Ослабление государственного регулирования, ужесточение конкуренции и нескончаемая революция в области высоких технологий привели к необратимым переменам в телекоммуникационной среде, которые затронули все, начиная от операторов как таковых и заканчивая предлагаемыми ими услугами и ценами. А извлечь преимущества из этих перемен сможет лишь тот, кто умеет тщательно планировать, проявлять необходимую гибкость и не боится идти на риск.

Лет десять-пятнадцать назад (то есть в эпоху палеолита применительно к времени Internet) основной характеристикой телекоммуникационной отрасли было следование строго определенным правилам. Ограниченный выбор операторов подразумевал ограниченный выбор услуг. Вы могли остановиться на коммутируемом соединении или отдать предпочтение выделенной линии. Наиболее многообещающим представлялось предложение пакетных служб X.25.

Отсутствие конкуренции неминуемо должно было привести к отрицательным последствиям. Поскольку телекоммуникационные операторы фактически являлись монополистами, выбор наилучшего поставщика услуг был весьма нехитрым делом. Крайне высокие цены снижались так медленно и предсказуемо, что пользователи могли спокойно заключать контракты на пять-семь лет. Среднее качество также легко прогнозировалось, и подписание соглашений об уровне обслуживания (SLA — service level agreement) превращалось фактически в пустую формальность.

Но 90-е стали десятилетием перемен. Постепенное ослабление государственного регулирования сделало возможным проникновение на рынок новых игроков. Новички стали все сильнее теснить заслуженных столпов телекоммуникационной отрасли. Бывшие региональные отделения Bell превратились в локальных операторов и начали испытывать серьезное давление со стороны конкурентов. Появились новые службы: frame relay, ATM, а еще несколько позже — IP и Internet.

Все эти перемены заставили заказчиков пересмотреть свою тактику. Предпочтение теперь отдавалосьa более низким ценам, а это, в свою очередь, предполагало частое и агрессивное проведение переговоров по разного рода соглашениям. Изобилие новых служб упрощало отказ от услуг признанных авторитетов и переход к более многообещающим технологиям. При этом неверный выбор мог повлечь за собой весьма тяжелые последствия (горе тому менеджеру, который поставил на Switched Multimegabit Data Service).

Что же принесет с собой новое десятилетие?

Пока сказать трудно. Темпы изменений все нарастают. Основная тенденция следующего десятилетия заключается в смене ориентиров: поставщиков услуг, предлагаемых служб и даже бизнес-моделей.

Операторы городских сетей (такие как американские Yipes Telecommunications, Telseon, Cogent Communications и Sigma) борются за контроль над мегаполисами. А операторы широкополосных соединений (например, Global Crossing и Level 3 Communications) предпочитают осваивать пространство «вширь». Предложения варьируются от чисто широкополосной связи (наподобие технологий лямбда-коммутации) до служб приложений (в частности, перевода сетей Ethernet и IP на службы уровня 7 для организации управления хранения и безопасности). При формировании ценовой политики операторы отходят от модели оплаты за каждый звонок, доминировавшей в прошлом столетии в сетях передачи голоса, в сторону более гибких условий оплаты, формулируемых в терминах фиксированной цены, подписки и оплаты фактически используемых ресурсов.

Менеджер телекоммуникационных услуг прежде всего должен научиться грамотному планированию. Тот, кто хорошо понимает, что происходит на рынке, сможет принимать более осмысленные решения. Второе — это гибкость. Ошибкой было бы думать, что стратегии, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом году, принесут ровно такой же результат и в следующем. И наконец, не надо бояться оправданного риска. Ситуация меняется так быстро, что своевременно открыв для себя нового оператора или услугу, можно серьезно оторваться от конкурентов.

Джоанна Джонсон — старший вице-президент и директор по технологиям консультационной компании Greenwich Technology Partners. Связаться с ней можно по адресу johna@greenwichtech.com