в распределении доходов от оказания таких услуг, дифференцировать тарифы в зависимости от качества обслуживания и получать деньги за использование внешними провайдерами мощностей их сетевой инфраструктуры.

Для участия в распределении доходов от VAS операторам были необходимы собственные механизмы формирования добавленной стоимости. Очевидным решением этой проблемы является передача оператору от поставщика услуг таких дополнительных функций, как поддержка стандартных библиотек для разработки услуг (реализация типовых операций обслуживания), сбор и учет статистики применяемых ресурсов, выставление счетов на оплату. При этом оператор должен выделять провайдеру гарантированные сетевые ресурсы за счет перераспределения нагрузки в своей сети. Данная концепция получила название «открытого доступа» к операторской сети. Для реализации расширенных возможностей обслуживания она предполагает использование распределенной платформы, в которой сервер приложений поставщика услуг взаимодействует с сетью телефонного оператора через шлюз с открытым программным интерфейсом.

В рамках концепции «открытого доступа» в мире практически одновременно началась разработка ряда технологий, предназначенных для поддержки бизнес-модели VAS. В 1998 Parlay Group приступила к созданию одноименной технологической платформы. В том же году Sun Microsystems решила развивать технологию JAIN, а годом позже к этим компаниям присоединился Форум VoiceXML. Каждое из предложенных решений имеет свои особенности. Консолидировав мнения экспертов, мы пришли к выводу, что эти технологии следует анализировать по нескольким критериям: архитектура платформы, язык разработки услуг, порядок взаимодействия с пользователем и с Internet, схема тарификации услуг, обеспечение безопасности взаимодействия оператора с поставщиком услуг.

В Parlay, JAIN и VoiceXML архитектуры платформ предоставления услуг (проще говоря, состав используемых программно-аппаратных средств) практически идентичны. Принципиальные различия наблюдаются лишь на функциональном уровне. Так, в технологии Parlay услуга обеспечивается на сервере поставщика услуг, а специальный шлюз служит интерфейсом для взаимодействия провайдера с сетевыми ресурсами оператора. В JAIN и VoiceXML на сервере приложений поставщика услуг осуществляются только разработка и хранение кода сервиса, а при обращении к нему абонента соответствующий программный код загружается в инфраструктуру телефонного оператора, где и происходит его исполнение.

Язык программирования, предусмотренный для разработки услуг в каждой из технологий, во многом определяет их эффективность с точки зрения сервис-провайдеров. В Parlay используется язык UML (Unified Modelling Language), позволяющий осуществлять визуальное программирование. Однако специалистов по UML достаточно мало, а значит, деятельность команды разработчиков обходится недешево. В технологии JAIN программный код услуг разрабатывается на получившем широкое распространение, простом и удобном языке Java. Форум VoiceXML предлагает в качестве средства программирования услуг расширенный язык меток XML, дополненный специальными функциями. Например, в него введены теги для реализации взаимодействия с пользователем с помощью средств обработки голосовой информации. Специалистов, владеющих специфическим лексиконом тегов, — тоже не так уж много, поэтому в области создания дополнительных услуг для телефонных сетей технология VoiceXML заняла довольно узкую нишу.

Рассмотрим особенности Parlay, JAIN и VoiceXML с точки зрения механизмов, поддерживающих взаимодействие поставщика услуг с абонентами. Оно осуществляется, прежде всего, при помощи SMS, MMS, DTMF (тональный набор), IVR и технологий распознавания речи. В концепции Parlay стандартизирован каждый из перечисленных методов (функции работы с SMS/MMS, DTMF и управления IVR). JAIN обеспечивает стандартизованное взаимодействие с пользователем с помощью DTMF и SMS. Организация обслуживания посредством IVR в рамках JAIN возможна, но реализуется с использованием фирменных интерфейсов производителей, выпускающих системы автоинформирования. Технология VoiceXML предоставляет стандартные функции синтеза и распознавания речи, а также обработки вызовов DTMF. Работа с SMS и устройствами IVR осуществляется через импортируемые в VoiceXML объекты, которые позволяют из кода услуги вызвать функцию, отвечающую за такое взаимодействие.

Сейчас растет потребность в интегрированных услугах, объединяющих возможности телефонных сетей и Internet, поэтому возникает вопрос: как обеспечить объединение операторов и ISP? Интегрированные услуги можно организовать при помощи всех трех технологий, но в каждом случае — с определенными особенностями. Например, Parlay сначала предназначалась для оказания услуг в телефонной сети. Затем для разработки интегрированных услуг, взаимодействующих с приложениями Internet, были созданы соответствующие библиотеки Parlay X (правда, эта спецификация существенно ограничивает набор телефонных сервисов). Основой JAIN является язык Java, изначально служивший для создания приложений Internet. Интегрировать их с телефонными сетями позволяют специальные библиотеки JAIN. Наконец, базовая технология XML предназначалась для среды Internet, поэтому при использовании VoiceXML для организации взаимодействия услуг телефонной сети с приложениями Internet нужны стандартные Web-механизмы.

Механизмы тарификации сервисных платформ во многом определяют диапазон услуг. Другими словами, чем последний шире, тем выше требования сервис-провайдеров к гибкости тарификационных схем. Прежний порядок предусматривал возможность тарификации только по факту предоставления услуги или по продолжительности ее использования. В современных условиях абонента необходимо предварительно ознакомить со всем списком услуг, чтобы обеспечить ему свободу выбора. При этом провайдер обязан предоставить информацию о стоимости выбранной услуги и возможность подтверждения либо отказа от оплаты. Таким образом, механизм тарификации должен задействоваться в самом процессе предоставления услуги.

В платформах Parlay для организации гибкой системы тарификации была стандартизована функция взаимодействия с автоматизированной системой расчетов (АСР) базового оператора. Также реализована возможность изменения порядка оплаты в режиме реального времени, причем сведения об этом отображаются в АСР оператора. На платформе JAIN услуга тарифицируется либо по факту вызова, либо по его продолжительности. Впрочем, взаимодействие с внешними платежными системами в ней осуществляется с применением стандартизированной библиотеки Jpay. В системах на базе VoiceXML услуги тоже тарифицируются либо по факту, либо по продолжительности использования, а для взаимодействия с внешними платежными системами служит механизм внедренных объектов.

Поскольку, как правило, оборудование провайдера услуг подключается к операторской инфраструктуре через Internet, к технологическим платформам предъявляются дополнительные требования, связанные с безопасностью взаимодействия между владельцем сети и внешним провайдером. В Parlay можно задавать алгоритм шифрования и длину ключа (индивидуально для каждого поставщика услуг) для обеспечения безопасной передачи сигнального трафика. JAIN использует стандартные методы защиты приложений Java в Internet, в частности протокол HTTPS. А в VoiceXML собственные средства защиты трафика не предусмотрены. Для этих целей может быть задействован все тот же протокол HTTPS, применяемый для защиты Web-серверов.

Итак, основной функционал технологий Parlay, JAIN и VoiceXML значительно различается. В технологии Parlay стандартизированы максимум полезных функций, даже таких, как автоматическое определение параметров абонентского терминала и его доступности для оказания услуг. В технологии JAIN стандартизировано меньше функций, но заложено больше возможностей для разработки фирменных библиотек. А в VoiceXML стандартизованы только функции управления соединением и средства взаимодействия с пользователем.

Поскольку технология Parlay наиболее функциональна, ее применение для разработки и предоставления услуг не требует внедрения дополнительных программно-аппаратных средств. Единственным недостатком Parlay в данном отношении является использование довольно сложного и мало распространенного языка UML. Однако решение этой проблемы уже найдено: технология JAIN, в которой услуги разрабатываются на Java, была адаптирована для реализации приложений Parlay. В результате JAIN сегодня служит преимущественно для создания приложений Parlay, а вот программно-аппаратных платформ JAIN операторского класса практически не существует. Технология VoiceXML остается узкоспециализированным средством разработки голосовых меню для Internet-сайтов. На базе VoiceXML реализуется большинство IVR-приложений — для карточных платформ и информационно-справочных служб.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями