Несмотря на ограниченный круг ее участников экспозиция оказалась достаточно интересной. Стенды "Социнтех-Комлог" и "ЛЕО" позволяли оценить качество связи созданных этими фирмами сетей (авторам удалось даже поговорить с абонентом ТфОП, используя построенную "ЛЕО" систему).

Двухдневная программа семинара была весьма насыщенной. Она включала в себя выступления представителей государственных ведомств, аналитиков и сотрудников фирм-разработчиков оборудования и провайдеров услуг связи. Надо сказать, что последние чаще всего описывали собственные системы и их достоинства.

Государственные регулирующие структуры

"Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?.. Будем однако справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее". Эти слова Александра Сергеевича Пушкина поневоле вспоминались во время докладов, с которыми выступали представители ведомств, регулирующих деятельность поставщиков и операторов транкинговых систем. Именно эти доклады вызывали самую бурную реакцию зала и наибольшее количество вопросов.

Представитель Управления Госсвязьнадзора РФ Александр Попов подробно остановился на каждом этапе проектирования сети и порядке получения документов, необходимых для законной коммерческой эксплуатации транкинговой системы. Известно, что в функции Госсвязьнадзора входят не только контроль за выполнением операторами связи требований нормативно-правовых документов, но и разработка самой нормативно-правовой базы, определяющей создание и развитие систем радиосвязи. Однако ни умиротворяющее название доклада г-на Попова ("Взаимодействие служб Госсвязьнадзора с операторами транкинговых сетей связи"), ни четкое изложение им основных положений документов, определяющих деятельность ведомства, не смогли снизить накал страстей при последующем обсуждении.

Госсвязьнадзор подвергся критике за неспособность "отловить и примерно наказать" фирмы, занимающиеся радиопиратством, т. е. работающие на выделенных для других операторов частотах; за то, что основной документ, регламентирующий все этапы взаимодействия операторов и органов Госсвязьнадзора ("Положение о порядке регистрации начала строительства, проведении экспертизы и выдаче разрешений на эксплуатацию законченных объектов связи" от 15 декабря 1997 г.), практически недоступен для компаний-операторов, поскольку издан малым тиражом только "для служебного пользования"; за огромные сроки получения регламентирующих документов и экспертных заключений и т. д. и т. п. Представители операторов указывали также на отсутствие ряда нормативных документов, связанных, например, с проведением экспертизы услуг технологической связи ведомственных сетей.

Словом, вопросов к Госсвязьнадзору оказалось немало. И это понятно, ведь согласно сообщению г-на Попова только в московском регионе на предоставление услуг транкинговой связи выдано более 30 лицензий (сравним с ситуацией в 80-е гг., когда в Москве и Подмосковье существовала единственная система подвижной радиосвязи "Алтай").

Доклад представителя управления радиочастотным ресурсом Юлии Волковой (см. врезку) тоже вызвал бурные прения. Однако в этом случае операторов больше волновали вопросы "инвентаризации" выделенных частот, принятия новых стандартов (в частности, TETRA) и распределения для них рабочих полос. Г-жа Волкова сообщила, что уже создается "частотная" база данных и в ближайшее время к ней можно будет получить доступ. Что же касается стандарта TETRA и частот для него, то вопрос о его использовании в России исследуется НИИ Радио уже не менее двух лет, но .... А пока нет соответствующих результатов — нет и частот.

Аналитик

Банальная истина "сколько людей, столько и мнений" в полной мере иллюстрирует, насколько различными были прогнозы развития российского рынка систем подвижной связи. Пожалуй, все специалисты единодушны лишь в том, что несмотря на кризис в России наступает эра цифровых систем и открытых стандартов.

Представитель АО "Гипросвязь" Василий Шумаков считает одной из причин "кончины" аналоговых систем исчерпание частотного ресурса. Кроме того, по его мнению, цифровой транкинг является разумной альтернативой сотовой связи (достаточно сравнить сети iDEN и GSM). Однако как представитель огранизации, занимающейся разработкой концепций применения цифровых стандартов для коммерческих сетей радиосвязи, он утверждает: наиболее вероятно, что в России сначала будет принят стандарт APCO 25, который обеспечивает плавный переход от аналоговых к цифровым системам, а уж затем дойдет черед и до цифрового стандарта TETRA. Пока же наша страна не имеет национального стандарта радиосвязи.

