Конференции, посвященные финансовой составляющей российского телекоммуникационного рынка, проводятся в последнее время с завидной регулярностью. Причина проста: феноменальные темпы роста этой отрасли в нашей стране (по слегка завышенным данным Минсвязи, на 40% в год, рис. 1) делают ее весьма привлекательной для инвесторов.

С другой стороны, для дальнейшего развития отечественного рынка услуг связи (пусть даже не столь рекордными темпами, как в 2001-2002 годах) и решения проблем, копившихся долгие годы, требуются крупные финансовые вливания. А в последнее время, к сожалению, их размер практически не нарастает, оставаясь на четверть ниже уровня докризисного 1997 года (см. Сети, 2003, № 6, с. 23).

Рис. 1. Объем услуг связи в России, млрд долл.

Хотя ситуация в российской сфере связи далека от идеальной, определенный прогресс налицо, причем не только в количественном, но и в качественном отношении. Естественно, это находит отражение в тематике отраслевых мероприятий, и последняя конференция, организованная холдингом «Связьинвест» при поддержке Министерства РФ по связи и информатизации, послужила тому наглядным примером.

С высоты птичьего полета

ВАЛЕРИЙ ЯШИН не скрывает удовлетворения темпами роста капитализации МРК «Связьинвеста»

Еще полтора года назад Минсвязи подвергалось резкой критике за отсутствие четкой долгосрочной концепции развития отечественных телекоммуникаций (см., например, Сети, 2002, № 1-2). Кажется, в последнее время ситуация начала меняться к лучшему. Подтвердили этот вывод выступления на конференции министра связи Леонида Реймана, а также руководителей компаний «Связьинвест» и «Ростелеком».

Прежде всего отрадно было услышать, что трудности отечественного телекоммуникационного рынка не являются тайной за семью печатями для главного отраслевого ведомства. Если говорить о структуре отрасли, то наблюдающийся в последнее время резкий рост численности операторов привел к обострению проблем в области взаимосвязи и координации развития сетей. Другое его следствие — стало больше нарушений, связанных с пропуском трафика при взаимодействии операторов. Собственно, порядок такого взаимодействия и правила присоединения операторов на законодательном уровне не регулируются. Возможность присоединения не гарантируется, а с экономической точки зрения оператор, выдающий разрешение на подсоединение к своей сети, в совместном предоставлении услуг зачастую не заинтересован.

Следующий класс проблем относится к ценовому и тарифному регулированию. Несмотря на многолетние рассуждения об экономической бесперспективности схемы перекрестного субсидирования, воз и ныне там. Самое любопытное, что эта схема, которая создавалась как компенсаторный механизм, позволяющий покрывать затраты на оказание заведомо убыточных услуг за счет части доходов от услуг высокоприбыльных, в полной мере своего предназначения не выполняет. Достаточно сказать, что, согласно данным самого Минсвязи, около 50 тыс. населенных пунктов страны (или 36% их общего числа) до сих пор не телефонизированы.

С серьезными сложностями сталкиваются операторы, использующие в своей деятельности частотный радиоресурс. По признанию Реймана, процедуры лицензирования этой деятельности, сертификации оборудования и получения частотных присвоений неоправданно усложнены. Мало того, в этой сфере до сих пор нет законодательно закрепленных норм прямого действия.

Наконец, крайне медленно продвигается гармонизация отечественных регулирующих нормативов с европейскими законами. И надо ли объяснять, что без ее конкретных результатов Россия не сможет стать полноправным членом мирового информационного сообщества.

Операторы сетей, присоединяйтесь!

В развязывании клубка перечисленных проблем само министерство возлагает большие надежды на новую редакцию федерального закона «О связи». В ней, в частности, планируется законодательно закрепить условия присоединения и взаимодействия операторов.

После принятия новой редакции закона услуга присоединения к сети оператора, имеющего серьезный «вес» в сети связи общего пользования (то есть владеющего минимум 25% смонтированной емкости или пропускающего по своей сети не менее 25% трафика в географической зоне нумерации), будет носить публичный характер. Отказать в присоединении к его сети такой оператор уже не сможет, а технические и финансовые условия этой услуги должны будут открыто публиковаться. Более того, тарифы на сервисы присоединения и пропуска трафика станут регулироваться государством на принципах раздельного учета затрат на оказание услуг связи.

К проблеме присоединения и взаимодействия операторов тесно примыкает вопрос об организации расчетов между ними, в частности — за услуги дальней связи. Реформировать сложившуюся в данной области практику предлагает ОАО «Ростелеком».

Как сообщил участникам конференции заместитель генерального директора и коммерческий директор компании Александр Исаев, сейчас такие взаиморасчеты обусловливают около половины всех поступлений «Ростелекома». Схема расчетов основана на интегральной (ИРТ) и оконечной (ОРТ) расчетных таксах, регулируемых МАП. При этом на практике широко применяются методы взаимозачетов трафика, все расчеты ведутся только по исходящему трафику (ИРТ относится к трафику, поступающему от регионального оператора в сеть «Ростелекома», а ОРТ — к трафику, передаваемому в противоположном направлении), а перерасчет ИРТ осуществляется только раз в год на основании среднестатистических показателей за год предыдущий.

Основные недостатки этой схемы таковы:

  • отсутствуют механизмы контроля за информацией об исходящем трафике на основе информации о входящем;
  • использование метода годового взаимозачета трафика при исчислении ИРТ приводит к искажению расчетов, поскольку в действительности пропорции между входящим и исходящим трафиком у региональных операторов, то есть у межрегиональных компаний (МРК) «Связьинвеста», постоянно меняются;
  • региональные операторы не получают доходов от терминации входящего к ним трафика (по ОРТ);
  • ОРТ не сбалансирована со стоимостью аналогичных услуг на местном уровне;
  • межрегиональные компании «Связьинвеста» не контролируют входящий трафик, а значит, схема оказывается непрозрачной.

В результате на операторском рынке постоянно возникают предложения передавать или терминировать трафик по цене, намного меньшей, чем регулируемая МАП. А как следствие, традиционные операторы, прежде всего «Ростелеком», не получают части доходов. О серьезности проблемы можно судить по следующим цифрам: около половины международного трафика сегодня терминируется в регионах в обход «Ростелекома». Другими словами, номинально существующий монополист российской дальней связи на практике таковым уже не является. По данным Исаева, себестоимость терминации зарубежного трафика в России составляет около 5,5 цента за мегабайт, а на Лондонской бирже в начале весны подобные услуги предлагались за 3-4 цента (причем расценки на них продолжают падать).

Руководство ОАО «Ростелеком» предлагает сломить эту порочную практику, перейдя к системе прямых платежей и отделив расценки на транзит от расценок на терминацию трафика. Вся методика расчетов при этом сохранится, но денежные потоки станут более прозрачными. Передавая трафик от одного регионального оператора к другому, «Ростелеком» будет оставлять себе только ту часть платежа оператора-отправителя, которая относится к транзитным услугам (в соответствии с линейной расчетной таксой, ЛРТ), а остальное — переводить второму оператору в качестве платы за услуги терминации (в соответствии с ОРТ).

В результате увеличатся доходы «Ростелекома» от терминации входящего международного трафика и предоставления транспортных услуг операторам присоединенных сетей. Ожидается, что при этом поднимутся сами цены на услуги терминации, в том числе на зарубежных биржах. Региональные операторы тоже не останутся внакладе: они смогут получать дополнительные доходы от остальных операторов в виде обязательных платежей за входящий трафик, точнее учитывать изменение объемов и баланса входящего/исходящего трафика.

Но главная идея реформирования механизма взаиморасчетов заключается в ослаблении конкурентного давления со стороны операторов IP-телефонии, которые за последние годы оттянули на себя существенную часть трафика дальней связи. При этом бизнес таких компаний развивается весьма успешно, и трудно поверить, что благодаря модернизации системы взаиморасчетов «Ростелеком» и МРК смогут наступить им на горло.

Впрочем, реакцию операторов IP-телефонии мы узнаем в ближайшее время. Реформирование практики взаиморасчетов, первоначально намечавшееся на апрель, скорее всего, произойдет ближе к середине лета. Во всяком случае, уже в мае должно закончиться согласование нового текста договора между «Ростелекомом» и МРК на предоставление услуг транзита трафика.

Сама же компания «Ростелеком» останавливаться на этом не собирается. В ее среднесрочных планах — оптимизация величины ЛРТ, утверждение МАПом существующих оконечных расчетных такс региональных операторов, последующее сближение величин ОРТ с тарифами на услуги местной связи, изменение системы взаиморасчетов за услуги международной связи (по идее «Ростелекома», этот шаг приведет к ликвидации демпинговых цен на транзит), наконец, введение гибкой тарификации услуг международной связи для конечных абонентов.

Минсвязи, дай порулить!

