Сегодня очень много говорится о доступе в Internet, но при этом, на мой взгляд, порой происходит подмена целей. Мы не спрашиваем, зачем нужен доступ, а интересуемся лишь тем, какую скорость может обеспечить конкретное решение. Если же в наше распоряжение попадает выделенный многомегабитный канал связи, мы окончательно перестаем задумываться о содержательной стороне. Скорость завораживает.

Но, естественно, далеко не каждый пользователь Intrenet имеет практически неограниченные ресурсы доступа, поэтому весьма актуальным является вопрос о взаимосвязи информационного содержимого Internet, скорости и методов доступа.

Internet в России

Последние годы характеризуются устойчивым ростом интереса к доступу во Всемирную сеть. По данным разных источников, число ее пользователей во всем мире превышает 300 млн человек.

Считается, что в России к услугам Internet прибегают 3 млн человек, причем постоянно пользуются этим сервисом, т. е. имеют персонифицированный или корпоративный доступ, порядка 1,5 млн человек. Но для получения информации из Сети не обязательно быть зарегистрированным абонентом: многие запрашивают необходимые им данные через знакомых или родственников. По оценкам экспертов, хотя бы раз в год «черпают» информацию в Internet 15 млн человек, и эти люди являются потенциальными абонентами провайдеров Internet. Почему же они не становятся их реальными клиентами?

Известно, что большинство пользователей и потенциальных абонентов проживает в крупных городах европейской части России. Дисбаланс возник вовсе не в силу того, что в этих городах лучше осведомлены о возможностях Сети или что люди в провинции имеют меньшие коммуникационные потребности. В последние годы Internet рекламируется столь массированно, что размаху этой деятельности может позавидовать любой другой бизнес. Главной причиной невозможности доступа в Internet для жителей многих регионов страны является недостаточная развитость местной телекоммуникационной инфраструктуры. Прогнозируется, что при изменении данной ситуации потенциальное число пользователей Internet в нашей стране возрастет до 40-60 млн человек.

Буквально за последние два-три года в России было построено значительное число магистральных цифровых сетей. Кроме ОАО «Ростелеком», свою лепту в решение проблемы внесли многие ведомства — энергетики, нефтяники, газовщики, железнодорожники. При модернизации ведомственных сетей связи, охватывающих всю страну, они обеспечили существенную избыточность пропускной способности магистральных каналов. Например, при проектировании сети компании «Транстелеком» изначально было запланировано использовать до 70% ее пропускной способности в коммерческих целях. В настоящее время не решены юридические вопросы предоставления таким компаниям статуса национальных операторов (его имеет лишь ОАО «Ростелеком»), но эта проблема выходит за рамки данной статьи.

Отметим самое важное в нынешней ситуации: наличие параллельных магистральных сетей на одной территории обеспечивает высокую надежность связи (при условии их взаимного резервирования).

Важность взаимного резервирования с достаточной резервной полосой пропускания иллюстрирует известный случай, произошедший 20 ноября 2000 г.

В результате повреждения магистрального океанского кабеля, соединяющего Австралию с Европой через Юго-Восточную Азию, австралийские пользователи Internet в течение недели испытывали значительные затруднения при работе. Оказалось, что имеющиеся резервные линии не способны справиться со всеми запросами.

Несмотря на очевидные успехи в создании общероссийских сетей связи, большинство запросов на подключение к Internet (по разумной цене и приемлемого качества) не может быть удовлетворено. Причина заключается в слабой развитости сетей доступа. Кроме того, создание таких сетей не должно становиться самоцелью: при их построении следует учитывать реальные условия проживания людей, их финансовых возможностей и требования различных видов сервиса, популярных у пользователей Internet.

Информация и скорость

Пожалуй, самой важной характеристикой любого технического решения по организации доступа в Internet является ширина предоставляемой полосы пропускания. С этим показателем напрямую связано другое, более часто употребляемое понятие — скорость доступа, скорость получения информации из Internet.

Ни для кого не секрет, что пользователь подключается ко Всемирной сети с целью получения интересующей его информации. Но с каждым годом ее объем увеличивается: по оптимистичным оценкам, она удваивается каждые полгода. Кроме количественного роста происходит изменение форм представления информации, скажем, большое распространение получили различные динамические эффекты, загружаемые апплеты и т. п. Эти новинки Web-программирования выдвигают новые требования не только к техническим характеристикам персональных компьютеров, но и к пропускной способности каналов связи.