Некоторые аналитики (Владислав Тамаркин и Юрий Сальников) думают, что федеральный стандарт не будет одинаков для государственных и коммерческих структур. Возможное принятие в качестве национального только одного из открытых международных стандартов (TETRA, APCO 25) или любой из фирменных спецификаций (Tetrapol PAS, iDEN) воспринимается как протекционизм по отношению к той или иной фирме-производителю. При этом не надо забывать о существенных расхождениях данных стандартов и спецификаций, поскольку исходные требования к их разработке существенно различаются.

Технология FDMA стала основой сетей на базе "правоохранительных" стандартов APCO 25 и Tetrapol PAS, а также системы EDACS фирмы Ericsson. Сети транкинговой связи, ориентированные на предоставление услуг органам и службам безопасности, характеризуются небольшим уровнем трафика с редкими всплесками, поэтому для них выбор технологии FDMA вполне оправданн. FDMA позволяет получить относительно большой радиус зон обслуживания (30—40 км) и охватить обширные территории, используя "скромный" набор оборудования. Последнее обстоятельство особенно важно для тех пользователей, финансирование которых осуществляется из госбюджета.

Для цифровых транкинговых сетей, обслуживающих коммерческий сектор, характерна высокая плотность трафика. В них загрузка каналов меняется в соответствии с суточным ритмом. Такие сети строятся по принципам минимизации размеров зон обслуживания, обеспечения высокой пропускной способности каналов и ограниченного диапазона частот; наилучшая технология для них — TDMA, которая является базовой в стандарте Tetra и спецификации iDEN.

Очевидно, что в нашей стране найдутся как коммерческие операторы, так и государственные структуры, желающие использовать цифровой транкинг. Поэтому, по мнению независимых аналитиков, в России, как и во всем мире, для служб общественной безопасности будет принят стандарт APCO 25, а для коммерческого обслуживания — Tetra или iDEN.

Производители

Системе EDACS фирмы Ericsson были посвящены на семинаре несколько выступлений — как представителей Ericsson, так и российских партнеров этой компании, занимающихся развертыванием данной системы.

В докладе представителя Ericsson Дариуша Гусва основное внимание было уделено мобильной передаче данных в рамках системы EDACS. Отрадно, что требования абонентов радиосетей обеспечить передачу цифровых данных наконец воплощены в жизнь производителями транкингового оборудования. Сегодня неотъемлемым компонентом всех новейших цифровых транкинговых систем является интегрированная служба передачи речи и данных. (Вспомним: совсем недавно фирма Ericsson считала эту службу одной из дополнительных.)

Как убедительно свидетельствует приведенная в докладе статистика, введение службы интегрированной передачи речи и данных позволяет уменьшить число вызовов, задержанных из-за блокировок, снизить среднее время предоставления канала связи. Улучшение характеристик обслуживания становится возможным за счет статусных вызовов, используемых в системе EDACS только в режиме передачи данных. Эта служба не требует выделенного канала; трафик данных передается вместе с речевым со скоростью, равной скорости передачи информации по цифровому радиоканалу, (9,6 кбит/с).

Следует отметить, что система EDACS поддерживает сетевой протокол IP. Это означает, что ее абонентам доступен практически весь спектр ПО, использующего данный протокол, — достаточно установить на ПК соответствующие драйверы и подключить его к радиостанции. Фирма Ericsson не только поставляет драйверы для ОС DOS и Windows, но и предоставляет библиотеку функций для создания собственных приложений на языке C. Наряду с протоколом IP при передаче данных по сети EDACS можно работать и с собственным транспортным протоколом Ericsson, RDI.

