Слухи о том, что российский рынок мобильного контента ждут годы устойчивого роста и процветания, оказались сильно преувеличенными

Когда данный сегмент рынка мобильной связи неожиданно для всех увеличился за 2004 год в три раза, достигнув объема 300 млн долл., аналитики начали предсказывать ему радужные перспективы. Так, компания J`Son & Partners сулила провайдерам мобильного контента доходы 550-650 млн долл. в год. А основные операторы в один голос твердили, что совсем скоро доля неголосовых сервисов в их бизнесе вырастет до 20-30%, а потом и вовсе сравняется с выручкой от услуг базовой телефонии. В свою очередь, контент-провайдеры довольно потирали руки и готовили грандиозные планы развития бизнеса.

Мыльный пузырь

Недаром русская пословица гласит: «Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь». Подведение предварительных итогов 2005 года показало, что эксперты поторопились с позитивными предсказаниями. Согласно данным аналитического агентства «Прайм Консалт», за три квартала нынешнего года рынок мобильного контента «набрал» всего 210 млн долл. По самым оптимистическим сценариям к Новому году объем оказанных услуг в данном сегменте достигнет 370 млн долл., что лишь на 70 млн долл. больше прошлогоднего уровня. Ясно, что в такой ситуации ни о каком «феноменальном» росте речи не идет. Наоборот, многие склоняются к тому, что фаза бурного развития сменилась стагнацией, которая грозит затянуться.

Учитывая, что в России насчитывается около 200 контент-провайдеров и агрегаторов услуг, можно с определенностью утверждать: их ожидают не лучшие времена. Конкуренция значительно усилится, а заинтересовывать потребителей будет все сложнее. Лидерам рынка (компаниям «Инфон», I-Free, «Юник», SMS Media Solutions/«Союзтелеком» и «Никита») пока опасаться нечего, а вот остальным игрокам стоит подготовиться к затяжной осаде, ведь коммерческий потенциал новых мобильных пользователей, особенно в столицах, практически исчерпан. По мнению аналитиков «Прайм Консалта», это подтверждается снижением интереса абонентов к услугам предоставления контента (из-за его низкого качества и однообразия) и ростом расходов контент-провайдеров на рекламу.

Регионы нам помогут?

Хорошей возможностью для развития бизнеса провайдеров дополнительных услуг (Value-Added Services, VAS) является экспансия в регионы РФ и другие страны СНГ. Правда, отдачу от инвестиций в это проторенное сотовыми операторами направление придется ждать довольно долго. Действительно, если в России рынок VAS считается незрелым, то в Ближнем Зарубежье он и вовсе пребывает в зачаточном состоянии. О том, какие проблемы имеются в сфере бизнеса контент-провайдеров в СНГ, а также о местной специфике их работы говорили участники «круглого стола», созванного по инициативе издательства ComNews.

Основное впечатление от дискуссии сводится к тому, что мнения участников рынка разделяются на две полярные группы. Первый «полукруг стола» настаивал на том, что деятельность провайдеров в Ближнем Зарубежье практически не отличается от их работы в России. Второй же заверял, что в государствах СНГ бизнес развивается по особому пути.

Преодоление юридических и идеологических барьеров Андрей Гончаров из PlayFon считает стандартными трудностями на пути завоевания новых рынков

К примеру, Андрей Гончаров, руководитель отдела развития международной компании Playfon, подчеркнул, что, осваивая территорию Украины, его организация не встретила особых трудностей. По его словам, фирма имеет большой опыт работы в данной сфере, и сегодня сервисы PlayFon предоставляются более чем 150 млн абонентов крупнейших западноевропейских (Vodafone, Orange, O2, T-Mobile), украинских (UMC, Kyivstar), российских федеральных (МТС, «Билайн» и «МегаФон») и региональных операторов сотовой связи.

Как правило, начиная работу в новом регионе, Playfon использует одну и ту же бизнес-статегию. Единственным существенным различием можно считать объем бизнеса в разных странах: так, рынок мобильного контента на Украине в 10 раз меньше аналогичного сегмента в России. То, что по ходу развертывания услуг в новом регионе приходится локализовать сервисы, преодолевать юридические и идеологические барьеры, Гончаров считает стандартными проблемами на пути к завоеванию местного рынка мобильного контент-провайдинга.

А вот представители провайдеров «Телеклик» и «Никита» отметили, что развитие бизнеса в странах СНГ дает множество возможностей для «экспромта». Дело в том, что самобытные культурные традиции некоторых регионов бывшего Союза породили различия в системах ценностей народов. К примеру, в мусульманских республиках поставщикам контента приходится помнить о необходимости «вписывать» предлагаемые услуги в принятые нормы морали. В таких регионах необходимо полностью исключать «намеки» на нетрадиционные отношения между полами и информацию откровенного характера. Кроме того, в Киргизстане, Узбекистане и Казахстане сильны клановые принципы общественных отношений, что тоже приходится учитывать.

Все участники встречи выразили желание продолжать деятельность в странах СНГ. По их мнению, при развитии рынка в этих регионах необходимо использовать опыт освоения российского сектора рынка и избегать допущенных при этом ошибок. На решение правовых проблем повлиять трудно, поскольку данной сферой заведует государство. А вот повысить внимание к качеству контента, усовершенствовать его за счет внедрения унифицированных решений игроки могут самостоятельно.

Рынок мобильного контента в России в 2004—2006 гг.

В частности, такие разработки предлагает создавать компания «Нева Лайн». По словам Ярослава Прокоповича, коммерческого директора этой фирмы, контент-провайдеры чаще всего самостоятельно разрабатывают программы для предоставления сервисов. А «Нева Лайн» настаивает на том, что делать это должна команда профессионалов. Это позволит исключить технические проблемы и несоответствие платформ, будет способствовать повышению качества контента и росту его разнообразия, что наверняка придется по нраву клиентам. Довольные пользователи перестанут «разбегаться», и начавшаяся стагнация рынка может смениться стабильностью. Благодаря всем этим факторам основные игроки сумеют занять устойчивое положение в данной рыночной нише и стать менее уязвимыми к атакам крупных зарубежных провайдеров, наступление которых на Россию ожидается уже в начале 2006 года.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями