Несмотря на шумиху, поднятую по поводу сетей третьего поколения, реальное положение дел представляется далеко не в розовом свете. Использование двухгигагерцевого частотного диапазона в совокупности с прогнозируемым резким увеличением объемов передаваемого трафика (а без этого идея теряет всякий смысл) заставит операторов устанавливать базовые станции, что называется, на каждом углу. Да и сами эти станции, как можно заключить из предварительных заявлений фирм-производителей, окажутся подороже аналогичного оборудования для сетей GSM. В результате стоимость развертывания инфраструктуры сетей 3G во много раз превысит затраты на сети второго поколения. По оценкам экспертов, которые на недавно завершившемся бизнес-форуме «Мобильные системы» привел Шагит Резников, директор службы новых технологий и услуг компании МТС, разница в затратах в лучшем случае окажется пятикратной. Добавьте сюда баснословные суммы, которые американские и европейские компании заплатили за 3G-лицензии, и положению западных операторов не позавидуешь.

У нас, возможно, участникам рынка будет полегче. Во всяком случае, руководители ведущих отечественных операторов всерьез надеются на то, что Минсвязи заменит аукцион конкурсным выделением частот, ведь выложить даже вдесятеро меньше того, что собрали «со своих» регулирующие органы на Западе, у российских операторов «кишка тонка».

Дело, однако, не столько в затратах, сколько в их окупаемости. Мизерный по сравнению с развитыми странами размер российской абонентской базы означает, что даже при символической плате за лицензию возврат начальных инвестиций может растянуться на долгие годы. Основная же проблема заключается в том, что внедрение систем 3G потребует от оператора кардинального изменения бизнес-модели.

Если в сегодняшних сетях GSM генераторами практически всего контента (голоса, SMS-сообщений) являются сами абоненты, то в среде 3G возникнет новая фигура — контент-провайдер. Выбор таких провайдеров потребует от оператора особого искусства, а главное, этим провайдерам за предоставляемые продукты придется платить звонкой монетой. Согласно некоторым оценкам, в сетях третьего поколения на оплату услуг сторонних контент-провайдеров операторы будут тратить до 80% своего совокупного дохода, оставляя себе лишь пятую часть.

В этой классической пропорции как раз и кроется основная угроза светлому будущему сетей 3G. Чтобы не вылететь в трубу, операторам придется подыскивать «левые» источники дохода, среди которых первым делом на ум приходит... сбор рекламы.

Не знаю, задумывались ли вы когда-нибудь, читатель, над тем, что мобильные сети — едва ли не единственная инфокоммуникационная среда, пока не попавшая в смертельные объятия акул рекламного бизнеса. Но прекраснодушничать осталось не долго. Если в электронной почте (а сервис SMS, по сути, мало чем от нее отличается) реклама практически не работает, то широкое распространение сервиса MMS, трубок с цветными экранами и услуг мобильного Internet изменит ситуацию радикально. Правда, для этого нужно, чтобы многочисленные новые сервисы, которые появятся в сетях 3G, не постигла печальная участь протокола WAP. О реальности рекламного вторжения на рынок мобильной телефонии говорит, например, деятельность консорциума Mobile Marketing Association (MMA), разрабатывающего набор соответствующих стандартов, или руководство для операторов и потенциальных рекламодателей, заблаговременно выпущенное корпорацией Nokia.

Проблемы возникнут уже при выборе принципов доставки рекламных сведений. Сегодня можно слышать предостережения против распространения спама в пользу модели, которая позволяет абоненту самому регулировать поступление коммерческой информации. Не меньшее значение имеет актуализация и персонализация рекламы, а также гарантия неразглашения персональных сведений об абоненте.

Другая группа проблем имеет более технический характер. Добавление в сообщение графических рекламных баннеров приведет к увеличению размеров передаваемых сообщений, а платит за трафик, как известно, потребитель. К тому же непонятно, в каком месте должна размещаться рекламная информация. ЖК-экраны мобильных терминалов не сравнить с дисплеями персональных компьютеров, и они не допускают обрамления полезной информации множеством рекламных баннеров. К тому же при работе с обычными Web-страницами эти баннеры остаются практически незамеченными, а на мобильном телефоне все будет иначе. Если рекламные вставки оформлять в виде прикрепленных фрагментов, то они вряд ли достигнут своей цели, а если поместить их перед основной информацией, то цели они, конечно, достигнут, но одновременно могут вообще отвадить абонента от предлагаемой услуги.

Как видим, пока вопросов больше, чем ответов. Тем не менее морально готовиться к приему на свой мобильник информации о сникерсах и памперсах стоит уже сейчас.