Попав пару лет назад по служебной необходимости в испанскую Барселону, я впервые убедилась в удобстве применения в автомобиле системы GPS-навигации. Организаторы поездки арендовали для перемещения по городу микроавтобус с водителем-французом. Панель управления GPS сразу привлекла мое внимание, поскольку в России такие устройства еще были в диковинку. Спустя несколько дней я выяснила, что сам водитель в Барселоне впервые, и мой интерес сменился восторгом: он вовремя добирался до любой точки города и ни разу не сбился с пути.

Сегодня многие машины, перемещающиеся по дорогам обеих российских столиц, оснащены системами навигации. С их помощью можно не только определять свое местонахождение и рассчитывать оптимальный маршрут, но и находить нужные учреждения, рестораны и театры. Туристы, жаждущие впечатлений в незнакомых краях, арендуют автомобили с приемниками GPS и свободно передвигаются по дорогам.

Возможностями «ориентации на местности» снабжаются и современные мобильные устройства связи. Туристы, рыболовы и охотники берут с собой в поездки компактные приемники-навигаторы, самыми популярными из которых являются разработки Garmin и Magellan. Они с успехом заменяют ушедшие на пенсию компас и бумажные карты. Опционал GPS встраивается и в карманные ПК, и в смартфоны. Пользователям всего мира нравится универсальное решение компании OziExplorer, а россияне предпочитают адаптированные под местную специфику «ГИС Русса», «Навител Навигатор PocketGPS Pro» и «ПалмГИСGPS».

Электронные навигаторы становятся жизненно необходимыми для автолюбителей в крупных городах. Напряженная ситуация на дорогах мешает свободному перемещению машин, и прогнозировать, сколько времени займет тот или иной маршрут, невозможно. Говорят, дальнейший рост числа автомобилей через пару лет приведет к полной остановке движения в Москве.

Зарубежные мегаполисы решают проблему загруженности дорог при помощи современных технологий. В США и Европе развиваются сети «умных» дорог. Вдоль таких шоссе установлены датчики, которые контролируют загруженность трассы и передают данные на специальные электронные табло, где их могут видеть водители. В штате Калифорния возможности такой системы расширены за счет платформы BeatTheTraffic. Ее аналитический функционал позволяет не только оценивать уличный трафик в режиме реального времени, но и прогнозировать возникновение пробок.

Нью-йоркская радиостанция WCBS 880 предложила владельцам смартфонов бесплатную услугу Video Cellmate — предоставления визуальной информации о текущем состоянии дорог. Желающие могут загружать изображения с любой из нескольких сотен камер слежения, установленных на основных дорогах и перекрестках Нью-Йорка и пригородов. Сервис доступен в беспроводных сетях Sprint, Cingular, T-Mobile и Verizon пользователям устройств RIM BlackBerry, Palm Treo, Motorola RAZR, Nokia N70, Sony Ericsson W810i со встроенным приложением 3rd Dimension.

В нашей стране также периодически пытаются решить проблему загруженности дорог. Лет пять назад пейджинговые компании передавали клиентам информацию о пробках. Широкую известность в Москве получил проект «Свободные дороги», инициированный компанией VessoLink и предполагавший передачу сведений о дорожной ситуации на индивидуальные устройства RoadInformer. Стоимость комплектов абонентского оборудования составляла примерно 200 долл., а ежемесячная плата за пользование сервисом не превышала 18 долл. Стремительный рост популярности мобильных телефонов не дал развиться этому проекту, зато стимулировал разработчиков на введение GPS-опций в карманные устройства. Одновременно стали предлагаться услуги информирования о дорожной ситуации. В марте нынешнего года «Яндекс» запустил мобильную версию «карты дорожных пробок столицы», участвовать в составлении которой могут автомобилисты и пешеходы.

Недавно компания Tandberg при поддержке Всемирного фонда дикой природы (WWF) и Правительства Москвы инициировала акцию «Скажи пробкам ‘нет’», предполагающую использование средств видеосвязи для борьбы с заторами. Однако «точечные» успехи не гарантируют эффективного решения проблемы. Необходимы срочные комплексные меры, ведь времени на «раскачку» уже не осталось.

Юлия Кольдичева, обозреватель журнала «Сети», jkold@osp.ru