Кто из нас не сетовал при виде кругленьких счетов на оплату телефонных переговоров, в душе сомневаясь в правильности цифр? Но если несколько лет назад ошибки были вполне возможны, то сегодня — почти исключены. Точность расчетов гарантируется автоматизированной тарификацией услуг, которую осуществляет биллинговая система. Всего несколько лет назад такие системы были в нашей стране экзотикой, а сейчас на рынке нет недостатка в зарубежных и российских продуктах для биллинга «на любой вкус» — от ориентированных на небольшие предприятия связи со скромным набором возможностей до многофункциональных приложений для крупных телекоммуникационных корпораций, предоставляющих свои услуги по всему миру.

С истемы, вычисляющие стоимость услуг связи для каждого клиента и хранящие информацию обо всех тарифах и прочих стоимостных характеристиках, которые используются телекоммуникационными операторами для выставления счетов абонентам и взаиморасчетов с другими поставщиками услуг, носят название биллинговых, а цикл выполняемых операций сокращенно именуется биллингом. Следует сразу подчеркнуть: такие системы создаются не только на основе требований заказчиков. Существует ряд международных документов МСЭ, регламентирующих их основные функции и способы реализации этих функций. Например, документы серий E230, E260 и E1001 посвящены техническим аспектам расчета длительности соединения, регистрации вызовов при различных типах связи и определению оплачиваемой длительности связи абонентов. Описания основных принципов тарификации услуг мобильной связи и сценариев соединений приведены в рекомендациях серий D103, D110 и D93. Аналогичные документы выпущены и Госкомсвязью РФ: это «Общие технические требования на Автоматизированные системы расчетов с пользователями за услуги электросвязи» (июнь 1998 г.).

Указанные требования необходимо выполнять при сертификации любой биллинговой системы. Во всем остальном — в выборе СУБД, приложений и способов организации информационных хранилищ — разработчик имеет полную свободу действий. Как ни удивительно, несмотря на широкое предложение на рынке различных СУБД и систем хранения данных значительная часть промышленных биллинговых систем в мире (примерно 9 из 10 продуктов) создавалась на основе СУБД Oracle. Объясняется ли это «монополизмом» данного продукта или высокими показателями его исполнительного механизма — однозначного ответа нет, но таковы факты. Кстати, у большинства крупнейших российских операторов сотовой и проводной связи (в том числе у «Ростелекома») установлены биллинговые системы на базе именно этой СУБД.

Структура и функции

Схема организации биллинга достаточно проста: информация о соединениях и их продолжительности записывается коммутатором и после предварительной обработки передается в расчетную систему. Ее программы «знают» все тарифы для возможных в конкретной телекоммуникационной сети линий связи, «идентифицируют» принадлежность вызовов и выполняют необходимые расчеты, формируя счета абонентов.

Простейшая схема организации биллинга
Очевидно, что в такой системе должны храниться не только нормативы, тарифы и информация об услугах, но и данные о клиентах, заключенных контрактах с абонентами и сторонними поставщиками услуг связи (если сеть данного оператора связана с другими), а также о стоимости передачи информации по разным каналам и направлениям. Кроме того, любая расчетная система немыслима без «истории» платежей и выставленных счетов всех клиентов, поскольку только эти сведения позволяют организовать контроль за оплатой и автоматизировать так называемую активацию/деактивацию абонентов. Чем мощнее исполнительный механизм СУБД, тем более масштабной и многофункциональной будет биллинговая система, построенная на ее основе.

По функциональным возможностям таких систем их можно разделить на три класса — предназначенные для транснациональных операторов связи, заказные национального масштаба и так называемые системы среднего класса для региональных сетей.

Продукты, относящиеся к первому классу, должны обеспечивать взаимодействие сетей на межнациональном уровне и работу в различных временных зонах, т.е. иметь многовалютный и многоязычный интерфейс и учитывать различия налогообложения в разных странах. Для них характерна гетерогенная структура и тесная интеграция с бухгалтерскими системами.

Заказные системы национального масштаба создаются при наличии специфических требований операторов к функционированию самой системы, особенностей сети связи или необходимости в применении нестандартного интерфейса с уже существующими расчетными системами. Поэтому такие системы отличает высокая стоимость разработки и сопровождения.

В масштабе региона обычно вполне приемлемы стандартные требования к биллингу. Подобные системы почти всегда имеют классическую архитектуру клиент—сервер и (особенно в последнее время) часто используют Web-интерфейс. Однако не следует забывать, что они должны обеспечивать возможности масштабирования и функционального расширения.

Любая биллинговая система — это не «коробочный продукт»: каждая из них создается и настраивается на бизнес-процесс определенного оператора связи, имеет собственный набор функций, соответствующий технологическому циклу предоставления услуг, и может работать с конкретным сетевым оборудованием, поставляющим ей информацию о вызовах и соединениях. Тем не менее существует «стандартный» набор функций, поддерживаемых почти всеми биллинговыми системами. В него входят операции, выполняемые на этапе предварительной обработки и анализа исходной информации, операции управления сетевым оборудованием, основные функции обычного приложения СУБД, а нередко — и функции электронной почты для автоматического информирования абонентов.

К этапу предварительной обработки относится, в частности, функция получения данных о соединениях и услугах (запросы к коммутатору), а к операциям управления — функции активации/деактивации (в некоторых системах — блокировки/разблокировки) абонентов и команды изменения условий подписки абонентов, передаваемые непосредственно в коммутатор. Основные функции приложения СУБД, реализуемые в биллинговой системе включают в себя:

  • тарификацию записей коммутатора о вызовах и услугах;
  • создание и редактирование таблиц базы данных расчетной системы (нормативно-справочная информация, курсы валют, коды направлений связи, описания соединений по направлениям, типов вызовов и соединений, тарифов и тарифных планов, услуг и цен, категорий абонентов, контрактов, счетов и платежей);
  • генерацию счетов и их печать;
  • кредитный контроль счетов;
  • генерацию отчетов;
  • архивацию.

Современные расчетные системы создаются как приложения с модульной структурой, каждый элемент которой обеспечивает реализацию конкретного участка технологической цепочки обслуживания клиента. Это позволяет развивать, наращивать или изменять функции системы, поддерживающие любой этап процесса обслуживания, независимо от остальных. Поэтому часто в состав биллинговых систем входят также бухгалтерское ПО и приложения для складского учета (либо организовано их сопряжение с такими же или аналогичными продуктами, которыми уже пользуется компания).

«Классическая» биллинговая система состоит из следующих функциональных подсистем: предварительной обработки данных о соединениях, оперативного управления биллингом, оповещения клиентов, продаж, маркетинга, обслуживания, администрирования, генерации отчетов, генерации счетов, архивации, складского и бухгалтерского учета. По сути, все подсистемы, кроме первых трех, аналогичны приложениям для работы с клиентами, которые применяются в обычных банковских системах (с точки зрения СУБД, клиент банка отличается от абонента сети лишь используемыми для получения его балансового счета таблицами, алгоритмами их заполнения и значениями ячеек таких таблиц). Поэтому, не останавливаясь подробно на их функциях, рассмотрим только подсистемы, характерные для биллинга: предварительной обработки данных о соединениях, оперативного управления биллингом и оповещения клиентов.

Подсистема предварительной обработки данных

Это приложение является наиболее сложным с точки зрения как самих алгоритмов обработки, так и их реализации, поскольку именно оно анализирует исходную информацию о соединении, определяет класс предоставляемой услуги и параметры трафика — направление вызова, источник, зоны взаиморасчетов и условия роуминга. В состав данной подсистемы входит декодер исходной информации о соединениях (например, о вызовах типа CDR — Call Detail Record или AMA — Absolute Mail Address), который извлекает данные из соответствующего файла, формируемого сетевыми коммутаторами, и обеспечивает трансляцию маршрута CDR или AMA в тарифный маршрут с учетом установленных в системе направлений и зон соединения (как внутри страны, так и международных).

Одна из сложнейших процедур этой подсистемы — поддержка роуминга. И дело даже не в необходимости применения множества таблиц для расчетов, а в том, что требуется конвертировать роуминговые записи всевозможных форматов от разных коммутаторов (с учетом различных стандартов передачи информации в канале связи) и разных биллинговых систем в тот формат записи, который используется в конкретной системе. Неудивительно, что производители сетевого оборудования и операторы связи (особенно сотовой) проявляют немалую активность в разработке биллинговых стандартов для роуминга. Сейчас наиболее распространены три стандарта, которые применяются главным образом в сетях подвижной связи. Один из них представляет собой «симбиоз» ANSI 124 и NSDP-B&S (Non-Signaling Data Protocol for Billing and Settlement) и регламентирует параметры биллинга при обмене информацией между коммутаторами различных моделей и разных производителей. Два других ориентированы на определенные стандарты сотовой связи: CIBER (Celluar Intercarrier Billing Exchange Roamer Record) — на AMPS, а семейство спецификаций TAP (Transfer Account Procedure) — на GSM.

Биллинговый стандарт определяет структуру файла для обмена данными между операторами связи. В нем указывается число полей в записях файла, содержатся описания и допустимые значения этих полей. Наряду с записями о вызовах и услугах в спецификации предусмотрены поля для сумм начислений и налогов, а также для специфических характеристик вызовов, соединений или услуг (поля детализации). Несмотря на различия используемых стандартов их структуры весьма схожи, и все они используют записи фиксированной длины, поэтому между полями разных файлов можно установить некоторое соответствие (так, абонент в файле стандарта CIBER идентифицируется полем MIN, а согласно спецификации ТАР — полями IMSI и MSISDN). Можно соотнести также поля, идентифицирующие абонентское оборудование, компании-операторы, которые являются отправителями, получателями или передают информацию транзитом, поля кодов смещения времени и абсолютного времени соединения и некоторые другие.

Подсистема предварительной обработки должна уметь преобразовывать всю исходную информацию о соединениях и трафике (включая роуминговую) в формат, принятый в конкретной биллинговой системе. Кроме того, она учитывает виды предоставляемых клиенту услуг, определяет соответствующие тарифы и маршруты вызова. Подробное описание предоставления каждой услуги записано в файле, поступающем из коммутатора, или в роуминговом файле. ПО тарифицирует все записи о соединениях между операторами (согласно проходящему трафику) и создает служебные таблицы, которые используются остальными подсистемами для выполнения расчетов с абонентами, взаиморасчетов операторов связи и формирования отчетов. Современные биллинговые системы позволяют обрабатывать различные телекоммуникационные услуги, обеспечивая удобное выставление счетов (один клиент — один баланс — один счет). И это достигается за счет применения «интеллектуальных» систем предварительной обработки исходной информации о соединениях, трафике и услугах, выполняющих тарификацию независимо от вида связи.

Подсистема оперативного управления биллингом

Данная подсистема, которую часто называют hot-billing, дает возможность автоматически или через оператора биллинговой системы изменять условия подписки абонентов на коммутаторе, т.е. блокировать связь конкретного абонента или снимать эту блокировку, включать или отменять услугу. Она периодически опрашивает коммутатор о вызовах и услугах и играет роль «цербера» для неплательщиков.

Подсистема работает непосредственно с коммутатором сети, используя для формирования соответствующих команд драйверы сетевых устройств. Очевидно, что это возможно только в том случае, если биллинговая система поддерживает соответствующий коммутатор. К сожалению, универсальных решений для работы с разными коммутаторами пока не найдено (при огромной номенклатуре типов коммутаторов сомнительно, что они будут найдены вообще). Приобретая биллинговую систему, следует учитывать, с какими моделями коммутаторов она работает.

Подсистема оповещения клиентов

Неотъемлемая часть современного биллинга — подсистема оповещения клиентов с помощью голосовых или электронных сообщений. Информацию для рассылки уведомлений и объявлений данная подсистема «черпает» из всех таблиц базы данных (и содержащих информацию о контрактах клиентов или новой услуге, и из списка должников).

В реальных биллинговых системах не всегда соблюдается строгое деление на функциональные подсистемы. Чаще всего их структуру обуславливают бизнес-процессы предприятий связи, а модульность самих программ обеспечивает определенную гибкость формирования комплектов ПО, адаптированных к требованиям конкретной организации. При этом некоторые функции предварительной обработки исходной информации могут выполняться в других исполнительных подсистемах: например, функция тарификации — в подсистеме расчета с клиентами, а функции подсистемы продаж — в подсистемах работы с абонентами (продажа услуг) и складского учета (продажа оборудования).

В стране и мире

Сегодня мировой телекоммуникационный рынок биллинговых систем насчитывает свыше 80 производителей ПО, а количество предлагаемых ими продуктов для различных сетей связи уже приближается к 200. В первую пятерку основных поставщиков входят компании Amdocs (системы Ensemble и Intercarrier Settlement System — ISS), Billing Concepts (Modular Business Applications — MBA), CSG Systems (BillConnect и BillConnect Express), Kenan Systems (Arbor) и Sallive Systems (Convergent Billing Platform — CBP и Care).

Указанные системы способны обслуживать абонентов мобильной (сотовой и транкинговой) связи, а также клиентов (в том числе пользователей Internet) крупных транснациональных телекоммуникационных провайдеров. Они удовлетворяют всем требованиям, которые в настоящее время определены слоганом «Разные услуги — единый счет». Это означает, что одна система способна тарифицировать услуги разных типов (телефония, передача данных, доступ в Internet и т.д.), обслуживать абонентов независимо от типа связи (мобильная, проводная, спутниковая) и применяемого сетевого протокола, формировать общий баланс и, соответственно, единый счет для абонента при использовании им различных услуг или видов связи.

Следует отметить, что и среди лидеров наблюдается «трогательная» привязанность к СУБД Oracle. Только продукты Kenan и Sallive Systems поддерживают (дополнительно к Oracle) иные базы данных, причем Kenan имеет версию системы для Sybase, а Saville — для DB2 на платформе AS/400.

Количество инсталляций этих систем давно измеряется сотнями, например семейство продуктов Ensemble сегодня насчитывает более 300 установок (их используют свыше 70 компаний). Да и списки сетевого оборудования, поддерживаемого продуктами-лидерами, весьма представительны. Следует также заметить, что почти все они обладают мощным набором функций управления и администрирования, предназначенных для взаимодействия как с абонентами, так и с оборудованием, а некоторые, например продукты Amdocs, предоставляют интерфейсы для управления качеством обслуживания. Но все это — «не в этой жизни», по крайней мере у автора нет сведений о том, что хотя бы одна из перечисленных систем установлена в России.

Правда, в нашей стране тоже есть свои лидеры, причем некоторые из российских производителей известны на мировом рынке и даже поставляют свои продукты зарубежным операторам связи (например, Flagship и «Петер-Сервис»). В нынешнем году число биллинговых систем отечественной разработки перевалило за десяток. Остановимся на четырех из них (см. таблицу), которые, как показалось автору, наиболее известны на рынке и могут похвастаться самой солидной инсталляционной базой: BIS («Петер-Сервис»), CBOSS (SoftPro), Fastcom («Форс») и Flagship (Flagship Telesystems).

Разработчики и пользователи

РазработчикПродуктСУБДТип связиЧисло внедренийЧисло абонентов*, тыс.
SoftProCBOSSOracle Сотовая NMT-450, AMPS - D/AMPS, GSM, CDMA28400
«Петер-Сервис»BISOracle Сотовая NMT-450, NMT-450i, GSM-900 и AMPS 13360
Flagship TelesystemsFlagshipOracleСотовая AMPS - D/AMPS, NMT-450, GSM-900, CDMA, проводная телефонная18Более 300
«Форс»FastcomOracle Проводная телефонная, подвижная радиотелефонная, спутниковая Inmarsat3**53
Примечания. * Общее число абонентов, обслуживаемых системой, по всей инсталляционной базе. ** Не учитывается система, установленная в ГП «Морсвязьспутник» (в настоящее время введана в эксплуатацию).

«Джентльментский» набор их возможностей почти одинаков : hot billing, учет платежей и начислений, печать счетов и контроль за их доставкой, управление тарифами, счетами и т.п. Все они используют СУБД Oracle. Есть некоторые особенности в подсистемах формирования отчетов и работы с тарифными сетками, однако по большому счету такие системы различаются не на уровне функций собственно биллинга, а на уровне дополняющих его подсистем управления оборудованием, обслуживания клиентов или организации бизнес-процессов.

BIS

Компания «Петер-Сервис» называет свой продукт BIS (иногда используется русская аббревиатура ИБС) информационно-биллинговой системой, выполняющей функции биллинга и обслуживания абонентов телекоммуникационной компании. BIS изначально была спроектирована с учетом возможности предоставления абоненту сотового оператора единого счета по всем услугам (в том числе из сетей различных стандартов сотовой связи — NMT-450, NMT-450i, GSM-900, DSC-1800, CDMA и AMPS). Абонент, тарификация услуг которого осуществляется такой системой, имеет единый балансовый счет и счет для оплаты, независимо от того, в сети какого стандарта он работает. Существуют также пакет для биллинга в наложенной цифровой сети и версия системы, специально предназначенная для операторов с небольшим количеством абонентов.

В перечень основных функций BIS входят все стандартные функции ПО, включаемые в пакеты биллинга (hot billing, учет платежей и начислений, печать и контроль за доставкой счетов и т.п.). Важным отличием системы является ее ориентация на этапы биллинг-процессов у сотового оператора. Данный подход к проектированию системы позволил реализовать ряд трудных в исполнении таких функциональных подсистем, как биллинг, тарификация и ведение тарифов.

Эти возможности особенно существенны для крупных компаний, имеющих лицензии на предоставление услуг по всей территории страны в нескольких часовых поясах (с несколькими коммутаторами в различных районах).

Система позволяет использовать как кредитные так и предоплатные схемы работы с абонентами компании. Характерным для функционирования BIS является и то, что все операции взаимодействия с абонентами выполняются в режиме реального (а не псевдореального) времени с учетом возможностей внешних устройств. Конечно, как и любая современная система, BIS имеет в своем составе подсистему, обеспечивающую интерактивную связь абонентов с отделом обслуживания клиентов, которая включает в себя вспомогательную подсистему прозвонки (предназначена для предупреждения клиентов, перешедших порог отключения или информирования об услугах). Существуют также возможности организации интерфейса абонента через Web-сервер компании в Internet.

Для взаимодействия с внешними устройствами (коммутаторами, системами голосовой почты, центрами коротких сообщений) «Петер-Сервис» предлагает самостоятельные разработки — mediation devices. Они выполняют роль промежуточного программного обеспечения и отвечают за согласование форматов учетных записей и команд, использующихся в BIS и на коммутаторе.

По архитектурному решению mediation devices — это классические для биллинга подсистемы предварительной обработки исходной информации. В общей структуре ПО взаимодействие с внешними устройствами реализовано на уровне интерфейса с биллингом, а исполнительный механизм подсистемы обеспечивает преобразование внешних сигналов в формат данных, используемых в BIS.

Имеются широкие возможности взаимодействия BIS с другими коммерческими продуктами. Продукт «Петер-Сервис» обеспечивает согласование форматов записей и команд биллинговой системы с коммутаторами Nokia DX200, Alcatel ALM3, Siemens D900, Ericsson, а также возможность работы с несколькими коммутаторами одновременно. Для физического соединения с коммутаторами могут быть использованы каналы с протоколами обмена X.25, Ethernet, RS232.

Приложение «Номерная емкость» позволяет размечать номерную емкость с учетом разрядности и диапазона выделенных оператору идентификаторов номеров абонента, создавать справочники базовых станций, кодов международного и междугороднего доступа, справочники городов и стран. В других приложениях возможна настройка разрядности применяемых денежных единиц, форм, автоматически выводимых на печать, форм отчетности и пр.

Модуль роуминга, поддерживающий международный стандарт TAP, является одним из важнейших элементов, поскольку в нем реализованы те функции, которые позволяют применять BIS в качестве биллинговой системы координирующего или регионального оператора (например, это возможности «разрезки» TAP-файлов для операторов региона). В BIS использованы и другие интересные технологические решения. Так, главная и удаленная кассы работают на базе технологии интрасетей с помощью Oracle Web Application Server. На вопрос о поддержке дат нового тысячелетия разработчики BIS отвечают положительно, но в технических условиях есть весьма «оригинальная» оговорка: «Система не предназначена для учета и хранения информации, которая имеет отношение к датам до 1 января 1000 г. и после 31 декабря 2999 г.».

CBOSS

Компания SoftPro назвала свой продукт системой операционного обеспечения бизнеса связи, поскольку он не только решает задачи биллинга, но и позволяет автоматизировать все предприятие связи, в том числе подразделения бухгалтерии и складского учета. Система CBOSS ориентирована на операторов сетей стандартов NMT-450, AMPS, D/AMPS и GSM.

В полнофункциональный пакет ПО входят более 700 модулей, которые организуют работу семи подсистем АСУ телекоммуникационной корпорации:

  • биллинговой (расчет разговоров и генерация счетов);
  • обеспечения оплаты;
  • работы с абонентами;
  • складского и финансового учета;
  • защиты линий связи от несанкционированного доступа;
  • управления ресурсами и администрирования;
  • генерации отчетов и разрешений.

Кроме того, в этот пакет входит автоматическая система сервиса абонентов (АССА), использующая технологии компьютерной телефонии для автоматизации рутинных операций абонентского отдела, в частности для информирования абонентов о состоянии счетов или получения клиентами информации неспосредственно из биллинговой системы.

Ядро CBOSS — биллинговая подсистема, реализующая функции расчетов с абонентами и партнерами на базе настраиваемой структуры тарифных планов. Подсистема производит регистрацию и учет платежей, квитовку начислений и оплат с формированием текущего сальдо абонента для передачи любых видов сообщений (факсов, голоса, сообщений в почтовый ящик и др.). Расчет оплаты разговоров абонентов в зоне обслуживания телефонных компаний-партнеров (и наоборот) выполняется с учетом всех видов роуминга (ручной, автоматический, псевдороуминг), что позволяет автоматически контролировать взаиморасчеты. В настоящее время система поддерживает роуминговые стандарты TAP1, TAP2, TAP2+, а с 2000 г. можно будет работать и по стандарту TAP3 (после его принятия).

Одна из ценных для клиентов функций CBOSS — hot billing, т.е. расчет оплаты в режиме, близком к реальному времени, однако его можно использовать только в том случае, если данный режим поддерживается коммутационным оборудованием.

Подсистема управления коммутатором имеет полный набор функций. Она позволяет автоматизировать процесс активации/деактивации абонента и оперативно изменять набор его услуг. Интерфейс с коммутационным оборудованием реализован при помощи эмуляции терминала или передачи сообщений по протоколу Х.25.

Подсистема предварительной обработки исходной информации работает с коммутаторами компаний Ericsson, Nokia, Siemens, Alcatel, Italtel, Qualcomm, Nortel и может быть адаптирована под любой другой тип оборудования. Программы взаимодействия с оборудованием написаны разработчиками на языке С++ и поставляются в компекте с ПО вместе с подробными инструкциями по настройке интерфейсов при изменении фазы коммутатора, добавлении новых услуг и т.д.

Кроме возможностей организации биллинговых расчетов и оперативного взаимодействия с абонентами система CBOSS предоставляет целый ряд полезных функций, реализованных в дополнительных модулях. К таким расширениям относятся система голосовой и факсимильной почты (VmailPRO), Internet-система сервиса абонентов (ИССА), системы передачи коротких сообщений (SmsPRO), удаленного дилера (DealerPRO), аналитическая OLAP-система («КАСКАД»), средства для реализации предоплаченных услуг (PrepaidPRO), а также пакеты для контроля сети («АСКОНТ»), распределения звонков (AcdPRO) и подсистема для проведения маркетинговых опросов (VotePRO).

CBOSS позволяет вести учет абонентского оборудования и контролировать появление «двойников». Индивидуальная защита абонента обеспечивается путем применения пароля.

В настоящее время система внедрена на 28 предприятиях связи (16 из которых — операторы сотовой связи стандарта GSM, включая лидера отрасли — компанию МТС). Здесь уместно заметить, что в середине 1999 г. фирма SoftPro заключила контракт на поставку своего продукта в российский расчетный центр глобальной системы спутниковой связи Globalstar, чья эксплуатация должна начаться в конце 1999 г. Данный проект предусматривает построение централизованной системы, имеющей как биллинговые, так и административные функции, которая будет связана с клиентскими подсистемами сервис-провайдеров по всей стране. В этой системе намечено реализовать и две уникальные для нашей страны возможности — бистандартность, т.е. поддержку двух стандартов связи (сотовой — GSM и спутниковой - Globalstar), и уникальную для российского рынка тарификацию с учетом разницы во времени в девяти часовых поясах.

Fastcom

Компания «Форс-холдинг» известна на российском рынке как разработчик всевозможного ПО на базе СУБД Oracle — для банков и финансовых институтов, для автоматизации производства и бизнес-процессов промышленных предприятий, в том числе предприятий связи.

Вид экрана системы Fastcom
Автоматизированная система расчетов Fastcom определена ее создателями как продукт для проведения биллинговых расчетов и информационной поддержки деятельности предприятий электросвязи. Однако принципы построения и проектирования этой интегрированной системы дают возможность использовать ее практически любым операторам цифровых телекоммуникационных сетей (Fastcom успешно работает в сетях «Искра-2», и Inmarsat)

Как расчетно-информационная система на основе СУБД Oracle, Fastcom поддерживает единую согласованную базу данных и обеспечивает «типичный» набор функций биллинга и обслуживания абонентов. От себе подобных система отличается лишь технологиями организации лицевых счетов и связи с интегрированным информационным хранилищем данных.

С другой стороны, эта система изначально была ориентирована не на сотовую, а на традиционную телефонную связь. Она предназначалась как для обычных телефонных узлов, работающих в соответствии с инструкциями Министерства связи, так и для операторов, предоставляющих услуги междугородней связи. И хотя первая версия Fastcom создавалась для Тушинского телефонного узла обычной проводной связи, она оказалась, пожалуй, единственной в России биллинговой системой, тарифицирующей услуги беспроводной связи стандарта DECT (городская АТС г. Тольятти). Fastcom поддерживает АТС фирмы Ericsson AXE-10, MD-110, BusinessPhone, а также АТС серии 1000 S-12 производства Alcatel .

Для взаимодействия с коммутационным оборудованием используется специальный загрузчик, настраиваемый на работу с конкретной АТС. Кроме того, Fastcom позволяет устанавливать на коммутаторе расширенные настройки для каждого клиента и/или отдельного телефонного номера.

При более близком знакомстве с возможностями Fastcom создается впечатление, что это классическая добротная система автоматизации производства, позволяющая организовать работу с абонентами, выполнять расчеты по множеству самых разнообразных тарифных планов и оперативно модифицировать алгоритмы расчетов, осуществлять бухгалтерские и межбанковские операции, обеспечивать ведение учета бюро ремонта и других вспомогательных служб предприятия связи, а также собирать и обрабатывать статистические данные по всем видам хранящейся в СУБД бизнес-информации. Однако чтобы стать столь же добротным продуктом телекоммуникационного рынка, системе недостает «живости общения» с сетевым оборудованием, поскольку практически отсутствует интерактивное взаимодействие администраторов биллинговой системы с сетевыми устройствами. Операции управления и администрирования касаются главным образом операторов биллинговой системы, а для абонентов сети предусмотрено только голосовое оповещение и автоматическое включение/выключение телефонов.

Указанный недостаток (который, правда, можно рассматривать как «слабость роста») несколько сужает рынок Fastcom. Тем не менее уже сейчас система работает в непростой (с точки зрения биллинга, тарифных планов, номенклатуры услуг и географии вызовов) сети спутниковой связи Inmarsat, обслуживая ее российский сегмент. Это внедрение «стоит многих».

Flagship

Биллинговую систему Flagship ее разработчик, компания Flagship Telesystems, ориентировал не только на операторов сотовой связи стандартов AMPS, D-AMPS, GSM и NMT-450, но и на компании, предоставляющие услуги фиксированной (проводной и беспроводной) связи. Поддерживаются коммутаторы Siemens, Alcatel, Nortel, Ericsson, Motorola, Plexsys, Nokia, VSD. Продукт построен на базе трехуровневой архитектуры клиент—сервер и включает клиентскую часть, сервер приложений и сервер базы данных. Важные функциональные части системы Flagship — сервер голосовой почты и служба передачи коротких сообщений (SMS).

Вид экрана системы Flagship
Особенностью ПО является применение разработчиками графических средств PowerBuilder для создания пользовательских интерфейсов; присущие им гибкость, функциональность и простота работы обеспечивают легкость адаптации этих интерфейсов к требованиям заказчика и значительно сокращают процесс внедрения системы. Биллинг Flagship рассчитан как на кредитную, так и на авансовую систему оплаты и поддерживает функции кредитного контроля. Наряду с ординарными функциями расчетной системы и обслуживания клиентов Flagship осуществляет анализ загрузки каналов в режиме, близком к реальному времени. Данная подсистема необходима при большом объеме сетевого трафика, повышенных требованиях к настройке и эксплуатации коммутаторов, к качеству обслуживания. Она позволяет прогнозировать и локализовать потенциальные проблемы, относящиеся к эксплуатационным параметрам каналов, а также оптимизировать загрузку каналов. Подсистема может как накапливать необходимую ей информацию в собственной базе данных, так и экспортировать ее из внешних хранилищ (форматов Excel, Dbase, ASCII, Oracle и др.).

Как и ПО конкурентов, Flagship дает возможность выполнять расчет роуминговых соединений для клиентов. Благодаря поддержке роуминговых стандартов TAP, TAP 2 и TAP 2+ обеспечиваются взаиморасчеты партнеров — операторов сотовой связи стандартов AMPS, D-AMPS, GSM, NMT.

Управление коммутатором происходит с помощью так называемых рабочих ордеров, собственный графический интерфейс не поддерживается. При этом возможны три сценария управления: ручное, с использованием файлов сценариев и автоматическое по заранее заданной схеме. Удаленные рабочие места операторов биллинговой системы можно подключать как через коммутируемые или выделенные линии связи (с использованием терминал-сервера), так и через Internet (с применением Web-сервера).

Стандарты взаимопонимания

Если абоненты связываются между собой по каналам, принадлежащим разным телекоммуникационным компаниям в различных странах мира, то эту услугу принято называть роумингом. Связь может быть организована как по проводным наземным линиям, так и по радиоканалам спутниковых или сотовых систем. Однако операторы устанавливают в своих сетях разные коммутаторы, да и не всегда партнеры используют одинаковые биллинговые системы. Чтобы обеспечить «понимание» такими системами исходной информации для расчетов, необходимо было унифицировать ее, сделав инвариантной к используемому оборудованию и ПО. Поскольку пионером в области роуминга оказались сотовые сети, то и первые биллинговые стандарты, позволяющие выполнять расчеты с абонентами независимо от маршрута соединения, разрабатывались именно для этих сетей.

Начало было положено в 1984 г., когда образовалась ассоциация CTIA (Celluar Telecommunications Industry Associaton), одной из задач которой стало создание стандартов записей и процедур для обмена роуминговой информацией компаний-партнеров. В 1998 г. ее комитет опубликовал описание первого североамериканского биллингового стандарта CIBER, который в настоящее время поддерживается фирмой CIBERNET и ее комитетом CAC-IS (CIBERNET Advisory Committee for Industry Standarts). Этот комитет объединяет разработчиков биллинговых систем и телекоммуникационных операторов. Главная область применения CIBER — сотовые сети стандарта AMPS. Наиболее распространенная, вторая, версия стандарта (CIBER 2.0) определяет, что файл для биллинга должен состоять из записей фиксированной длины 14 типов (по два типа для заголовков и окончаний, десять — для записей детализации).

В 1990 г. рабочая группа CTIA приступила к разработке стандарта обмена биллинговой информацией между всеми коммутаторами, участвующими в реализации вызова, — DMH (Data Message Handler). Предполагалось, что обмен будет происходить в режиме псевдореального времени, но основная сложность заключалась в обеспечении «взаимопонимания» коммутаторов разных типов, производимых разными компаниями. Через восемь лет, в 1998 г., американский институт стандартов ANSI утвердил стандарт под номером 124. Дальнейшим усовершенствованием и поддержкой ANSI 124 занимается ассоциация TIA (Telecommunication Industry Association).

После этого компания CIBERNET создала рабочую группу для определения спецификаций бизнес-процессов при передаче сообщений в стандарте ANSI 124, которые получили название NSDP-B&S. Данные спецификации устанавливают однозначное соответствие между бизнес-процессами телекоммуникационных операторов и информацией, передаваемой при обмене данными между коммутаторами по стандарту ANSI 124.

Европейский (по происхождению) стандарт ТАР появился в 1992 г. Он поддерживается рабочей группой TADIG (Transferred Account Data Interchange Group), учрежденной ассоциацией операторов сотового стандарта GSM. И хотя сейчас существует уже третья версия ТАР, большинство операторов Европы используют ТАР2. С 1995 г. модификация ТАР2, известная как спецификация TD.27, или NAGTAP2 (North America GSM), начала применяться и в США, а с 1997 г. она администрируется и поддерживается рабочей группой ассоциации NAG, объединяющей операторов сетей GSM Северной Америки.

Сегодня глобальный роуминг обеспечивает и действующая спутниковая система связи Iridium. Для обмена роуминговыми расчетами (в том числе с операторами сотовой связи) в ней используется стандарт ТАР2.


Биллинг для Internet-провайдеров

Автоматизированная система для учета услуг и расчетов с клиентами компаний, которые предоставляют доступ к Internet, разработанная российской компанией «Сервокомп», называется «Абсолют». Не правда ли, это название вызывает неоднозначные ассоциации? Возможно, оно говорит о том, что абсолютно все функции, определенные в общих технических требованиях (ОТТ) Госкомсвязи к таким системам, действительно реализованы в данном продукте, а возможно, выражает желание создателей ПО обеспечить абсолютно все требования заказчика к биллингу и обслуживанию абонентов. Однако, судя по некоторым интерфейсам оператора, которые были продемонстрированы разработчиками на одной из презентаций, до совершенства системе пока далеко.

Исторические особенности создания BIS (первой биллинговой системы первого сотового оператора России) обусловили нетривиальные возможности этой системы, в том числе поддержку «вынесенных» операторов (т.е. операторов сотовой связи, не имеющих собственного коммутатора и использующих коммутатор «соседа»)
Структурная схема системы «Абсолют»
Объективности ради укажем, что хотя «Абсолют» (как тиражируемый продукт) продается с конца прошлого года, к настоящему времени он используется уже тремя Internet-провайдерами в России и СНГ (среди которых, в частности, «МТУ-Информ»). Что же касается технических характеристик, они не хуже, а в некоторых случаях — даже лучше, чем у других биллинговых систем (например, продуктов для операторов сотовой связи), поскольку «Абсолют» создавался согласно классической идеологии систем массового обслуживания, а его структура соответствует типовой модели биллинга.

Прежде всего следует заметить, что эта система создана на основе СУБД Oracle и, конечно, наследует все ее возможности организации работы с базой данных. В ядро системы входит также ПО, реализующее процессы регистрации услуг и формирования записей базы данных, которое использует серверные службы RADIUS (Remote Autentification Dial-In User Service Merit 3.5.6), — своего рода подсистема предварительной обработки исходной информации с некоторыми функциями управления услугами абонентов. Взаимодействие внешних функциональных модулей с ядром (СУБД и подсистемой регистрации) осуществляется на прикладном уровне, а настройка выполняется стандартными средствами ОС (Solaris 2.6).

Интерфейсы разработаны с помощью Oracle Forms, но в будущем производитель обещает использовать для этого Oracle Application Server, доступ к которому будет обеспечиваться через стандартный Web-браузер. Аналитический модуль, созданный на базе Oracle Express (OLAP), предоставляет возможность формирования произвольных запросов, результаты которых можно получать в любом виде (текстовом, графическом или табличном).

От многих других продуктов, даже «старожилов» российского рынка биллинговых систем, «Абсолют» отличается способностью работать с лицевыми счетами абонентов в режиме реального времени, а также солидным набором коммуникационного оборудования, с которым он способен взаимодействовать.«Широту» этого набора предопределяет применение RADIUS-сервера; как известно, с ним стараются обеспечить совместимость своих устройств все, или почти все, производители. В настоящее время протестирована работа «Абсолюта» c устройствами PostMaster (производства Lucent) и Total Control HiPer Access System (3Com), оборудованием серии AS5x00 (Cisco), а также с платформой доступа Tigris (ACC). Система способна «выписывать» счета, учитывая практически любые формы договоров об оплате с абонентами: расчеты в кредит или по предоплате, периодические расчеты или по установленным лимитам и т.д.

Наконец, для «Абсолюта» известен главный рыночный показатель, стоимость, чаще всего стыдливо замалчиваемый разработчиками биллинговых систем. Цена комплекта ПО без СУБД Oracle 8 и «серверного железа» составляет примерно 20 тыс. долл.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями