страны энергокризис, обесточивший несколько миллионов квартир и домовладений, сотни промышленных предприятий (в том числе — непрерывного цикла и с опасным производством), прервавший транспортное сообщение и связь. Экономический ущерб от «конца света» подсчитывается до сих пор, но уже ясно, что речь идет о многих миллиардах рублей.

Производители систем бесперебойного питания торжествуют: они получили очень веский аргумент, позволяющий убедить любого клиента в слабости и уязвимости инфраструктуры централизованного электроснабжения. Наглядный пример подействует на заказчиков лучше всякой рекламы, а значит, спрос на источники бесперебойного питания должен вырасти в несколько раз.

Не будем давать этому морально-этическую оценку, хотя попытка извлечь выгоду из чужой беды никого не украшает. Уместно напомнить, что наш энергетический кризис — лишь малое подобие техногенного катаклизма, произошедшего в 2003 году в США и Канаде, почти 50 млн жителей которых оставались без электричества в течение трех дней. Неужели западные вендоры всерьез считают, что источники бесперебойного питания смогут обезопасить экономику и людей от подобных сбоев единой энергосистемы?

Любое среднее (даже по российским меркам) производство потребляет сотни киловатт электричества в сутки. А на сталеплавильных или нефтеперерабатывающих комбинатах потребляемая мощность исчисляется десятками мегаватт, и для удовлетворения таких нужд работают целые электростанции. Заменить этот централизованный ресурс автономными источниками питания (даже самыми мощными ИБП или дизель-генераторными установками) не представляется возможным.

Удивительно, что в сознании зарубежных производителей производственные процессы ассоциируются, прежде всего, с передачей данных по компьютерным сетям и с поддержкой электронного документооборота. Увлекшись идеей международного разделения труда, они, похоже, совсем забыли, что промышленные предприятия состоят не только из офисов и штаб-квартир, но и из производственных линий, конвейеров, цехов. Это они генерируют исходные данные, которые затем анализируются в штаб-квартирах для эффективного управления бизнесом. Если встанет производственная линия или конвейер, то остановится и поток данных, обрабатываемых серверами в корпоративных дата-центрах.

Малый и средний бизнес имеет больше возможностей подстраховаться от техногенных катастроф. Но «качество» отечественного централизованного электроснабжения уже давно заставило отдельные офисы и бизнес-центры обзавестись системами бесперебойного питания, которые в режиме реального времени выравнивают скачки напряжения и обеспечивают корректное завершение работы приложений при кратковременных отключениях электричества.

Как бы то ни было, результаты всех усилий по минимизации соответствующих рисков зависят от масштабов аварий. Поэтому вполне целесообразно ставить на повестку дня вопрос о страховании таких рисков, ведь никто не знает, где ударит молния в следующий раз.