Другой аспект нарождающейся реформы отечественной отрасли связи заключается в ослаблении регулирующего пресса. Оно затронет три самые «больные» сферы — управления радиочастотным ресурсом, лицензирования операторской деятельности и подтверждения соответствия техническим условиям инфраструктуры и предоставляемых услуг.

Как известно, в минувшем году ГКРЧ начал упрощать процедуры выдачи разрешений на развертывание и эксплуатацию беспроводных сетей. В случае применения сертифицированного оборудования порядок регистрации внутриофисных БСПД сменился с разрешительного на уведомительный. Судя по всему, теперь ГКРЧ готовится пойти еще дальше и предоставить некоторые послабления операторам распределенных (городских) беспроводных сетей, а также компаниям, оказывающим услуги мобильной связи. В частности, предполагается утвердить единые систему управления радиочастотным спектром и принципы использования частот, ввести дифференцированный порядок определения размера и взимания платы за частотные присвоения, принять общий перечень оснований для выделения, отказа в выделении либо прекращения права на использование радиочастот.

Минсвязи планирует упростить порядок лицензирования деятельности операторов на рынке услуг связи и ввести нормы прямого действия. Лицензии на право применения новых технологий, связанного с ограниченным ресурсом (частоты, план нумерации), будут выдаваться на конкурсной основе.

Что же касается подтверждения соответствий техническим условиям и регулирующим нормативным документам, намечено ввести в практику два сценария — сертификации и декларирования. При этом на одно средство связи будет выдаваться один разрешительный документ.

Министр связи полагает, что результатами указанных мер должны стать приток инвестиций, упрощение регистрационных процедур и сокращение связанного с ними документооборота. Кроме того, ускорится внедрение новых технологий и будет достигнута большая стабильность на рынке услуг связи.

В поисках универсальности

Еще одно нововведение — юридическое закрепление статуса так называемых универсальных (читай: общедоступных) телекоммуникационных услуг. Речь идет о наборе сервисов, оказание которых любому пользователю на территории РФ в заданный срок с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для оператора связи. По утверждению Реймана, перечень таких услуг со временем будет расширяться, но на первых порах дело ограничится обычной телефонной связью. Причем подразумевается, естественно, не телефонизация каждого дома в отдаленных деревнях, а оснащение населенных пунктов телефонами-автоматами, до которых можно добраться максимум за два часа без применения транспортных средств.

Об окупаемости подобной телефонизации (даже в отдаленной перспективе) говорить не приходится, иначе идея уже давно была бы реализована. Предполагается, что операторов связи, которых обяжут предоставлять универсальные услуги, определит само Минсвязи — возможно, на конкурсной основе. Намечено создать резервный фонд универсального обслуживания, из которого будут компенсироваться убытки провайдеров универсальных услуг.

Источник для формирования такого фонда сегодня видится один — отчисление части доходов от наиболее прибыльных сервисов, в частности от услуг мобильной связи. Другими словами, на словах решительно приступив к борьбе с перекрестным субсидированием, наше телекоммуникационное ведомство по-прежнему делает на него ставку в своих долгосрочных планах. Утверждается, правда, что новый механизм позволит создать необходимую инфраструктуру связи в районах, оной не охваченных, за каких-нибудь три-четыре года, тогда как в условиях свободной рыночной конкуренции она не появилась бы и за 20 лет.

Как обычно, на бумаге все гладко. Однако, во-первых, непонятно, что в Минсвязи понимают под свободной конкуренцией. Хотелось бы надеяться, нечто отличное от сегодняшней ситуации на отечественном рынке услуг связи. Во-вторых, вызывает сомнение способность отобранных Минсвязи операторов в рекордные сроки телефонизировать 50 тыс. населенных пунктов. В-третьих, остается неизвестной финансовая составляющая очередного проекта века, в частности — какими должны быть минимальный размер резервного фонда, конкретные источники его пополнения и связанное с этим плановое повышение тарифов на отдельные услуги связи. В-четвертых, при компенсации убытков отдельных операторов перекрестное субсидирование в России может укорениться, что называется, на века.

Перекрестие тарифов

Вокруг перекрестного субсидирования уже сломано немало копий. Как известно, оно имеет два измерения — межтерриториальное и межсервисное. Галина Жигульская, заместитель руководителя департамента тарифного регулирования в области связи МАП, провела на конференции весьма показательное сопоставление отечественной и зарубежной тарифной политики в области связи.

В последние годы основная российская проблема в области тарифов была связана с неоправданным занижением цен на услуги местной связи. В силу исторических причин и социального фактора тарифы на местную связь «гарантировали» убыточность операторов. По мнению Жигульской, в 2002 году МАП России удалось добиться перелома в тарифной политике: плата за услуги местной связи практически достигла уровня их себестоимости, а у 70% операторов связи из холдинга «Связьинвест» в ней сегодня даже «заложены» НДС и средний уровень рентабельности по предприятиям отрасли. Тарифы на уровне ниже реальной себестоимости остались только у отдельных компаний в Центральном, Поволжском и Южном регионах.

Стратегический курс на планомерное повышение тарифов с целью их доведения до уровня экономически обоснованных затрат ныне определяется как единственно верный. В минувшем году тарифы для населения увеличились в среднем на 45%, для бюджетных и коммерческих организаций — на 23 и 19% соответственно. Их рост продолжится и в 2003 году. Так, для москвичей он уже к 1 августа составит 27% по сравнению с текущим уровнем. Для организаций цифры будут несколько иными.

И здесь мы подходим к явлению дифференцированной тарификации услуг для разных групп абонентов, которое незнакомо жителям экономически развитых стран. Там физические и юридические лица (причем независимо от формы собственности) за услуги связи платят одинаково. В России же дифференциация между ними остается значительной: в среднем по стране тарифы на услуги местной связи для юридических лиц вдвое выше тарифов для населения, а в сфере междугородной связи разница составляет около 30%. Сохраняется различие между тарифами для бюджетных и небюджетных организаций, хотя в последнее время наметилась тенденция к их выравниванию.

Любопытно сравнить абсолютные показатели. Абонентская телефонная плата для населения России в 1,5—2 раза ниже, чем в государствах Центральной и Восточной Европы (3,3 и 4,9 долл. в месяц). Отмечая, что в ряде случаев стоимость услуг местной связи у отечественных операторов уже вышла на уровень себестоимости, руководители Минсвязи и МАП ратуют за дальнейшее повышение тарифов, причем не в 1,5—2, а в 2—4 раза. Утверждается, что для нормального функционирования операторов такая плата должна составлять 6-8 долл. в месяц. Следует иметь в виду, однако, что в восточноевропейских странах стоимость подключения к телефонной сети в четыре раза ниже, чем в среднем по России (50 и 200 долл. соответственно). При этом у нас абонентам нередко предлагают подключение по «коммерческому» тарифу, который в десять раз выше.

В Центральной и Восточной Европе перешли на принятую во всем цивилизованном мире модель: основной доход оператор получает не от подключения новых абонентов, а от предоставления услуг. Руководители же отечественной индустрии связи по-прежнему предпочитают идти своим путем: по мнению Жигульской, в условиях неудовлетворенного спроса на услуги доступа к телефонной сети четырехкратное снижение тарифа на подключение нецелесообразно.

Другой перекос — серьезные территориальные различия между установленными тарифами. Скажем, самые высокие цены на услуги связи действуют на Дальнем Востоке: для населения они в полтора раза, а для организаций — в два раза выше, чем у ОАО «ЦентрТелеком». Позитивный итог минувшего года состоит в унификации тарифов каждого регионального оператора, хотя результат этот достигнут в основном на бумаге. Единообразие введено в территориальном аспекте, но даже в пределах одной МРК сохраняется весьма существенная дифференциация тарифов по категориям абонентов, дальности связи и времени суток.

Если спрашиваешь американцев, когда в США дешевле звонить — днем или ночью, многие из них просто не понимают смысла вопроса: как правило, тариф один и тот же. У нас же трехкратное различие воспринимается как норма. Нет за рубежом и прямой связи между стоимостью междугородного звонка и расстоянием, а в нашей стране ею никого не удивишь. Скажем, в часы наибольшей нагрузки тарифы первой зоны могут отличаться от тарифов седьмой на порядок. Более того, в ряде регионов начиная с четвертой или пятой зоны плата за предоставление междугородных телефонных соединений в МРК выше, чем у альтернативных операторов, не говоря уже о зарубежных.

В последние годы политика установления расценок на междугородную связь в западных государствах претерпела радикальные изменения. Были снижены сами тарифы, пересмотрена их структура. И вот результат: сегодня в странах Евросоюза средний тариф в часы наибольшей нагрузки (дифференциация по времени суток в ряде случаев сохранена) — 0,09 долл./мин. В России же в среднем по ОАО «Связьинвест» он составляет от 0,07 долл./мин (1 зона) до 0,39 долл./мин (7 зона), но при этом средний доход от 1 мин междугородного разговора у разных МРК равняется 0,08-0,14 долл., т. е. вполне сопоставим с доходом крупных зарубежных операторов.

Вывод из этого сопоставления очевиден: принятая в МРК (а ранее в ОАО «Электросвязь») громоздкая, сложно дифференцированная система тарифов экономически себя не оправдывает и уж никак не стимулирует заметного роста доходов от дальней связи. Рецепт официальных лиц предугадать несложно — реформирование тарифов для их большей унификации с непременным повышением расценок на местную связь и крайне осторожным (чтобы не подорвать бизнес операторов) снижением стоимости дальней связи.

Однако многие эксперты не разделяют мнение, в соответствии с которым повышение тарифов является радикальным лекарством от сегодняшних болезней телекоммуникационной отрасли. Согласно их оценкам, это может привести к перераспределению финансовых потоков между разными типами услуг (то есть к устранению существующих перекосов), но не гарантирует увеличения суммарных доходов и прибыльности операторов, которые являются главным мерилом успеха их деятельности.

Собственно, перераспределение уже началось. Значительный отток клиентов к альтернативным операторам ни для кого не является секретом, да и упомянутую реформу межоператорских расчетов «Ростелеком» затеял неспроста.

Все на биржу!

Обеспокоенность руководителей телекоммуникационной отрасли низкой капитализацией отечественных операторов вполне закономерна. Что бы там ни говорили о биржевых мыльных пузырях, стоимость компании по-прежнему является одним из ключевых показателей ее положения на рынке.

Распространенная точка зрения сводится к тому, что традиционные российские операторы связи сильно недооценены. Согласиться с ней можно лишь отчасти. Количественные данные свидетельствуют, например, о том, что средняя капитализация оператора связи на одну линию составляет для Европы 703 долл., а для России — только 111 долл. (см. таблицу). Между тем некоторые аналитики указывают, что невысокий показатель EBITDA, проблемы с корпоративным управлением и общий кредитный рейтинг России делают эту «недооцененность» несущественной. Как бы то ни было, одна из целей реорганизации «Связьинвеста», на который сегодня приходятся более двух пятых российского телекоммуникационного рынка (рис. 2), состояла в повышении капитализации признанных операторов связи.

Рис. 2. Основные игроки российского телекоммуникационного рынка

О том, насколько плодотворной оказалась эта идея, свидетельствуют цифры, приведенные генеральным директором «Связьинвеста» Валерием Яшиным. По сравнению с январем 2001 года суммарная капитализация МРК выросла более чем вдвое (с 1,1 до 2,5 млрд долл.). Этот рост опередил произошедшее за тот же период 30-процентное увеличение биржевого индекса АКМ-связи и стоимости компании МГТС.

Достижению такого результата способствовали как финансовые результаты деятельности «Связьинвеста», так и качественные изменения, обусловленные его реструктуризацией. Скажем, в прошлом году суммарный доход холдинга в рублевом исчислении вырос на 23% и составил 113,7 млрд руб., чистая прибыль — на 33% (10,8 млрд руб.), валовой доход на линию — на 18,5% (4,03 тыс. руб.), МГ/МН-трафик на линию — на 11% (446 мин). В текущем году руководство фирмы планирует довести объем выручки от продаж до 140,6 млрд руб. (рост на 24%), чистую прибыль — до 13 млрд руб. (20%), валовой доход на линию — до 4,7 тыс. руб. (17%). Предполагается ввести в действие 3 млн телефонных номеров (против 2,6 млн в прошлом году) и обеспечить прирост числа установленных новых аппаратов на 1,7 млн штук.

В качественном отношении укрупнение компаний «Электросвязь» позволило повысить эффективность управления, консолидировать финансовые потоки, снизить стоимость привлекаемых ресурсов и оптимизировать политику закупок оборудования. Однако в 2002 году закончилось только формальное объединение, а для корпоративной реструктуризации понадобится еще по крайней мере два с половиной года. В частности, предстоит разработать новую организационную структуру, бизнес-процессы и ИТ-архитектуру для вновь образованных МРК, создать мастер-планы реинжениринговых мероприятий, сформировать эффективные механизмы управления интеграцией фирм и усовершенствовать систему стратегического менеджмента.

В качестве пилотных компаний, в которых будут отрабатываться указанные мероприятия, выбраны «ВолгаТелеком» и «Уралсвязьинформ»; в них планы комплексной корпоративной реструктуризации начали реализоваться совсем недавно. В пяти оставшихся МРК начало этого процесса запланировано на конец года, а полностью измененный облик «Связьинвест» должен обрести к концу 2005 года.