Еще несколько лет назад биллинговые системы, или автоматизированные системы расчетов (АСР), большинства операторов связи имели единую, монолитную архитектуру. Они реализовывали весь цикл расчета, от получения учетной записи о предоставленной услуге до формирования счетов и отслеживания прохождения денег.

Почти у каждого оператора были уникальная и практически не тиражируемая система биллинга, созданная для конкретной конфигурации аппаратных средств, и группа программистов, которые при необходимости разрабатывали для нее новые модули либо исправляли ошибки. Монолитная структура, при которой первичная обработка данных с оконечных устройств возлагалась на саму биллинговую систему, была на тот момент оптимальной. Набор услуг был ограниченным и крайне редко расширялся, а каждый оператор чаще всего использовал коммутационное оборудование одного производителя.

За последние десять лет в мире связи произошли радикальные изменения, затронувшие как сферу технологий, так и структуру бизнеса операторов. Между игроками рынка усилилась конкуренция на уровне наборов услуг. Предоставление новых услуг и их пакетов, в которые входят различные сервисы и тарифные планы, обусловливает необходимость серьезных изменений в существующих АСР. Монолитная архитектура биллинговых систем в нынешних условиях становится неэффективной.

Положение дел осложняет и географическая экспансия крупных операторов, в состав которых включаются региональные компании с принадлежащим им оборудованием. С одной стороны, это приводит к резкому росту объема учетных данных и, как следствие, к значительному росту нагрузки на биллинговую систему. С другой стороны, в результате слияний резко увеличивается парк используемой техники и усиливается разнородность сетей.

Дополнительной проблемой становится транспортировка учетных данных в центр обработки. Из-за низкого качества каналов при передаче на большие расстояния возникает риск потери учетной информации об услугах или значительных задержек, которые отрицательно сказываются на производительности биллинговой системы. К тому же передаваемые в центр от оконечного оборудования исходные записи xDR (CDR и т. д.) содержат лишнюю служебную информацию, которая лишь загружает каналы связи.

Для решения всех этих проблем и предназначены системы предбиллинга (Mediation System). Их основное назначение состоит в преобразовании исходных данных в такую информацию, которая может быть интерпретирована биллинговой и другими бизнес-системами оператора (BI, CRM, Fraud Detection и др.).

Продукты такого класса уже давно и успешно применяются крупными операторами в странах с развитой инфраструктурой связи.

На все случаи бизнеса

Для операторов фиксированной связи, оказывающих традиционные услуги телефонии, актуальна задача получения учетных записей от оборудования различных производителей и разных поколений (современных электронных АТС, координатных и декадно-шаговых станций). При внедрении системы предбиллинга приходится разрабатывать интерфейсы для специфического оборудования и форматов данных. Здесь критически важной характеристикой системы предбиллинга является возможность модификации ее компонентов и повторного использования части из них.

На этапе внедрения выявляются все имеющиеся у оператора связи подсистемы обработки информации, учитывающие особенности используемого оборудования. Затем их функциональность реализуется в рамках системы предбиллинга. Важным свойством тиражируемой системы на этом этапе становится возможность легко изменять логику обработки информации и полностью ее контролировать.

Для операторов связи, имеющих географически распределенную сеть, очень актуальна проблема потери учетных данных при их передаче в централизованное хранилище. При выборе системы предбиллинга приоритет будет иметь продукт, поддерживающий распределенную архитектуру.

Для операторов, предоставляющих услуги с помощью мультисервисной сети NGN, ситуация иная. Хотя сети NGN могут строиться на основе оборудования разных производителей, применяемые в них протоколы передачи и форматы данных, как правило, стандартны (TCP/IP — на транспортном уровне, Netflow, SNMP и RADIUS — на уровне представления данных о событиях). Поддержка этих стандартов обеспечивается большинством систем предбиллинга.

Основная проблема состоит в том, что информация об услугах сети NGN характеризуется существенными объемами (в отличие от телефонии), особенно если тариф на услугу зависит от типа трафика. При этом предъявляются высокие требования к гибкости логики обработки, что, в сочетании с большими объемами данных и ограниченной производительностью серверов, составляет для традиционной АСР нетривиальную задачу. В данном случае ключевой функцией предбиллинга становится агрегация данных. В биллинговую систему передается только необходимая для тарификации информация.

В применении к нуждам операторов мобильной связи, которые используют авансовый метод расчетов (pre-paid), ПО предбиллинга решает еще одну задачу: трансляция исходных данных в биллинговую систему максимально приближена к режиму реального времени. Эта задача так же остро стоит перед Internet-провайдерами, использующими схему предоплаченных карточек. Таким образом, к модулям предбиллинга предъявляются дополнительные требования по архитектуре, производительности и надежности.

Для оператора мобильной связи актуальна возможность построения автоматизированного интерфейса между биллинговой системой и коммутационным оборудованием. Он обеспечивает оценку стоимости разговоров, а также управление абонентским номером на коммутаторе в режиме реального времени.

Оценка эффективности

Во всех рассмотренных случаях внедрение системы предбиллинга позволяет устранить узкое место на пути дальнейшего развития сети оператора и внедрения новых услуг. На практике период окупаемости полномасштабной системы Mediation составляет около года. Можно выделить следующие основные группы факторов, которые определяют эффективность внедрения системы предбиллинга.

1. Ликвидация потерь (Costs Saved) — обнаружение «потерянных» CDR, устранение перегрузки биллинговой системы и, как следствие, повышение надежности ее работы, выявление случаев мошенничества.

2. Уменьшение издержек (Revenue Retained), которое достигается за счет сокращения биллингового цикла, возможности организации внутрисетевого роуминга, увеличения эффективности использования оборудования, снижения дебетовой задолженности абонентов.

3. Дополнительный доход (Revenue Add) оператора, возникающий за счет создания условий для введения новых услуг и разработки гибких тарифных планов.

Подводя итог, можно сказать, что системы предбиллинга — не дань моде, а насущная необходимость. При грамотном внедрении они позволяют снизить нагрузку на систему биллинга, получить детальные достоверные данные о работе сети, сократить сроки введения новых услуг и возврата инвестиций. Согласитесь, цель оправдывает средства.

Инна Миронова (imironova@ot.ru) — менеджер проектов компании «Открытые технологии»


РЕЗЮМЕ
  • Для операторов фиксированной связи, критически важной характеристикой системы предбиллинга является возможность модификации ее компонентов и повторного использования части из них.
  • Для операторов, предоставляющих услуги с помощью мультисервисной сети NGN, ключевой функцией предбиллинга становится агрегация данных.
  • Операторы мобильной связи к модулям предбиллинга предъявляют дополнительные требования по архитектуре, производительности и надежности.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями