Кадровый голод превратился в существенное препятствие для развития российской ИТ-отрасли

О том, что быстро растущий ИТ-рынок нуждается в большом числе профессионалов, специалисты говорят давно, и без обсуждения этой темы не обходится ни одно отраслевое мероприятие. В течение последних месяцев представители госструктур несколько раз собирались «за круглым столом» для обсуждения путей выхода из положения. Одно из таких мероприятий под названием «Подготовка специалистов в области ИКТ в условиях реформы образования» состоялось в июне. В его работе приняли участие чиновники из Минобразования, представители различных организаций и объединений, руководители крупных вузов, сотрудники ИТ-компаний (Sun Microsystems, IBM, Alcatel, Руссофт) и, что особенно симптоматично, — министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман.

Леонид Рейман констатировал, что уровень профессиональной подготовки в академических вузах не соответствует запросам российских и зарубежных компаний

Выступления докладчиков не оставили сомнений: государственные деятели и рыночные игроки намерены серьезно разобраться в проблеме. Леонид Рейман констатировал, что образовательный уровень специалистов, выходящих из академических вузов, не соответствует запросам российских и зарубежных ИТ-компаний. По данным консалтинговой фирмы McKinsey, только 10% выпускников отечественных высших учебных заведений готовы к работе в отрасли, а остальные вынуждены срочно идти на курсы повышения квалификации.

Конечно, любой ИТ-специалист должен проходить обучение примерно 4-6 раз в течение трудовой деятельности, дабы не потерять квалификацию. Однако если ему приходится «забыть все, что говорили профессора» и переучиваться сразу после окончания вуза, то ситуация становится просто абсурдной. Председатель комитета по образованию и член правления АП КИТ Евгений Бутман заявил, что отечественные вузы готовят «специалистов вчерашнего дня».

С ним согласился академик Владимир Тихомиров, председатель Экспертного совета по электронному обучению при Комитете по образованию и науке Государственной Думы и ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). По его словам, отставание вузовской ИТ-подготовки от требований современности составляет примерно пять лет, то есть равно средней продолжительности обучения. Возникает резонный вопрос: зачем тогда учиться в государственном учебном заведении? Пока веским аргументом для поступления в крупные вузы страны является их традиционный авторитет. Однако если указанные тенденции сохранятся, престиж академических институтов и университетов сильно пошатнется.

Сам Тихомиров не видит выхода из сложившейся ситуации. По его мнению, пока профессорская зарплата находится на уровне пары сотен долларов, а государственные инвестиции ничтожно малы, проблему не решить. Попутно отметим, что российские власти выделяют из госбюджета всего около 720 долл. в год на обучение одного студента. Для сравнения: в Финляндии объем таких инвестиций больше в 20 раз, а в США — в 50 раз.

Пессимизм «практиков» не разделяют чиновники из Минобразования РФ: любую проблему они берутся решить при помощи федеральных целевых проектов и реформ. Марина Князева, заместитель начальника управления развития образовательных программ Федерального агентства по образованию РФ, отметила, что чиновники ее ведомства помогают распространению компьютерной грамотности и повышению квалификации учителей.

Аналитики и представители крупного ИТ-бизнеса, участвовавшие в «круглом столе», тоже настроены оптимистично. По их мнению, попытаться разрубить гордиев узел, связанный с подготовкой отраслевых специалистов, можно уже сегодня. Хорошим подспорьем для развития системы образования станут Учебные центры известных мировых производителей (Cisco, Siemens, Alcatel и т.д.), создаваемые на базе государственных вузов. В таких УЦ студенты будут получать необходимые знания без отрыва от процесса академического образования. Имеет смысл использовать и электронные формы обучения, в последние годы получившие признание в нашей стране.

Так или иначе, конструктивные преобразования нужно проводить в ближайшее время. «Практики» предупреждают, что времени на поиск путей выхода из кризиса уже не осталось. Сейчас основной костяк преподавательского состава еще образуют профессора, доценты и другие специалисты «старой гвардии», прошедшие советскую школу образования. Можно сколько угодно сетовать на ограниченность и несовременность тех дисциплин, которые они преподают студентам, но достойной замены этим преподавателям как носителям фундаментальных научных знаний пока нет.