Посетители последней выставки Internetcom, проходившей в Москве осенью 2000 года, могли ознакомиться с прототипом интерактивного телевещания, которое планируется вести через Internet. В этом случае для получения качественного изображения понадобится скорость, измеряемая сотнями килобит в секунду, несмотря на существование высокоэффективных методов сжатия видеоизображений.

Сейчас получили широкое распространение Web-узлы, которые транслируют музыкальные записи без перекачки файлов на компьютер пользователя. Большим успехом пользуются игровые сайты, где все события также разворачиваются на сервере, а игроки получают лишь итоговую картинку.

Особую популярность завоевали бесплатные международные и междугородные телефонные звонки через публичный Internet. Этот вид сервиса не стоит путать с провайдерским сервисом IP-телефонии, в котором используются выделенные линии между узлами доступа. Большинство таких провайдеров предоставляют доступ к своей сети не только через местную телефонную сеть, но и с помощью Internet.

В последнее время становится актуальной проблема доставки в Сеть информации с корпоративных сайтов. Это связано с широким внедрением электронных форм ведения бизнеса и массовым распространением электронных магазинов розничной торговли. По данным, обнародованным на конференции АДЭ, которая прошла в Москве в декабре 2000 года, в российском сегменте Internet насчитывается уже свыше 600 Internet-магазинов. Невысокая скорость подключения сервера такого магазина к Сети приводит к снижению числа посетителей, а следовательно, к снижению доходности торговой точки.

Определим, какой должна быть минимальная средняя скорость подключения к Internet для двух классов пользователей — индивидуальных и корпоративных.

Считается, что в среднем за один час работы пользователь Сети перекачивает порядка 5 Мбайт информации. При этом усредненная скорость передачи составляет около 12 кбит/с. На первый взгляд, получившаяся цифра вполне приемлема и может быть обеспечена практически любым аналоговым модемом в режиме коммутируемого доступа. Но получение информации из Internet имеет сильно выраженный импульсный характер. Пик трафика приходится на момент загрузки страницы сайта в браузер пользователя. Типичный размер такой страницы составляет от 10 до 60 Кбайт, однако в последнее время наблюдается рост ее размера. Это обусловлено, с одной стороны, желанием разработчиков насытить свои сайты графическими и динамическими элементами, а с другой - технической «готовностью» многих киберпутешественников к приему подобной информации.

В Северной Америке, где сосредоточено большинство пользователей Internet, скорость доступа свыше 100 кбит/с уже стала нормой. Психологи считают, что 2—3 с являются порогом раздражимости человека при ожидании ответной реакции на запрос. При грамотной разработке сайтов этот порог удается увеличивать, учитывая психологические особенности восприятия. А с точки зрения таких особенностей в первую очередь на экране монитора должны появляться значимые элементы, которыми может воспользоваться клиент. По моему мнению, для психологически комфортной работы с Internet необходимо, чтобы страница полностью загружалась за 15-20 секунд. Но тогда требуется средняя скорость, равная 24-32 кбит/с. Эти цифры и следует рассматривать как минимальные значения быстродействия при коммутируемом доступе индивидуального пользователя.

Корпоративные клиенты обычно имеют постоянное подключение к Internet. В предельном случае, когда небольшая компания применяет dial-up, характеристики доступа в Internet мало чем отличаются от обеспечиваемых индивидуальному пользователю. Будем считать, что корпоративные клиенты обращаются к сайтам, менее нагруженным графикой. Правда, многие сотрудники компаний посещают в рабочие часы развлекательные сайты, но это скорее проблема организации труда в офисе (тем более что существуют эффективные механизмы контроля и блокировки посещений нежелательных сайтов).

Если в той или иной форме доступ в Internet используется преимущественно для получения справочной информации, то достаточной будет скорость подключения 128 кбит/с в расчете на 20 пользователей. Если же деятельность компании тесно связана с Internet, требуемую скорость можно рассчитать лишь применительно к каждому конкретному случаю.

Для Internet-магазинов одним из оптимальных решений является размещение сервера на территории провайдера, что позволяет исключить расходы на аренду высокоскоростной линии и улучшить условия доступа.

Провайдеру Internet, в свою очередь, размещение серверов и сайтов пользователей на своей территории и на своих технических средствах может дать заметную статью дохода. В значительной мере способно повысить качество обслуживания пользователей применение кэш-сервера, на котором аккумулируются копии наиболее посещаемых сайтов. Это требует определенных расходов со стороны провайдера, но является действенным механизмом привлечения клиентов.

Абоненты, кто вы?

Подавляющая часть населения Российской Федерации может быть распределена на несколько групп — с точки зрения условий проживания. С данных позиций потенциальных абонентов можно классифицировать как проживающих в многоквартирных зданиях (в городах и поселках городского типа), в индивидуальных домах (в сельской местности и городах).

Многоквартирные строения также подразделяются на ряд категорий.

Во-первых, это дома, расположенные в столичных (Москва и Санкт-Петербург) и крупных городах, где имеется достаточно развитая телекоммуникационная инфраструктура. Подавляющее большинство квартир в таких домах имеют телефоны, а с начала 90-х годов в этих городах усиленно развиваются сети кабельного телевидения, которые вполне могут стать базой для подключения к Internet.

В последние годы наметилась тенденция к дифференциации многоквартирных домов с точки зрения их удобства и уровня доходов жильцов. Особенно это заметно в Москве, где построено немало элитных зданий с соответствующим телекоммуникационным обеспечением, включая внутридомовую локальную сеть. Однако в большинстве домов бок о бок продолжают жить люди, чьи доходы различаются порой в десятки раз. Такое неравенство может стать ограничивающим фактором при выборе варианта высокоскоростного подключения. Например, организация локальной сети в подъезде и подключение ее к Internet по выделенному каналу потребует не только значительных разовых расходов, но и существенных ежемесячных выплат. Данный вариант вряд ли будет реализован, несмотря на его явные достоинства, если не объединится достаточное количество жильцов.

Во-вторых, многоквартирные дома, расположенные в небольших городах и поселках городского типа. В этом случае уровень оснащенности телекоммуникационной инфраструктурой может быть самым разным, но в среднем он значительно ниже, чем в крупных городах.

При условии индивидуальной застройки также можно выделить несколько категорий населения. Наиболее привлекательными для Internet-провайдеров являются коттеджные и дачные поселки. Как правило, в них проживают состоятельные граждане, которые вполне способны оплатить высокоскоростной доступ в Internet. Кроме того, существуют потенциальные клиенты с ограниченными возможностями оплаты, проживающие в небольших городах, деревнях и хуторах.

Корпоративные клиенты распределяются аналогично частным пользователям, но в общем случае они могут выделить на организацию и поддержку доступа в Internet большие средства.

Таким образом, можно определить следующие группы потенциальных пользователей Internet:

  • жители многоквартирных домов, расположенных в крупных городах, и небольшие компании, чьи офисы находятся в нежилых помещениях таких домов;
  • корпоративные клиенты (крупные и средние компании), способные арендовать здание под офис в крупных городах;
  • вторичные провайдеры Internet (местные операторы связи или кабельного телевидения) в крупных городах;
  • жители многоквартирных зданий в небольших городах и поселках городского типа;
  • корпоративные клиенты и вторичные провайдеры Internet в небольших городах и поселках городского типа;
  • жители дачных и коттеджных поселков;
  • жители индивидуальных домов, расположенных в небольших городах и на окраинах крупных городов;
  • жители индивидуальных домов в небольших населенных пунктах;
  • корпоративные клиенты в небольших населенных пунктах;
  • вторичные провайдеры в условиях разреженного проживания жителей.

Нет сомнения в том, что для каждой из этих категорий найдется свой вариант оптимального подключения к Internet.

Варианты доступа

В телекоммуникационной прессе постоянно обсуждаются различные технические решения по организации доступа в Internet. Мы же попробуем оценить удельную стоимость подключения в расчете на одного абонента и реальную скорость, которую способно поддерживать каждое из этих решений. Отметим, что большая часть информации получена из материалов конференции «Интегрированный широкополосный доступ: стоимость в России», которую журнал «Сети» провел в феврале 2000 года.

Доступ по коммутируемой телефонной сети (dial-up). Это самый распространенный в России, самый простой и, наверное, самый дешевый вариант. Его технические решения хорошо отработаны. Однако обеспечиваемая им скорость передачи достигла своего предела. Можно спорить о конкретных цифрах, но даже в рекомендациях V.90 и V.92 идет речь о 50—56 кбит/с. В затраты абонента на подключение входят стоимость модема, составляющая 50 — 200 долл., и ежемесячная плата порядка 20-40 долл.

Доступ с использованием сетей ISDN. Этот вариант успел устареть, даже не успев как следует себя проявить. Правда, данный тезис справедлив лишь применительно к российским условиям. Например, в Германии публичные сети ISDN получили большое распространение, и многие частные клиенты с удовольствием используют их для доступа в Internet. В отличие от традиционной телефонной линии ISDN позволяет одновременно обмениваться данными и вести разговор. Это обусловлено структурой базовой линии ISDN, которая состоит из двух каналов по 64 кбит/с и одного - 16 кбит/с, служащего для передачи сигнальной информации. В пределе вся полоса 144 кбит/с может быть задействована для передачи данных.

Разговор о типовой удельной стоимости ISDN-доступа в России носит теоретический характер, поскольку редкий провайдер предлагает такую услугу. Но, например, московский ISDN-провайдер «Комстар» за 1 мин доступа в Internet по одному каналу В взимает с абонента около двух центов. Несложно посчитать, что 1 ч работы обойдется в 1,2 долл. Цена сопоставима со стоимостью коммутируемого доступа — при гораздо лучшем качестве. Останавливает лишь то, что стоимость подключения к ISDN физических лиц составляет более 700 долл.

Доступ с использованием технологий xDSL. В последнее время это самая горячая тема при обсуждении вариантов доступа в Internet. Данной технологии пророчат блестящее будущее, для чего есть все основания. В последнее время в области абонентского доступа лидирующие позиции заняла технология ADSL. Она способна обеспечить передачу со скоростью до 8 Мбит/с в сторону пользователя и до 1 Мбит/с в обратную сторону (такая несимметричность вполне соответствует характеру трафика в Internet). Модем ADSL обходится в 150- 500 долл., но обычно провайдер включает в стоимость подключения расходы на станционное оборудование. В результате средняя цена может колебаться от 500 до нескольких тыс. долл.

Решения беспроводного доступа. К этой категории можно отнести RadioEthernet, DECT, MMDS, LMDS и MVDS.

Системы доступа, построенные с использованием RadioEthernet, обеспечивают скорость обмена до 11 Мбит/с. Конкретная цена решения сильно зависит от локальных условий, поэтому удельная стоимость подключения имеет большой разброс — от 200 до 1300 долл.

Абонентский доступ на основе DECT в основном применяется для обеспечения телефонной связью, но оборудование большинства производителей поддерживает передачу данных. Обычно скорость не превышает 32 кбит/с. Средняя стоимость подключения при достаточном числе абонентов (порядка 500) составляет 400-600 долл.

Технологии MMDS (Multichannel Multipoint Distribution Service), MVDS (Multipoint Video Distribution System) и LMDS (Local Multipoint Distribution Service) представляют собой основу для построения беспроводных многоканальных систем передачи, работающих на различных участках гигагерцевого диапазона и предназначенных в первую очередь для распределения телевизионных сигналов. Однако эти системы вполне годятся и для организации высокоскоростного доступа в Internet, для чего обычно выделяются один или несколько телевизионных каналов, каждый из которых имеет ширину 8 МГц. Пропускная способность такого канала при передаче данных с использованием модуляции 64QAM составляет порядка 42 Мбит/с. Обратный канал поддерживается с помощью небольшого передающего устройства, устанавливаемого у абонента. По оценкам компаний, занимающихся подобными системами, при использовании одного прямого и одного обратного канала можно предоставить одновременный доступ в Internet 2000 абонентов.

Стоимость подключения к Internet с помощью таких систем может достигать нескольких тысяч долларов. Только наружный абонентский блок, оснащенный передающим устройством для обратного канала, обойдется в 200-500 долл.

У меня нет сведений о размерах абонентской платы в России, но, по данным «Телеком-форума», в США частному клиенту такой доступ обходится в 40-60 долл. в месяц, а корпоративному - более чем в 100 долл. в месяц.

Принципы использования сетей кабельного телевидения для доступа в Internet практически совпадают с указанными выше. Под эти цели также отводятся телевизионные каналы, аналогичными являются и значения скоростей. Оборудование обходится несколько дешевле, чем в случае применения беспроводных систем.

Спутниковый доступ в Internet. Такой вариант требует организации обратного канала с помощью других технологий, например модемной связи. В принципе, допускается организация обратного канала через спутник, но это будет довольно дорогим удовольствием. Что же касается скорости, в отечественной сети HeliosNet абонент может иметь доступ к общему (разделяемому между пользователями) каналу с пропускной способностью 2 Мбит/с. Тогда плата взимается за объем переданного трафика и составляет порядка 14-18 центов за 1 Мбайт. Подключение с гарантированной полосой (CIR), равной 128 кбит/с, стоит 2600 долл. в месяц.

Каждому свое

Попробуем дать рекомендации по выбору конкретного варианта доступа в Internet для каждой рассмотренной категории абонентов. Конечно, необходимо помнить о многогранности реальной жизни, сложности ее моделирования. Соответственно, не стоит рассматривать эти предложения как непреложную истину.

Для индивидуальных клиентов, проживающих в многоквартирных домах, высокоскоростной доступ в Internet (не менее 128 кбит/с) могут обеспечить несколько технологий.

В случае большого числа абонентов наиболее предпочтительным способом — с точки зрения стоимости, скорости и дополнительной функциональности — является создание локальной сети, охватывающей отдельный подъезд или целый дом. Для подключения к провайдеру очень хорошо подходит технология ADSL. С учетом стоимости активного сетевого оборудования, кабельной инфраструктуры и организации линии ADSL средняя цена подключения при наличии 20 абонентов составит порядка 200-300 долл. (в зависимости от выбранного оборудования и условий подключения к провайдеру). Применение коаксиального кабеля способно сократить расходы на инфраструктуру, но снижает надежность сети: для ее отказа достаточно, чтобы один из абонентов умышленно или по ошибке отсоединил кабель. Поэтому при расчетах учитывается использование кабеля UTP (витой пары).

Ежемесячные затраты при таком варианте подключения необременительны. Например, в случае подключения по линии ADSL к сети московского провайдера «ПТТ-Телепорт» («Точка. Ру») каждый абонент будет платить всего 7,5 долл. в месяц. Эта сумма увеличится вдвое, если потребуются услуги по технической поддержке локальной сети. Для сравнения: ежемесячная плата за коммутируемый доступ с помощью аналоговых модемов редко опускается ниже 20 долл. Не будем особо останавливаться на различиях в скоростях и качестве доступа. Как гласит известный рекламный слоган, почувствуйте разницу.

Тем не менее коммутируемый доступ по телефонным линиям еще долгое время будет оставаться основным для большинства пользователей Internet в нашей стране. Он довольно универсален, не требует значительных начальных затрат и во многих случаях способен удовлетворить запросы клиента. Им могут воспользоваться не только жители многоквартирных домов, но и индивидуальные домовладельцы.

Другим вариантом высокоскоростного доступа для жителей многоквартирных домов является применение сетей кабельного телевидения. Как по скоростям доступа, так и по стоимости этот вариант сопоставим с предыдущим. Но его можно использовать лишь в тех местах, где хорошо развита сеть КТВ, и только в том случае, если ее оператор готов предоставлять услуги доступа в Internet.

Беспроводные системы лучше всего подходят для малозаселенных областей, например сельской местности или пригородов. Там гораздо меньше индустриальных помех, что позволяет организовать качественный прием. При выборе конкретного решения нужно ориентироваться на финансовые возможности абонентов.

Для коттеджных и дачных поселков, кроме кабельных систем с применением технологии ADSL, интерес представляют системы MMDS, MVDS и LMDS. Их стоимость довольно высока, но они способны обеспечить высококачественную трансляцию телевизионных каналов. Воспользовавшись протоколом IP, абонентам этих сетей можно предоставить телефонную связь.

Аналогичный сервис (разумеется, кроме передачи телевизионных программ) можно реализовать и в сетях, построенных на основе RadioEthernet. Они проще в развертывании, но поддерживают гораздо меньшее число абонентов. Такие решения больше всего подойдут для подключения корпоративных клиентов в сельской местности и небольших городах.

Системы на основе DECT позволят, помимо всего прочего, обеспечить жителей сельской местности телефонной связью. Кроме того, большинство моделей абонентского оборудования DECT поддерживают передачу данных примерно с той же скоростью, что и при коммутируемом доступе по проводным телефонным сетям. Наконец, системы DECT используются для беспроводной связи с удаленными населенными пунктами.

Для корпоративных клиентов, расположенных в городах и нуждающихся в высокой скорости, наилучшим вариантом является подключение с помощью линий ADSL. Возможно и применение цифровых выделенных линий, но в этом случае стоимость подключения и ежемесячная плата значительно возрастут. Такой вариант имеет смысл рассмотреть, если выделенные каналы уже используются для организации корпоративной сети между несколькими филиалами. В Москве, например, подобные услуги оказывает компания «Голден Лайн».

По условиям подключения небольших провайдеров Internet можно сравнить с крупными и средними корпоративными клиентами. Им требуется высокоскоростной, постоянный и надежный доступ к сети первичного провайдера.

В удаленных и малонаселенных районах корпоративные клиенты и вторичные провайдеры могут использовать спутниковый доступ в Internet. Обходится он недешево, но очень часто оказывается единственным реальным вариантом.

###

Выбор конкретного решения для организации абонентского доступа в Internet является, пожалуй, самой важной задачей провайдера. Правильно ее решив, он не только оптимизирует свои начальные затраты, но и создает условия, привлекательные для пользователей. В каждом конкретном случае решение будет уникальным, зависящим от множества факторов, поэтому в процессе его принятия не следует пренебрегать консультацией специалистов.