Computerworld Россия

Традиционные средства массовой информации испытывают кризис жанра. По некоторым оценкам, передачи эфирного телевидения в основном смотрят представители социально отсталых слоев населения, которые имеют много свободного времени, но мало денег. Люди же активные не могут себе позволить подстраиваться под единую сетку вещания. У них не хватает времени и для просмотра спутниковых и кабельных каналов с фиксированным временем передач. Однако именно материально обеспеченные зрители наиболее привлекательны для СМИ и рекламодателей, поэтому во всем мире идет поиск новых форм доставки и подачи информации. Они должны отвечать современным требованиям к коммуникациям, предназначенным для интеллектуально развитой, активной и социально значимой части населения.

Очевидно, что перспективные средства массовых коммуникаций должны опираться на возможности Internet-технологий. Поверх протокола IP могут быть реализованы самые разные сценарии взаимодействия с пользователем — например, базирующиеся на сообщениях по электронной почте или на формировании интерактивных программ IP-телевидения (IPTV). Ни одна традиционная технология передачи медиаконтента — телефонные сети, эфирные, кабельные и спутниковые системы телерадиовещания — не имеет столь универсальных возможностей организации доступа к контенту. Вдобавок современный Internet доступен не только пользователям ПК: к «Сети Сетей» могут подключаться и телевизионные приставки (в перспективе и цифровые телевизоры), и мобильные телефоны. Правда, не совсем ясно, как организовать поток информации, способной привлечь пользователей всех этих устройств.

Оригинальную модель представления контента выдвинул на одной из секций недавнего РИФа Михаил Пьяных, директор компании «Мощные компьютерные технологии». Он назвал ее «мультивидением». Суть идеи состоит в том, что пользователи могут принимать участие в «мультивизионной» программе на всех этапах ее жизненного цикла, включая стадии подготовки контента, вещания в режиме реального времени и последующего обсуждения.

Подготовка «мультивизионной» программы начинается задолго до ее записи. Вначале публикуется анонс программы, в котором формулируется тема обсуждения. Затем организуются тематический Internet-форум и обмен сообщениями между заинтересованными «мультизрителями». В то же время формируется подборка материалов из Internet, аккумулируются мнения экспертов и знаменитостей, проводится опрос участников форума, создается подборка «животрепещущих» аспектов обсуждаемой темы. Итоги такой работы определяют состав участников прямого эфира и перечень вопросов к ним.

Программа снимается в студии в стиле ток-шоу. Однако зрители могут вмешиваться в ход «мультивизионной» передачи, выражая свое мнение через систему SMS-голосования, и задавать вопросы ее участникам через Internet или по телефону. Во время прямого эфира продолжают действовать форумы и система мгновенного обмена сообщениями. Возможна организация телефонной конференции между отдельными зрителями и посетителями Web-сайта «мультипередачи».

Прямое вещание может осуществляться как «на телевизор», так и, синхронно, в Internet и даже на мобильные телефоны. Во время основных съемок формируется фотогалерея, которая позже будет опубликована в Internet. Проведение прямого эфира должно хорошо модерироваться и управляться. Прямых включений в эфир на данную тему может быть несколько, а организуются они как «мультивизионные» интервью с привлечением всех возможностей Internet-коммуникаций.

Целью такой деятельности является создание сообщества людей, имеющих собственное мнение о предложенной теме и готовых влиять на решение сформулированных при ее обсуждении проблем. «Питательной средой» этого сообщества будут отснятые и зафиксированные на предыдущих этапах материалы. Функционирование тематического сообщества практически не требует поддержки компании-организатора и может осуществляться в автономном режиме. Для эффективного формирования «конгломератов по интересам» достаточно задействовать несколько модераторов, которые должны пресекать попытки использования площадки «мультивизионного» СМИ для достижения чьих-то эгоистических целей.

Создание «мультивизионной» программы требует взаимодействия самых разных технологий, поэтому полностью реализовать описанную Михаилом Пьяных модель СМИ удастся не скоро. Нет сегодня и журналистов, которые способны одинаково хорошо готовить тексты, фотографии, аудио и видео для «мультивизионных» программ. Над концепцией обучения универсальных «мультиведущих» работает Ясен Засурский, декан факультета журналистики МГУ, создавший для этого специальную лабораторию.

Есть вероятность, что «мультивизионные» программы станут уделом интеллектуального меньшинства, имеющего необходимые технические навыки. Основная масса людей не сможет принимать в них активное участие по причине сложности процесса. Многим попросту неинтересно участвовать в интерактивных программах — их вполне устраивает формат традиционного телевидения, позволяющего отрешиться от повседневных забот. Для таких пользователей «мультивизионные» СМИ могут готовить адаптированные тематические подборки материалов и распространять их с помощью телевидения, радио, журналов и газет.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями