сегмент микроплатежей: его объем достиг примерно 60 млн долл. Интерес к микроплатежам оказался даже большим, чем ожидали аналитики. В ближайшие два-три года объем этого сегмента, как прогнозирует i-Free, увеличится до 200 млн долл.

Второй по значимости движущей силой стала услуга RBT (Ring Back Tone), позволившая сервис-провайдерам заработать около 50 млн долл. Однако потенциальная емкость сегмента RBT, по мнению Петрова, — в три раза больше. Основными причинами «недобора» стали несогласованность действий участников рынка в области тарификации, неэффективность моделей предоставления услуг и взаимодействия контент-провайдеров с операторами. В 2008 году наибольший подъем ожидается в сфере On Device Portals (ODP) и мобильного маркетинга. Оживление в этих сегментах уже наблюдается.

Изменчивость конъюнктуры рынка способствует появлению новых игроков, которые очень быстро набирают обороты и выбиваются в лидеры. А некоторые известные компании, не попавшие в изменчивые тренды, вынуждены сходить со сцены. В прошедшем году в сферу VAS пришло много фирм из других отраслей экономики. Они формировали выделенные бизнес-подразделения для предоставления дополнительных услуг сотовой связи, заключали с участниками рынка стратегические альянсы или поглощали их. Так действовали, к примеру, «Газпром-медиа», Nival On-Line, Digital Access, Mail.ru, Mamba.ru, «Алавар».

После серии серьезных просчетов, допущенных аналитиками (они прогнозировали бурный рост продаж, а в действительности происходило их сокращение), участники конференции осторожно оценивали перспективы рынка. Кирилл Петров представил два сценария его развития до 2009 года. Согласно первому, контент-провайдеры и операторы будут пассивны и разобщены, поэтому объем рынка станет прирастать очень медленно и через год достигнет примерно 670 млн долл. Оптимистичный прогноз предполагает, что, благодаря активным совместным усилиям, рыночные игроки заработают 1,7 млрд долл.

До сих пор согласованности их действий не наблюдалось, а потому общие потери только в сегменте RBT составляли около 10 млн долл. в месяц. «Разобщенность операторов и контент-провайдеров привела к тому, что каждый копается в своей яме. Общего видения ситуации ни у кого нет. У операторов непонятно кто и почему отвечает за принятие решений по VAS, — обрисовал ситуацию Станислав Борисов, председатель Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента. — Я не помню такого, чтобы мобильные операторы отстаивали интересы контент-провайдеров». По его убеждению, развитие сегмента VAS значительно ускорится, если в рамках объединения контент-провайдеров удастся согласовывать свои действия со всеми участниками рынка и вырабатывать оптимальные модели предоставления услуг.

Контент-провайдеры подчас преподносят свою деятельность так, будто проявляют заботу об операторах сотовой связи, у которых в последние годы снижаются доходность бизнеса и темпы роста. Однако сами операторы такую заботу не оценили и не демонстрируют серьезной заинтересованности в наращивании доходов от VAS, доля которых в общей копилке операторского бизнеса не превышает 12–15%. Емкость рынка услуг мобильной связи в России по итогам 2007 года оценена i-Free в 22 млрд долл. На VAS приходятся 2,8 млрд долл. дохода, из них на контент — чуть более 500 млн долл.

С этими данными согласилась Оксана Панкратова, управляющий партнер компании ComNews Research. Свое выступление она посвятила рынку мобильного контента СНГ. Его объем по итогам 2007 года составляет 690 млн долл. Россия, Беларусь и Украина имеют наилучшие показатели дохода от продаж мобильного контента в пересчете на душу населения.

Римма Перельмутер, исполнительный директор Mobile Entertainment Forum, сочла оценки объема российского рынка мобильного контента, представленные i-Free и ComNews Research, несколько завышенными. По ее данным, этот объем составляет 390 млн долл. В положительной будущей динамике данного сектора услуг она уверена, но цифра 1,7 млрд долл. (в оптимистичном сценарии i-Free) вызывает у Перельмутер большие сомнения. Согласно ее расчетам, при сохранении нынешних тенденций такого результата не удастся достичь даже в 2011 году.