В Дальневосточном регионе определены поставщики услуг универсальной телефонной связи и доступа к Internet.
Борис Антонюк: «Организации, намеренные стать провайдерами универсальной услуги, могут рассчитывать на компенсацию убытков государством»

Того, что закон «О связи» нуждается в серьезной доработке, отечественные чиновники никогда не скрывали. Высшие чины министерства информационных технологий и связи регулярно выступают с трактовками той или иной «буквы» этого закона, по мере сил стараясь выглядеть в глазах общественности объективными и беспристрастными. На специальной медиа-сессии, которая была организована пресс-службой Совета Федерации и РИА «Новости», прокомментировать положения закона «О связи», связанные с реализацией универсальных услуг, решили заместитель министра информационных технологий и связи РФ Борис Антонюк и руководитель Федерального агентства связи (Россвязи) Андрей Бескоровайный.

Как известно, в базовом отраслевом законе, вступившем в силу 1 января 2004 года, впервые была введена универсальная услуги связи. Она фиксирует необходимый минимум потребностей граждан нашей страны в средствах телекоммуникаций. В соответствии с законом в каждом населенном пункте РФ должен быть установлен минимум один таксофон, а там, где проживают свыше 500 человек, — вдобавок организован хотя бы один пункт коллективного доступа к Internet. Организации, намеренные стать провайдерами универсальной услуги на территории конкретного субъекта РФ, могут рассчитывать на компенсацию убытков государством.

Поставщики таких услуг должны выбираться на конкурсной основе. Разница между реальной стоимостью оказания услуг и получаемыми от этой деятельности доходами будет дважды в год компенсироваться за счет средств из фонда универсального обслуживания. Предполагается, что отчисления в специальный резерв (2% доходов — за исключением средств, полученных от услуг транзита трафика) должны производить все операторы сетей общего пользования.

Изначально планировалось, что объем данного резерва составит порядка 7 млрд руб. Однако, как признался председатель подкомиссии Совета Федерации по связи Вячеслав Новиков, в начале 2005 года Фонд универсальных услуг располагал всего 1,7 млрд руб., а через год его размер увеличился до 3,5 млрд руб.

Представители Мининформсвязи полагают, что и этих средств должно хватить на подготовительные работы. В минувшем году, например, деньги потребовались лишь на организацию конкурсов среди операторов. С сентября по инициативе Федерального агентства связи заинтересованные операторы начали предлагать свои проекты оказания универсальных услуг связи в Амурской, Камчатской, Магаданской областях, в Корякском и Чукотском автономных округах с учетом строго фиксированных государством тарифов.

В ведение «Дальневосточной компании электросвязи» («Дальсвязи»), предложившей наиболее выгодные условия предоставления универсальной телефонной услуги населению региона (с точки зрения размера ежегодно возмещаемых убытков), были переданы Амурская, Камчатская, Магаданская области и Корякский АО. Другое государственное предприятие, ФГУП «Почта России», получило право на организацию передачи данных и доступа к Internet с использованием пунктов коллективного доступа на территории Амурской, Камчатской, Магаданской областей, Корякского и Чукотского АО. Было определено, что на территории Чукотского АО оказывать услуги телефонной связи на базе таксофонов будет «ЧукоткаСвязьИнформ».

30 декабря стали известны результаты конкурсов на право предоставления универсальных услуг на территории Республики Саха (Якутия), в Приморском крае, Сахалинской области и Еврейской автономной области, объявленных Росссвязи в октябре. Заявки от претендентов по указанным лотам подавались до 1 декабря. Конкурсная комиссия утвердила «Дальсвязь» в качестве поставщика универсальной услуги связи с использованием таксофонов в Приморском крае, Сахалинской и Еврейской автономной областях. В Республике Саха аналогичной деятельностью займется «Сахателеком». ФГУП «Почта России» стало победителем всех конкурсов на право передачи данных и предоставления доступа к Internet с использованием пунктов коллективного доступа на территории четырех дальневосточных субъектов РФ.

Почти во всех субъектах ДФО в конкурсах на право предоставления универсальных телефонных услуг победило ОАО «Дальсвязь». Исключение составили Республика Саха и Чукотский АО.

Примечательно, что заявки на участие в конкурсах в каждом из субъектов федерации подавали одни и те же претенденты — «Дальсвязь», ФГУП «Почта России» и «Глобал-Телепорт». И во всех случаях последняя компания оказалась обделенной расположением конкурсной комиссии.

В наступившем году работа по телефонизации и «интернетизации» населенных пунктов вступит в активную стадию на территории всего Дальневосточного федерального округа. В ближайшие шесть месяцев жители этого региона должны реально почувствовать все преимущества универсального обслуживания. В 2006 году аналогичные государственные конкурсы пройдут в Северном, Уральском, Приволжском, Южном федеральных округах, а также в трех областях Северо-Западного федерального округа. А на следующий год запланированы тендеры в Центральном ФО, который тоже остро нуждается в централизованной поддержке, связанной с оказанием универсальных услуг связи.

Комментируя результаты первых конкурсов, Андрей Бескоровайный заявил, что госструктуры с оптимизмом смотрят на реализацию соответствующих положений закона «О связи». По его словам, если все пойдет по плану, то к концу 2008 года услугами телефонной (таксофонной) связи и Internet смогут пользоваться жители любых, даже самых отдаленных уголков России. Оценить смелость этого утверждения можно хотя бы по тому факту, что из нанесенных сегодня на карту России примерно 140 тыс. населенных пунктов телефонизированы примерно 45 тыс., а уж о повсеместной доступности Internet и говорить нечего.

Но когда через три года очередной «трудный ребенок» Мининформсвязи появится на свет, трудно предсказать, насколько добрую службу он сослужит нашим согражданам. Если при реализации проектов универсального обслуживания исполнители станут придерживаться лишь «буквы» закона, то в каждом населенном пункте, вне зависимости от его размеров и количества жителей, будет действительно установлен «хотя бы один» таксофон. А если пункты коллективного доступа в Сеть станут организовываться в почтовых отделениях, то, с учетом режима работы последних, жителям труднодоступных поселков и районных центров, наверняка, будет сложно пользоваться соответствующими сервисами.

Анализируя востребованность универсальных услуг связи, нельзя не учитывать нынешний уровень проникновения мобильной связи в России (около 81%) и перспективы развития данного сегмента (в частности, внедрения стандарта 3G). Имеются обоснованные предположения, что в ближайшее время сервисы сотовых компаний «перекроют» по популярности предложения операторов фиксированной связи.

Согласно оценкам независимых аналитиков, на конец ноября 2005 года число мобильных подписчиков составило уже 118,9 млн (по данным Мининформсвязи, цифра немногим меньше — 110 млн пользователей). Даже если не учитывать пресловутые «мертвые души» и замедление темпов прироста абонентской базы мобильных операторов, очевидно, что в будущем данный вид связи оставит далеко позади сервисы, предоставляемые «по проводам». В связи с этим недальновидность отечественных чиновников, отстаивающих очередной долгоиграющий проект стоимостью несколько миллиардов рублей, просто обескураживает.


Наша справка

«Сахателеком», региональный оператор электросвязи в Республике Саха (Якутия), не входит в холдинг российских акционерных обществ «Связьинвест». Единственным его акционером является правительство республики Саха (100% голосующих акций). «Сахателеком» эксплуатирует в местных телефонных сетях 434 АТС общей емкостью 254 тыс. номера, 1944 междугородных канала автоматической телефонной связи, 45 станций спутниковой связи. Количество телефонов на 100 семей составляет 74,85 в городах и 50,65 — в сельской местности. Порядка 11 тыс. абонентов, в том числе корпоративных, постоянно пользуются услугами Internet.

Основным поставщиком услуг связи на территории Чукотского автономного округа является «ЧукоткаСвязьИнформ», 75% акций которого находятся в федеральной собственности. Это предприятие также не принадлежит «Связьинвесту». Сегодня «ЧукоткаСвязьИнформ» предоставляет услуги местной, междугородной и международной телефонной связи, доступа к Internet, телеграфной связи и электронной почты. Общая емкость телефонных станций в населенных пунктах Чукотки составляет 17 525 номеров