Российские чиновники продолжают реформировать отрасль связи.

23 января Правительство РФ подписало Постановление №32, которое утверждает «Правила оказания услуг по передаче данных». Этот подзаконный акт, который создан в дополнение к закону «О связи» и должен вступить в силу 1 июля, регулирует отношения между абонентом и оператором связи при оказании услуг передачи данных. С его помощью Правительство рассчитывает внести ясность в отношения игроков, действующих на рынке телематических услуг.

Уже при поверхностном ознакомлении с Правилами становится понятно, что между услугами передачи данных и голосовыми сервисами на базе пакетных сетей проведена демаркационная линия. Чтобы работать в любом из этих направлений, провайдер должен обладать соответствующей лицензией. Аналитики озабочены тем, что после вступления в силу Правил сфера деятельности локальных провайдеров IP-сетей ограничится услугами передачи данных (что само по себе противоречит глобальным процессам конвергенции), а все голосовые услуги останутся в ведении крупных телекоммуникационных игроков (такие как «Ростелеком» и МТТ).

Возмущение общественности заставило руководителей Мининформсвязи РФ прокоментировать спорные моменты новых Правил

С 1 июля сего года любой гражданин, желающий воспользоваться услугами Internet, обязан будет заключить письменный договор с оператором. Вопрос разовых подключений к Сети (в том числе посредством prepaid-карт) требует дополнительного прояснения. Аналитики полагают, что после вступления в силу этого подзаконного акта предоплаченные карты окажутся недоступными для пользователей. Пункт 24 документа гласит, что «путем осуществления конклюдентных действий» может быть заключен срочный договор об оказании разовых услуг передачи данных, но речь здесь идет исключительно о точках коллективного доступа.

Серьезный общественный резонанс вызвало требование обязательной идентификации абонента при заключении письменного договора с оператором. В некоторых пунктах Правил (например, в п. 26) говорится, что в договоре на обслуживание должны быть обязательно указаны ФИО, дата, место рождения и реквизиты удостоверения личности гражданина либо наименование, место нахождения и реквизиты юридического лица. Посетители многих форумов, на которых активно обсуждаются новые Правила, уже окрестили нововведения «Всероссийской Intenet-переписью».

По мнению большинства участников дискуссий, присвоение каждому пользователю зарегистрированного номера после заключения договора с провайдером ставит под удар один из основных принципов Всемирной паутины — анонимность. И даже для пунктов коллективного доступа, прежде обеспечивавших любому желающему выход в Сеть без предъявления документов, могут быть введены правила, в соответствии с которыми поставщик услуг должен требовать у посетителей паспорта. Договор, пусть даже срочный, заключать, скорее всего, придется прямо в Internet-кафе.

Возмущение пользователей вынудило Мининформсвязи прокомментировать спорные моменты. Руководитель департамента государственной политики в области ИКТ Виталий Слизень попытался убедить журналистов, что новый документ не содержит каких-либо подводных камней. В частности, он отметил, что меры по идентификации пользователей будут приниматься не повсеместно. Что касается регламентации услуг коммутируемого доступа и электронной почты, то Слизень сообщил, что в Мининформсвязи готовится отдельный проект «Правил оказания телематических услуг связи».

Чиновники считают, что регламентация оказания услуг передачи данных поможет снизить уровень киберпреступности в Internet. Но на деле таким путем можно ограничить лишь мелкое хулиганство и нелегальный доступ к сомнительным ресурсам малолетних пользователей. Серьезные преступники останутся на плаву, ведь в их распоряжении — proxy-серверы, программные утилиты и другие средства сокрытия своего истинного лица. Зато государство получит подробные сведения о пользователях Internet, посещаемых ими ресурсах и целях доступа в Сеть. Как эта информация будет применяться «компетентными органами» — неизвестно.

Как и следовало ожидать, документ получился запутанным. Юристы полагают, что некоторые пункты Правил настолько непонятны или противоречивы, что возможна любая их трактовка. Самые невнятные положения касаются сроков выполнения договорных условий. Скажем, в пункте 23 говорится: «Оператор связи имеет право отказать в заключении договора при отсутствии технической возможности предоставления доступа к сети передачи данных. При этом о своем отказе оператор связи обязан сообщить в письменной форме заявителю в срок, не превышающий 10 дней с даты окончания проверки наличия технической возможности». В случае невыполнения данного пункта абонент имеет право подать в суд на исполнителя. Но понятно, что технические неполадки в сетях передачи данных возникают спонтанно, а прогнозировать время их устранения зачастую невозможно.

Вообще, закавык с механизмами реализации новых правил достаточно, чтобы внести сумятицу в нормальную деятельность поставщиков услуг. Пунктов, сомнительных с этической и правовой точек зрения, тоже хоть отбавляй. И если перед вступлением документа в силу он не будет доработан, вскоре у отечественных юристов заметно прибавится работы.