Попытки организовать управление производительностью и контроль работоспособности крупной сети при помощи нескольких разрозненных продуктов обычно выливаются в малопродуктивную трату времени сетевого администратора или инженера. Вместе с тем для многих сетевых сред полномасштабная высокоинтегрированная платформа (вроде Unicenter TNG корпорации Computer Associates и OpenView компании Hewlett-Packard) оказывается неэффективным решением. Выбор подобной платформы может привести к тому, что небольшая группа сетевых инженеров довольно скоро превратится в крупное подразделение, пытающееся совладать с крайне сложным продуктом.

Решением проблемы выбора средств управления сетями, которым ПО Unicenter или OpenView явно «не по зубам», могут стать пакеты среднего класса. Как правило, их возможности ограничиваются мониторингом работоспособности и производительности сетевой среды. Однако именно эти функции должны предшествовать любым попыткам управлять деятельностью пользователей и их групп, правами доступа и процессами передачи файлов по сети. Четко определенная функциональность означает, что настройка конфигурации и последующая эксплуатация средств сетевого управления будут отнимать меньше времени и усилий, чем это было бы в случае использования полномасштабной административной платформы.

Все программные модули пакета VitalSuit отличаются предельно простым и понятным интерфейсом

Если ваши цели ограничиваются профилактикой и своевременным выявлением проблем в области функционирования и быстродействия сети, инструментарий среднего класса — это именно то, что вам нужно. Такие продукты изначально разрабатывались с ориентацией на оперативную диагностику неполадок, нахождение узких мест и узлов, в которых возникают перегрузки, представление детальной картины использования сетевых ресурсов, своевременное выявление характерных трендов в изменении сетевых параметров и точное прогнозирование будущих потребностей в пропускной способности.

В лабораторных условиях мы протестировали четыре «административных» продукта среднего класса — VitalSuite корпорации Lucent Technologies, Tevista 2.0 фирмы Chevin, eHealth Suite 5.0 от Concord Communications и eNMS 2.0 компании Tavve Software. В процессе испытаний мы попытались смоделировать ситуации, которые возникают в сетевых средах, имеющих 1 — 50 тыс. компьютеров и сетевых устройств, и интересовались в первую очередь способностью перечисленных продуктов проводить мониторинг и диагностику неисправностей, измерять ключевые показатели работы сети, способствовать работе администратора, генерировать отчеты и выполнять корректирующие действия.

Несмотря на довольно высокую стоимость, победителем оказался продукт компании Lucent, не только продемонстрировавший широкие возможности мониторинга параметров и управления сетью, но и имеющий превосходный инструментарий для планирования ее развития. Высокая точность информации, выдаваемой данным пакетом, в совокупности с поддержкой множества сетевых устройств и конфигураций дали нам основание присудить ПО VitalSuite награду World Class Award в данной номинации.

Признаки жизни

Пакет VitalSuite, цены на который начинаются с 53 тыс. долл., представляет собой набор тесно интегрированных программных модулей, предназначенных для мониторинга сетевой активности, проверки выполнения положений контракта об уровне обслуживания (SLA), отслеживания производительности сети, работы приложений и выполнения транзакций. Это ПО точно и своевременно обнаруживало намеренно разрывавшиеся нами сетевые соединения, а также случаи уменьшения быстродействия сети. Нам пришелся по душе реализованный Lucent «отзывчивый» и интуитивный пользовательский интерфейс. Гибкая архитектура продукта позволяет ему в самых разных средах бизнес-приложений чувствовать себя «в своей тарелке». Впечатляют и возможности постепенного (небольшими «порциями») масштабирования продукта. Например, серверный модуль генерации отчетов допускается инсталлировать на отдельном компьютере.

В состав VitalSuite входят шесть модулей — VitalNet, VitalAnalysis, VitalHelp, VitalAgent, AutoMon и Transact Toolkit. Модуль VitalNet собирает сведения от устройств, поддерживающих управляющий протокол SNMP, и от настольных компьютеров, на которых установлено клиентское ПО VitalAgent. Полученная информация передается модулям VitalAnalysis и VitalHelp. Первый из них отвечает за мониторинг приложений, а также за ретроспективный анализ производительности и трендов в функционировании приложений и систем. Накопленные данные в течение года хранятся в БД, построенной на основе программного обеспечения Microsoft SQL Server. Это позволяет использовать их для планирования мероприятий, направленных на улучшение технических характеристик сети, и иных целей. В составе продукта поставляются версии SQL Server 7.0 и SQL Server 2000; выбор того или иного варианта остается за пользователем.

VitalHelp оценивает текущее состояние приложений, основанных на протоколе TCP/IP. Определив причину возникшей проблемы, этот модуль отправляет уведомление администратору. Компонент AutoMon представляет собой синтетический «процессор транзакций», управляемый сценариями, а Transact Toolkit помогает программистам описывать уникальные транзакции бизнес-приложений для контроля за их выполнением средствами VitalSuite.

Главный отчет, выдаваемый данным пакетом (Heat Chart), позволяет мгновенно обнаруживать сами проблемы и их причины, а значит, устранять возникающие неполадки не составит особого труда. Каждый такой отчет содержит матрицу закодированных цветом факторов, определяющих производительность приложений и вычислительных компонентов (именуемых классами ресурсов). Одна ячейка матрицы соответствует сочетанию класса ресурсов и показателя производительности. Ячейки матрицы изменяют цвет в зависимости от текущего состояния соответствующего ресурса.

Отчеты о производительности приложений формируются в трех видах: деловом, прикладном и итоговом. В первом случае пользователь может выбрать один из двух вариантов (My Vital или My Business), различающихся способами представления показателей производительности и сетевой статистики. Вариант My Vital аналогичен персональной Web-странице и допускает широкие возможности настройки, а также защиту доступа к такой странице с помощью пароля.

В прикладном отчете обеспечивается разбиение проиндексированных данных на такие категории, как домены, группы, клиенты и серверы. Каждый индекс содержит показатели быстродействия приложений (зависящие от технических параметров сети), включая долю потерянных пакетов, значения задержек циклической передачи, доступность, время отклика на запросы и вклады в суммарную задержку передачи, вносимые станцией-клиентом, сетью и сервером.

Итоговый вид отчета содержит высокоуровневое меню доступных отчетов, разбитых по типам заданий. К последним относятся общее сетевое администрирование, мониторинг приложений и сети, планирование сетевых ресурсов. Для представления трендов производительности сети и отдельных приложений в отчетах используются простые стрелки, указывающие на тип динамики (положительная или отрицательная), а также средние показатели загрузки сетевых мощностей — текущей, за один, три, шесть и двенадцать месяцев. Количество заранее сконфигурированных отчетов сравнительно невелико, однако пользователю не составит труда настроить новый отчет. Мало того, для вывода более подробной информации отчеты можно связать друг с другом, сделав лишь несколько щелчков мышью. В целом работа с отчетами в пакете VitalSuite отличается удобством и высокой эффективностью.

Инструментарий, предлагаемый корпорацией Lucent, работает под управлением ОС Windows NT и Windows 2000. Инсталлировать его проще простого, а подготовленная производителем документация заслуживает всяческих похвал.

Физический тест

Программное обеспечение eHealth компании Concord Communications состоит из четырех компонентов — Network Health, Live Health, System Health и Application Health. Модуль Live Health осуществляет активный опрос сетевых устройств по протоколу SNMP и выводит в режиме реального времени сведения об обнаруженных сбоях, потенциальных проблемах и увеличенных временах отклика. Network Health отвечает за мониторинг производительности и доступности интерфейсов глобальных сетей, маршрутизаторов, коммутаторов, соединений frame relay и оборудования удаленного доступа. Компонент System Health выполняет мониторинг серверов и (выборочно) станций-клиентов для уведомления администратора о проблемах, связанных с быстродействием приложений, отказами серверов и нехваткой дискового пространства. Наконец, компонент Application Health представляет собой набор инструментальных средств, ориентированных на анализ транзакций и установление истинных причин замедленного отклика приложений. Например, инструментарий Application Assessment, входящий в состав этого модуля, следит за функционированием ПО Microsoft Exchange, Microsoft Internet Information Server, Microsoft SQL Server, Web-серверов Oracle и Apache и т.д.

Полученные показатели производительности и данные о текущем состоянии отдельных устройств выводятся с использованием интерфейса браузера, серверной консоли или отчетов в формате PDF. Кроме того, эти данные могут быть отправлены на платформу сетевого управления, например HP OpenView. Сама сеть представляется графически в виде своеобразного рыбного скелета, ребра которого соответствуют разным сетевым сегментам.

Пакет eHealth имеет довольно сложную структуру. Помимо высокоинтеллектуальных средств сетевого мониторинга и генерации отчетов в его состав входит собственный Web-сервер (для представления управляющей информации и отчетов в виде Web-страниц), СУБД Open Ingres (для хранения данных о сетевых устройствах) и сервер XVision PC X компании Tarentella (бывшая Santa Cruz Operation), который используется серверной консолью eHealth для вывода данных на экран.

Реализованные в eHealth процедуры обнаружения сетевых ресурсов отличаются высокой скоростью и точностью. По умолчанию они выполняются ежедневно в полночь, но использование серверной консоли позволяет запускать их в интерактивном режиме или по расписанию, задав конкретное время и день.

Определение условий функционирования и текущего статуса сетевых устройств осуществляется по протоколу SNMP через каждые пять минут, хотя администратор может задать и меньшую частоту опроса. Пакет eHealth «воспринимает» множество административных баз данных (MIB). В нашем тестировании он корректно распознавал маршрутизаторы корпорации Lucent, коммутаторы фирмы Hitachi и многие иные устройства.

Компания-разработчик поставляет описания MIB более чем для 500 сетевых устройств, поддерживающих протокол SNMP. Эти базы данных затем используются для определения производительности и доступности конкретного сетевого оборудования. Накопленные сведения о статусе отдельных ресурсов хранятся в БД Open Ingres в течение шести недель. Как показали испытания, поддержка интерфейса Open Database Connectivity (ODBC) позволяет этому продукту без труда взаимодействовать с реляционными базами данных Oracle, Sybase, Microsoft и некоторых других фирм.

В первые дни после инсталляции пакет eHealth определяет базовые параметры, которые соответствуют нормальному функционированию сети. Затем, основываясь на этих данных, а также на наборе настраиваемых правил, указанное ПО надежно выявляет неординарные события, такие как слишком высокая либо слишком низкая интенсивность трафика, передаваемого через отдельный порт маршрутизатора или коммутатора. Более того, правила, установленные фирмой-разработчиком по умолчанию, оказались вполне адекватными задачам администрирования нашей тестовой сети. Они позволили, например, пакету eHealth идентифицировать порт глобальной сети, активность которого сильно отличалась от среднего значения для данного дня недели и времени суток.

После обнаружения нештатной ситуации сетевой администратор может запустить мониторинг соответствующего сетевого ресурса в так называемом ускоренном режиме. Продукт eHealth начинает опрашивать требуемое устройство каждые 30 с, что помогает администратору более детально проанализировать ситуацию. В пакете предусмотрен контроль в режиме реального времени за такими параметрами серверов, как проценты использования мощности центрального процессора и объема оперативной памяти, показатели обмена страницами памяти, а также за содержанием регистрационного файла.

Компонент SystemEdge позволяет отправлять уведомления о выявленных нештатных ситуациях на пейджер или по электронной почте, а также устанавливать связь с программами класса HelpDesk независимых производителей. Предусмотрен и автоматический перезапуск тех сетевых процессов, выполнение которых было нарушено в результате сбоя.

Опыт, накопленный сотрудниками Concord в создании средств генерации отчетов о состоянии сети, в полной мере проявился в ПО eHealth. Так, сведения об отдельных устройствах выводятся за определенные временные периоды в соответствии с организационной структурой компании и динамикой проявления внештатной ситуации. Мы смогли также увидеть устройства, в которых возникли проблемы (с классификацией по типу этих проблем), и оборудование, имевшее непосредственное отношение к конкретному приложению. Отчеты, выдаваемые eHealth, являются незаменимым подспорьем при планировании грядущей модернизации сети, мониторинге реакции Web-сайта, защите от хакерских атак и контроле за аппаратными и программными ресурсами. Вывод отчетов может осуществляться через интерактивный и весьма производительный Web-интерфейс либо в виде PDF-файлов.

Пакет eHealth функционирует под управлением ОС HP-UX, Solaris, Windows 2000 и Windows NT. Его инсталляция не вызвала у нас каких-либо затруднений. Документация к продукту отличается полнотой и ясностью изложения.

Комплименты вашей сети

Когда сетевые эксперты из компании Tavve, имеющие богатый опыт консультирования заказчиков по работе с административными платформами HP OpenView и IBM/Tivoli Netview, нашли возможность самостоятельно усовершенствовать продукты HP Network Node Manager (NNM) и NetView (вместо того, чтобы обращаться к фирмам-производителям), они создали набор недостающих программных средств. Теперь Tavve поставляет эти разработки на рынок в виде интегрированного пакета eNMS, который объединяет в себе модули управления отказами и выявления их причин, сопоставительного анализа сетевых событий, построения карт и настройки сетевых топологий, генерации отчетов о производительности сети и отдельных ресурсов, устранения неисправностей и сетевого администрирования в распределенной среде.

В состав eNMS входят компоненты EventWatch, PreView, QuickView и eProbe, однако последний не был предоставлен нам для тестирования: фирма сослалась на то, что он, по сути дела, является копией eNMS для работы удаленных пользователей. Система eNMS воспринимает модуль eProbe в качестве аппаратно-программного компонента, который содержит экземпляры модулей EventWatch и PreView для распространения функций администрирования на удаленные сетевые сегменты и узлы, защищенные брандмауэрами.

Еще один продукт фирмы Tavve, удачно дополняющий упомянутые выше управляющие платформы, называется Amerigo. Он предназначен для построения и публикации карт сетевой топологии, содержащих ряд сведений помимо тех, которые собирает ПО NNM.

Основной модуль EventWatch выполняет обработку данных, полученных средствами NNM или NetView, с целями обнаружения связей между разными событиями, выявления причин отказа соединений между устройствами второго и третьего уровня модели OSI, а также уведомления сетевых администраторов и инженеров с использованием пейджера, электронной почты, всплывающих окон, предупреждающих сообщений и записей в сетевом журнале. Как выяснилось в ходе тестирования, реализованные в EventWatch средства анализа причин отказов являются прекрасным дополнением к функциям обработки сбоев и разрыва соединений, которые обеспечивает ПО NNM. В частности, модуль EventWatch отслеживал состояние портов коммутатора и в течение минуты или двух после намеренной инициации нами различных неполадок в его работе безошибочно сообщал о разрыве соединений, указывая виновные в этом устройства (но не конкретные порты).

Используя запатентованную фирмой Tavve технологию корреляционного анализа событий и базу данных устройств, модуль EventWatch отфильтровывает повторные предупреждения и сообщения о кратковременных трудностях в работе сети, что позволяет не отвлекать администратора по пустякам, а точно указывать ему, какой участок сети действительно требует безотлагательного вмешательства. Продираясь через многочисленные экраны NNM в поисках конкретных сетевых ошибок, мы обнаружили, что обращение к модулю EventWatch обеспечивает заметное ускорение этого процесса. Таким образом, данный инструментарий имеет смысл задействовать для администрирования ключевых серверов, маршрутизаторов, коммутаторов и иных сетевых устройств. В то же время его стоимость (125 долл. на устройство) достаточно высока, чтобы бездумно инсталлировать EventWatch для контроля за всеми закоулками вашей сети.

Примененный в EventWatch интерфейс на основе браузера несколько многословен: вместо того чтобы ограничиться несколькими простыми пунктами меню, система обычно выводит длинные предложения и абзацы. Однако когда мы полностью освоили используемую в этом продукте терминологию, то нам удалось получить прямой доступ к функциям настройки конфигурации и генерации отчетов с помощью Web-страниц. Интерфейс браузера содержит индикатор для оперативного слежения за работой самого модуля EventWatch, однако разработчики не предусмотрели постоянно обновляемых экранов для отслеживания в режиме реального времени динамики разрешения (или обострения) сетевых проблем.

