В середине сентября 2005 года компания «Мобильные ТелеСистемы» запустила новую услугу — адаптированную для российских пользователей версию японского сервиса i-mode. По мнению аналитиков МТС, она должна заменить не очень удачный в коммерческом отношении WAP и стимулировать потребление интерактивных услуг. Однако рынок реагирует на эту инновацию довольно скептически.

Сервис во имя ARPU

Судя по всему, МТС развивает проект i-mode преимущественно с целью поднять показатель ARPU, который продолжает неуклонно снижаться и уже составляет менее 10 долл. (что, впрочем, типично для развитых телекоммуникационных рынков). Для оптимистических ожиданий есть некоторые основания: если службы WAP развиваются очень медленно (хотя доступны миллиарду пользователей GSM-сетей по всему миру), то сервис i-mode уже набрал 46 млн активных клиентов.

Особенность сервиса i-mode состоит в предустановленности приложения на сотовом телефоне. Пользователю не надо знать какие-либо IP-адреса, DNS-серверы или стартовые странички: достаточно включить телефон, и сервис мгновенно окажется доступным. Кроме того, для заказа и оплаты любого медиа-элемента достаточно одного щелчка на клавиатуре телефона. Для активации i-mode на клавиатуре терминала имеется специальная клавиша с характерной ярко-желтой буквой I. При ее нажатии на экране мобильного телефона появляется стартовое меню, позволяющее «бродить» по сайтам, отправлять электронную почту, корректировать персональные настройки доступа к Internet, заходить в систему учета услуг и платежей (для абонентов МТС ее роль играет ИССА). По сути, это «цифровой кабинет» карманного размера.

Содержательное наполнение i-mode-портала МТС — достаточно богатое. Сгруппированных в едином меню ресурсов хватит для удовлетворения большинства мобильных информационных потребностей среднего пользователя. К примеру, здесь имеется полный информационный блок — от прогноза погоды и курса валют до новостей ежедневных газет, телеканалов (CNN) и Internet-порталов («Рамблер» и «Лента.ру»). Отдельно в информационном блоке расположены спортивные новости, программы телепередач и финансовые сводки.

Как уже отмечалось, встроенная поддержка i-mode обеспечивается производителем телефонов. На момент коммерческого запуска сервиса в сети МТС российским пользователям были доступны лишь пять моделей соответствующих терминалов — NEC N411i и N343i, Samsung S342i и S410i, LG L342i. Их стандартное оснащение подразумевает наличие камеры и цветного дисплея, полифонии и большой внутренней памяти — в общем, всех инноваций мобильного рынка.

Уже при включении терминалов на дисплее появляются желтый логотип и название оператора. Пока не ясно, возможна ли поддержка терминалами i-mode популярного информационного сервиса «Хамелеон» от «Билайн». Скорее всего, аппараты, используемые в сети данного оператора, как и аппараты i-mode, поддерживают технологии CellBroadcastDD и STK, а значит, абоненты МТС теоретически могли бы подключиться к услугам сети «Билайн». Правда, МТС может обеспечивать для своих терминалов функцию SIM-lock, но намерения оператора на этот счет пока не известны.

Подключиться к сервису i-mode смогут абоненты из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, выбравшие контрактные тарифные планы или ТП «Джинс». Соответствующие услуги будут доступны в зоне покрытия сети GPRS и роуминговых партнеров МТС. Для абонентов МТС сервис активируется бесплатно, но новые терминалы им покупать все же придется. Стоимость трафика в i-mode составляет от 0,08 долл. за 10 Кбайт полученной информации.

Дорого — не значит хорошо

Коллеги МТС из «большой тройки» уже определились со своими контент-проектами, противостоящими услугам i-mode. У «Билайн» это — уже упомянутый сервис «Хамелеон», основанный на технологии СellВroadcast, а у «МегаФона» — услуги на базе расширенного SIM-меню. Насколько успешным окажется каждый из данных проектов, покажет время, а мы попробуем разобраться с очевидными «узкими местами» нового информационного сервиса в сети МТС.

Главным неудобством для пользователей является необходимость покупки специального телефона. Скорее всего, МТС не станет блокировать его работу в других операторских сетях, но выходить в Internet-пространство с помощью сервиса i-mode можно будет только через сеть МТС. Опасения аналитиков относительно скудности выбора таких телефонов вряд ли имеют серьезные основания. В свое время «Скайлинк» столкнулся с такой же проблемой при запуске сети CDMA-450, но сейчас ситуация выправилась, и абонентская база этого оператора измеряется уже сотнями тысяч человек.

Больше должно тревожить число сайтов, пригодных к работе с i-mode. На начальном этапе реализации проекта абоненты получат доступ более чем к 120 сайтам 60 контент-провайдеров. Система управления контентом для наполнения портала i-mode, которую создают специалисты «РБК Софт», сейчас находится на стадии тестирования. По словам ее разработчиков, она ориентирована преимущественно на мелких и средних контент-провайдеров, но сотовый оператор до сих пор не обнародовал условия сотрудничества с ними — видимо, лидеру рынка не очень интересно заниматься «мелочами». В свою очередь, крупные игроки рынка мобильного контента настороженно относятся к i-mode. «Мы выступаем в роли партнера «по инерции», ибо особой коммерческой отдачи в данном случае ожидать не приходиться. Но и обижать столь уважаемого клиента, как МТС, мы не хотим, а потому для начала намерены адаптировать несколько WAP-сервисов и посмотреть, что из этого получится», — сообщил на условиях анонимности руководитель одного из таких контент-провайдеров.

Напомним, что сегодня действуют около 600 крупных WAP-ресурсов, но они не объединены в крупные порталы и содержат весьма пестрый контент, не всегда легальный и структурированный. Поэтому успех i-mode во многом будет зависеть от желания МТС работать с небольшими поставщиками. Если оператору удастся собрать на единой технологической платформе весь спектр разнообразных информационных предложений и обеспечить услуги по приемлемой цене, это может окончательно убить бесплатный WAP-доступ.

Стоимость сервиса i-mode — еще один «подводный камень», недооцениваемый маркетологами МТС. При использовании классической схемы, действующей в Японии и Европе, потребитель платит лишь несколько центов за каждую просмотренную статью или скачанную мелодию. А абоненту МТС придется ежемесячно выкладывать за доступ к услуге от 2 до 5 долл. (в зависимости от числа доступных информационных каналов) плюс оплачивать передачу данных. При этом преимущества доступа только к небольшой части мобильного Рунета вызывают серьезные сомнения, и налицо — явная недооценка МТС отечественного рынка WAP-услуг. А ведь полезную информацию, которую оператор намерен предлагать за деньги, можно найти и в свободном доступе, оплачивая только трафик. Спросить у пользователя, интересно ли ему новое предложение МТС, конечно же, забыли. Но если недовольные абоненты начнут голосовать рублем, возможно, компания изменит свою стратегию.


Максим Букин (mb@viem.ru) — независимый автор.