В нашей стране появилась компания, которая добровольно взвалила на себя ношу сервисного обслуживания предприятий и организаций федерального масштаба.

Она получила название «Россервис», что должно навести заказчиков на мысль о ее принадлежности к когорте федеральных агентств. Чтобы не вводить читателей в заблуждение, сразу же уточним: к органам власти ЗАО «Россервис» отношения не имеет.

Ситуация с «Россервисом» — классический пример непомерной амбициозности руководства отдельно взятой компании, хотя сама бизнес-идея заслуживает внимания. «Россервис» образован с целью построения федеральной партнерской сети сервисного обслуживания, в рамках которой каждое звено (то есть региональная фирма) должно работать по однажды установленной схеме, удовлетворять общим требованиям и обеспечивать единый уровень сервиса. В центре этой сети, конечно же, будет находиться сам «Россервис», располагающий большим штатом сертифицированных инженеров службы техподдержки, равноудаленным доступом к ресурсам разных вендоров и, главное, — надежными связями с заказчиками федерального уровня. «Россервис» будет заключать договоры с конечными заказчиками и распределять подряды на техническое обслуживание действующих телекоммуникационных и ИТ-инфраструктур между партнерами.

Сегодня все прекрасно понимают, в какое незавидное положение попали региональные системные интеграторы, — им приходится рассчитывать лишь на крошки со стола богатых столичных коллег. И первый выход в свет «Россервиса» показал, что расчет был сделан правильно. На рабочую встречу с руководством этой компании, состоявшуюся 15 сентября, прибыли делегации изо всех 89 субъектов РФ, а представителей отдельных региональных фирм оказалось еще больше. Конечно, им прямо не сказали «кто не с нами, тот против нас», но происходящее в зале презентаций откровенно напоминало демонстрацию силы.

После краткого вступительного слова о миссии своей компании генеральный директор «Россервиса» Алексей Страхов стал поочередно приглашать к микрофону руководителей ИТ-департаментов крупнейших государственных структур (таких как Федеральная налоговая служба, МВД и Центробанк), чтобы те подтвердили серьезность намерений работать с централизованной сервисной службой. Однако от лица заказчиков к микрофону вышел лишь сотрудник отдела телекоммуникаций ФНС Михаил Богданов, который тут же указал организаторам семинара на неуместность использования словосочетания «Федеральная сервисная служба ?Россервис?». Он подчеркнул, обращаясь к г-ну Страхову: «При всем желании нам не удастся создать новую федеральную службу или агентство».

Вместе с тем Богданов подчеркнул актуальность задачи комплексного обслуживания телекоммуникационной сети его ведомства с соблюдением единой технической политики для всех филиалов и местных подразделений. В планах ФНС РФ значится сокращение непрофильных издержек на содержание телекоммуникационной инфраструктуры, и теперь это ведомство предпочитает не принимать сетевое оборудование на свой баланс, а покупать услуги связи у независимых провайдеров. «Содержать собственные «войска» связи достаточно накладно», — заявил Михаил Богданов.

Представителей других федеральных ведомств участники рабочей встречи так и не дождались, поэтому им пришлось слушать выступления вендоров, поставляющих в нашу страну оборудование для корпоративных телекоммуникационных сетей. Сотрудники Nortel, Avaya, Cisco Systems и Siemens поприветствовали идею построения системы сервисного обслуживания для заказчиков общефедерального масштаба, но заострили внимание собравшихся на ряде очевидных «подводных камней», которые подстерегают инициаторов проекта.

Во-первых, центральный элемент сервисной сети действительно должен быть равноудаленным от всех производителей. Это означает обязательное наличие на складах «Россервиса» комплектов запасного оборудования всех ведущих производителей УАТС, коммутаторов, маршрутизаторов, терминальных устройств, модемов, серверов доступа, защитных экранов, оптических систем передачи и др. Если принять к сведению мультивендорность большинства корпоративных и ведомственных сетей и присущий им «зоопарк» стандартов и технологий, то список необходимых складских запасов получается весьма внушительным. И не праздный вопрос, найдутся ли у «Россервиса» деньги на постоянное поддержание такой номенклатуры продуктов.

Во-вторых, компании понадобится установить прозрачные эффективные отношения со службами технической поддержки и эскалации проблем каждого из представленных в России зарубежных телекоммуникационных вендоров. Кроме того, потребуется обучить и сертифицировать достаточное количество их инженерных специалистов для оказания помощи партнерам на местах.

Ведущий рубрики — Игорь Елисеев (i_eliseev@osp.ru)

В-третьих, на современном этапе развития технологий сервисной службе нужно стремиться не только вовремя чинить или заменять вышедшие из строя устройства. Она должна стараться, прежде всего, предотвращать поломки, осуществляя регламентные работы и мониторинг сети в режиме реального времени.

Какие инвестиции понадобятся для выполнения всех этих условий, можно только догадываться, но они точно превосходят финансовые возможности «Россервиса». Компания с амбициями федеральной сервисной службы должна была организовать, по крайней мере, полноценный Web-сайт для информирования партнеров и потенциальных заказчиков, но пока самая ценная информация по адресу www.rosserv.ru — это адрес и схема проезда к офису.

По странному стечению обстоятельств почтовый адрес «Россервиса» совпадает с адресом московского филиала фирмы «Ниеншанц». Для получения дополнительной информации о деятельности «Россервиса» нам тоже пришлось контактировать с пресс-службой «Ниеншанца», но представители двух компаний почему-то упорно не хотят признавать свое «родство». Несмотря на наши запросы, осталось неизвестным общее количество сотрудников «Россервиса» и численность сертифицированных вендорами инженеров. Зато в распространенном пресс-релизе руководство «Россервиса» с удовлетворением сообщило о подписании более чем 40 договоров с региональными партнерами, которые желают приобщиться к обслуживанию федеральных ведомств.