В противоположность этому, модуль PreView предоставляет информацию в режиме реального времени, но только по требованию администратора, а не на постоянной основе. К выводимым отчетам, графикам, диаграммам и комментариям относительно текущего состояния сети применимо множество настроек. Мы смогли легко и быстро разбить информацию по группам устройств или отдельным устройствам, а затем классифицировать ее в зависимости от типа сетевого оборудования, производителя, физического местоположения ресурса и его принадлежности к тому или иному подразделению компании.

Подобно EventWatch, модуль PreView опирается на данные, собираемые платформами NNM и NetView. Отчеты позволяют определить десять наиболее активных устройств, степень использования полосы пропускания, ресурсов центрального процессора, узкие места в сетевой топологии, ошибки передачи и тренды сетевой нагрузки. От отчетов с обобщенными данными мы смогли перейти к детальным сведениям о быстродействии отдельных устройств и соединений глобальных сетей. Подобные отчеты создают прекрасную основу для контроля за выполнением положений контрактов SLA, проверки обещаний производителей оборудования и планирования емкости сети.

Приложение Amerigo оказалось крайне удобным дополнением к платформе NNM. Мы воспользовались им, чтобы снабдить создаваемые в NNM топологические карты дополнительной информацией о типах применяемых устройств, их местоположении и изготовителях, а также об установленных программных агентах. По завершении процедуры создания настраиваемых карт ПО Amerigo автоматически выявляло изменения в конфигурации сети и обновляло соответствующие карты в среде NNM. Нам особенно понравилась возможность показывать логические связи между фрагментами карт, определенными пользователем. Индикаторы таких связей неизменно присутствовали на картах с различными уровнями детализации, так что нам всякий раз был ясен контекст просматриваемых фрагментов.

В версии под ОС Solaris, которую мы тестировали, имеется интуитивный пользовательский интерфейс, но не предусмотрен интерфейс на основе Web-браузера. В то же время для вывода информации о сетевых проблемах реализована интеграция с модулем EventWatch. Когда последний обнаруживает неполадки в работе сети, он передает данные об их локализации приложению Amerigo, которое подсвечивает соответствующие узлы или соединения на карте сети.

Пакет eNMS функционирует под управлением ОС UNIX и Windows, но, согласно утверждению производителя, версия под Windows имеет меньший набор функций, чем UNIX-вариант. На наших глазах системный инженер компании Tavve без особых затруднений инсталлировал этот продукт на компьютере фирмы Sun. Документация к eNMS отличается ясностью и подробностью изложения.

Панорамный вид

При контроле за производительностью и состоянием соединений пакет сетевого управления Tevista компании Chevin опирается на удачно спроектированное интеллектуальное расширение стандарта дистанционного мониторинга RMON, которое сам производитель окрестил HSRMON. Этот продукт крайне экономно использует имеющуюся полосу пропускания. Для самой сети его функционирование остается практически незаметным, и, как показало тестирование, модемного соединения на скорости 28,8 Кбит/с вполне достаточно, чтобы в полной мере задействовать возможности технологии HSRMON.

В состав пакета входят три компонента. Enterprise Manager выводит на консоль администратора пиктограммы, указывающие местоположение отдельных сетевых сегментов, Network Asset Manager собирает и отображает детальные сведения о сетевых устройствах, а модули Visibility Agents предназначены для установки на различных сетевых узлах.

Задав множество местоположений отдельных ресурсов в Enterprise Manager, для каждого из них мы получили подписанную пиктограмму в главном окне среды Tevista. Двойной щелчок мышью — и для данного сетевого ресурса открывается отдельное окно Network Asset Manager. Более того, исходя из указанного нами диапазона IP-адресов, Network Asset Manager определял для каждой точки сети размещенное в ней устройство (при условии, что последнее поддерживало протокол SNMP), а также наличие инсталлированного на нем программного агента.

Используя данный модуль, мы попытались выяснить, какой вариант доступа (по telnet, FTP, SMTP или через Web-сервер) поддерживает то или иное сетевое оборудование. Для опроса сети Network Asset Manager задействует средства SNMP, команды ping (пакеты протокола ICMP, входящие в стек TCP/IP) и — при наличии агентов — технологию HSRMON.

Модули Visibility Agent были установлены во всех сетевых сегментах. Для каждого из них ПО Network Asset Manager позволило задать временные интервалы и периодичность сбора статистических данных о работе сети, а также пороговые значения, превышение которых приводило к генерации предупреждающих сообщений. В перечень таких значений, заранее подготовленный разработчиками из компании Chevin, входит довольно ограниченный круг сетевых явлений: это чрезмерное уменьшение или увеличение длины пакетов, появление широковещательного и многоадресного трафика, слишком низкая или чересчур высокая загрузка локальной сети, а также появление новых узлов.

В отличие от более совершенных продуктов VitalSuite, eHealth и eNMS, пакет Tevista не позволяет добиться выдачи предупреждений в ответ на выполнение некоторых специфических условий, скажем, загрузки сети на 80% в течение не менее 5 мин в интервале между 8 часами утра и полуднем. При возникновении условий, требующих генерации предупреждающих сообщений, система издает звуковой сигнал (проигрывает wav-файл) или запускает заданную компьютерную программу. Приложение для отправки предупреждений по электронной почте входит в комплект поставки.

Программные агенты отвечают за сбор данных, обнаружение устройств, принадлежащих к конкретному сетевому сегменту, за содействие модулю Network Asset Manager в устранении отказов отдельных соединений (с использованием HSRMON) и даже за декодирование сетевых пакетов для их последующего вывода на экран средствами Network Asset Manager.

Описываемый продукт не может похвастаться богатством детальных отчетов. Так, для отдельного программного агента предусмотрен вывод числа ошибок сетевого адаптера, статистических данных по данному сегменту (общий уровень загрузки, число переданных в секунду пакетов, доля ошибок передачи и средний размер пакетов), наименований подключенных устройств и десяти преобладавших протоколов. Кроме того, возможно построение круговых диаграмм, отображающих самые загруженные узлы, наиболее часто применявшиеся протоколы, параметры использования стеков протоколов TCP/IP и IPX/SPX и сетевых ресурсов по группам и типам устройств (маршрутизатор или терминал).

Если на компьютере администратора установлены приложения Microsoft Excel или Word, то средствами объектной компоновки (OLE) в них можно экспортировать данные, собранные модулями Tevista (в руководстве пользователя содержится краткое и весьма общее описание технологии OLE). Компания-разработчик поставляет макросы для Excel и Word, однако, не будучи крупным специалистом по табличным процессорам, вы вряд ли сумеете вставить в отчеты данные о сетевых событиях за определенный период, историю событий и сведения о тенденциях применения сетевых ресурсов, прежде сохраненные системой Tevista в соответствующих файлах. Тем не менее в дальнейшем администратор сможет воспользоваться специальным Java-приложением, которое входит в комплект поставки и, считывая данные из указанных файлов, генерирует отчет в формате HTML.

В противоположность создателям трех остальных продуктов, которые для контроля за соблюдением лицензионного соглашения используют ключи, «привязанные» к MAC- или IP-адресам, фирма Chevin поставляет специальное устройство, подключаемое к параллельному или USB-порту. ПО Tevista функционирует под управлением ОС Windows 95/98/2000 и NT 4.0. Его инсталляция осуществляется довольно быстро, а вот в руководстве пользователя явно недостает подробного объяснения особенностей работы с продуктом и неформально составленного указателя.

Некоторые итоги

Ведущим поставщикам платформ сетевого администрирования (IBM/Tivoli, CA и BMC) есть над чем задуматься. Их конкуренты, специализирующиеся на системах среднего класса, существенно расширили функциональность своих разработок, добавив, например, чрезвычайно удобные и обновляемые в режиме реального времени экранные окна и интеллектуальные средства планирования. Конечно, в программах этого класса вы не найдете многих функций, присущих OpenView или Unicenter TNG, в том числе средств электронного распространения ПО или управления идентификаторами пользователей и групп в пределах крупной сети. Тем не менее возможности современного административного инструментария, традиционно относимого ко «второму эшелону», произвели на нас очень сильное впечатление.

Из четырех протестированных продуктов мы можем порекомендовать для сетей практически любого масштаба пакет VitalSuite корпорации Lucent Technologies. Для своего круга задач он является оптимальным решением.

Берри Нэнс (barryn@erols.com) — член Network World Test Alliance, имеющий 29-летний опыт деятельности в качестве разработчика ПО и консультанта


Процедура тестирования

Оценивая инструментарий сетевого администрирования, мы в первую очередь интересовались средствами контроля за общим состоянием сети, доступностью серверов и сетевых устройств. Способность автоматически предпринимать определенные действия для устранения выявленных неполадок рассматривалась как дополнительное преимущество. Мы проверяли выдачу уведомлений о сетевых проблемах через пейджер, Web-страницу, один или несколько адресов электронной почты. Исследовалось также содержание генерируемых отчетов, в которых мы надеялись увидеть информацию, соответствующую типичному режиму функционирования сети, список доступных и недоступных устройств (а также ретроспективные данные об их доступности), основные тренды сетевой активности и указания на потенциальные проблемы.

Специально отмечалась способность продуктов проверять доступность отдельных портов для обмена трафиком TCP/IP и контролировать сервисы этого стека протоколов (включая SMTP, HTTP и telnet). Кроме того, исследовались возможность задействовать средства SNMP для получения подробных сведений об устройстве, способность собирать контрольную информацию Windows NT/2000, фильтровать содержимое регистрационных файлов UNIX, осуществлять мониторинг сервисов и событий среды Windows 2000/NT, а также активности UNIX-систем. Для администратора имеет особое значение скрупулезный учет сетевых и вычислительных ресурсов, поэтому мы специально интересовались, каковы результаты мониторинга рассматривавшимися продуктами степени использования мощности центральных процессоров, объемов дискового пространства и оперативной памяти.

Тестовая конфигурация содержала шесть сетевых доменов Fast Ethernet, соединенных друг с другом через маршрутизаторы корпорации Cisco, а с Internet — по SDSL-каналу компании Covad. Клиентские станции работали под управлением ОС Windows 98/Millennium Edition/2000/NT, Red Hat Linux 6.2, Macintosh System 8 и OS/2 Warp 4.0. В ходе испытаний использовались СУБД Oracle 8, Sybase Adaptive Server 11.5 и Microsoft SQL Server 2000. Совместный доступ к файлам поддерживался средствами ОС Windows 2000/NT и NetWare 5.1, а для сопровождения Web-страниц служили Microsoft Internet Information Server, Netscape и Apache. В качестве протоколов транспортного уровня применялись TCP/IP, IPX/SPX, AppleTalk и SNA.

Пакеты VitalSuite, eHealth и Tevista функционировали на серверах Compaq ProLiant ML570 с четырьмя 900-МГц процессорами Pentium III, 2 Гбайт памяти, восемью 18-Гбайт жесткими SCSI-дисками, объединенными в RAID-массивы, и двумя сетевыми адаптерами NC3134, которые поддерживали передачу данных со скоростью 10/100 Мбит/с. Для трех названных продуктов в качестве операционной системы была выбрана Windows NT Server 4.0 с дополнениями Service Pack 6. Компания Tavve предоставила нам свой пакет eNMS в предынсталлированном виде на станции Sun Blade 100 Workstation с 500-МГц процессором UltraSPARC-IIe, 2 Гбайт оперативной памяти, 15-Гбайт жестким диском с интерфейсом IDE и ОС Solaris 8.0. На этой же машине заранее было установлено ПО Network Node Manager 6.2 компании Hewlett-Packard.

Для генерации пакетов, последующего декодирования и представления администратору характеристик сетевого трафика использовался анализатор протоколов Advisor производства Agilent. Варьируя параметры генерировавшегося трафика, мы вызывали падение сетевой производительности, которое и должны были диагностировать тестировавшиеся продукты. Сбои в отдельных соединениях имитировались путем отсоединения кабелей от соответствующих портов коммутатора.