Увеличение пропускной способности корпоративных сетей позволило компаниям аккумулировать данные в едином центре и обеспечивать к ним доступ при помощи довольно простых терминальных устройств

Когда-то именно так были устроены большинство корпоративных информационных систем: одним сервером, на котором сосредотачивались все данные и приложения, пользовались все сотрудники предприятия. Но после изрядного увеличения производительности ПК значительная часть деловой информации стала концентрироваться на машинах пользователей.

Однако если на каждом рабочем месте хранится свой набор данных, информационное пространство предприятия распадается на множество практически не связанных друг с другом островков. В таких условиях достаточно сложно организовать эффективный доступ к информации, а тем более контроль над ним, поэтому терминальные системы становятся все более ценными в глазах заказчиков. Это особенно актуально в финансовой сфере, где приходится постоянно работать с конфиденциальной информацией, разглашение которой может привести к серьезным последствиям для самого банка и его клиентов.

Внедрение терминальных систем позволяет банкам усиливать контроль над информационными потоками, упрощать техническое обслуживание ИТ-систем, снижать технологические требования к оснащению рабочих мест и облегчать переход на новые технологии. В этом случае большинство операций обновления ПО выполняются в едином центре обработки данных, а обслуживание компьютерного оборудования на рабочих местах сводится к его замене в случае выхода из строя.

В частности, на терминальные технологии переходит технологический центр «Тушино», принадлежащий Центральному Банку РФ. Этот ТЦ специализируется на сопровождении офисных (но не банковских) приложений в московских подразделениях ЦБ РФ, обслуживая 5 тыс. рабочих мест и около 200 серверов. В подчинении ТЦ находятся также телефонные и некоторые другие технологические системы ЦБ. Главными причинами перехода на терминальные технологии в банке считают дороговизну обслуживания прежней распределенной системы, свойственные ей избыточность инженерных служб и низкий уровень безопасности. К тому же примерно треть рабочих мест нуждаются в обновлении, а переход на терминальные системы упрощает модернизацию компьютерной инфраструктуры как для информационных служб, так и для пользователей.

Руководство ТЦ «Тушино» решило создать четыре центра обработки данных, которые обеспечат централизованное хранение и контроль над использованием информации, а также гарантированное электропитание и жизнеобеспечение оборудования. Сотрудники ЦБ получат доступ к этим центрам со своих терминалов. В качестве такого терминала может применяться клиент Citrix, интегрированный в используемую ОС или в дополнительный раздел системы Linux. Другой вариант — бездисковая станция, флэш-память которой содержит ПО Linux с клиентом Citrix. Наконец, терминалом может быть любой другой тонкий клиент, не имеющий собственного жесткого диска.

Сотрудники ТЦ «Тушино» научились самостоятельно трансформировать устаревшие ПК в перечисленные варианты «тонкого» клиента. При переходе на новый режим работы все данные с обслуживаемых ТЦ компьютеров перенесут на серверы, а сами ПК будут трансформированы в удаленные терминалы. По мере выхода оборудования из строя старые компьютеры станут заменяться классическими «тонкими» клиентами.

Терминальная система также разворачивается в «Газпромбанке»: она должна охватить все 40 его региональных филиалов, каждый из которых имеет разветвленную сеть локальных офисов в населенных пунктах своего региона. Не все офисы подключены к общей системе наземными каналами — часто применяется спутниковая связь. Для нее характерны большие задержки при передаче сигнала, которые отрицательно влияют на работу клиент-серверных приложений. Однако терминальную систему Citrix удалось настроить на работу в таких тяжелых условиях. В качестве терминальных серверов используются Citrix MetaFrame XP, установленные в филиалах «Газпромбанка» из расчета 20-50 клиентов на один сервер.

Основной причиной внедрения терминальной системы в «Газпромбанке» была организация централизованного контроля над информацией, но попутно решались проблемы обновления ПО, уменьшения задержек передачи по медленным наземным и спутниковым каналам связи, обеспечения эффективного использования вычислительных мощностей и др. «Терминал, в отличие от ПК, уже является не элементом ИТ-инфраструктуры, а предметом офисной мебели», — заключил Игорь Кадощук, глава департамента информационных систем АБ «Газпромбанка». В результате техническое сопровождение системы упростилось и было сконцентрировано на уровне серверов, а не рабочих мест.

Терминальные системы переживают второе рождение — уже на новой технологической основе. Скорость передачи данных в современных компьютерных сетях возросла настолько, что на терминальные решения могут быть перенесены практически все приложения. Исключение составляет ПО для обработки видео- и мультимедийных данных, но банки применяют такие программы лишь в ограниченном объеме, а потому активно реализуют терминальный доступ.