Фирма-оператор "Центр-Телко" сейчас разворачивает в Москве (в соответствии с постановлением правительства Москвы) сеть связи на базе EDACS. Она называется городской интегрированной системой радиотелефонной связи (ГИСРС) "Система-Транк" и является одной из первых в Москве цифровых систем транкинговой связи. В настоящее время завершен первый этап ее построения: установлены четыре БС и центральный контроллер, проложены связывающие их волоконно-оптические каналы.

Сформированная транспортная среда обеспечивает предоставление услуг по передаче цифровых данных, определению местоположения подвижных объектов и решению иных специальных задач. "Система-Транк" будет предоставлять услуги связи муниципальным и специальным службам, коммерческим структурам. Ее клиентами уже стали ГК "Мосгортранс", "Автолайн", "Мосводоканал" и ряд других крупных компаний.

Фирма Nokia представила две системы транкинговой связи — ACTIONET (стандарт MPT 1327) и Nokia TETRA (стандарт Tetra). О последней журнал "Сети" уже писал (1998 г., № 6, с. 27).

Системе ACTIONET, хорошо известной российским операторам, были посвящены несколько выступлений. Согласно сообщениям фирмы Nokia, оборудование ACTIONET способно обеспечить работу абонентов в чрезвычайно широком наборе диапазонов частот: 80, 160, 230, 300, 380, 450, 500 и 800 МГц. Важно и то, что в системе реализован механизм повторного использования частот, который позволяет более эффективно распорядиться имеющимся частотным ресурсом. В частности, две или несколько базовых станций могут поделить между собой общий запас (пул) частотных каналов и адаптивно перераспределить их между зонами в соответствии с текущей нагрузкой.

Повторное использование частот в ACTIONET реализовано за счет создания так называемых подзон, т.е. зон обслуживания, границы которых определяются пониженной мощностью излучения передатчиков БС (подзоны обычно создаются в густонаселенных районах с небольшой площадью, например в центрах городов). Канал подзоны предоставляется только в том случае, если абонент находится вблизи базовой станции.

Другая привлекательная особенность системы ACTIONET — возможность комбинации двух и более частотных диапазонов в рамках одной сети связи. Это особенно важно при поэтапном развертывании сети.

На первом этапе в целях обеспечения заданного территориального охвата используется низкочастотное оборудование (например, диапазона 450 МГц). Наращивание пропускной способности такой сети обычно осуществляется путем установки базовых станций, работающих в диапазоне 800 МГц в местах высокой концентрации абонентов.

В России одним из ведущих поставщиков систем семейства ACTIONET является компания "T-Хелпер". Активно осваивая регионы, фирма в условиях финансово-экономического кризиса предлагает потенциальным заказчикам ряд нестандартных видов оплаты, таких как расчет ценными бумагами, векселями, а также продукцией предприятий-должников, в том числе продуктами питания, топливом, строительными материалами и др. Государственные потребители могут произвести оплату за счет ГКО (!), а также налоговых зачетов (ДНЗ). Для крупных проектов возможна лизинговая система финансирования на срок от одного до пяти лет.

Оборудование Tait Electronics представляла на семинаре фирма "Радиома", которая давно известна как поставщик систем этой компании. Радиостанции ORCA, оснащенные цифровыми сигнальными процессора- ми, — новейшие продукты Tait. Технология цифровой обработки сигналов позволила разработчикам реализовать широкий набор функций — от поддержки простых CTCSS- или DTMF-декодеров до применения протоколов сигнализации транкинговых систем МРТ1327, LTR и т. д. По желанию заказчика фирма Tait готова дополнить этот набор специфическими возможностями, например нестандартными функциями селективного вызова, функцией закрытия речевого канала по особым алгоритмам и т. п.

Носимая радиостанция с цифровым сигнальным процессором, ORCA Elan, программируется для работы в системах с использованием CTCSS, DCS, пятитоновой сигнализации (16 каналов) и в транкинговых сетях МРТ1327. Она обеспечивает селективный выбор из 16 заранее запрограммированных вызовов. При работе в транкинговом режиме станция поддерживает 1023 транкинговых и 10 обычных радиоканалов, а также режим передачи данных (протокол МАР27). Шаг сетки частот переключается программно и может иметь значение 12,5; 20; 25 кГц. Для использования в транкинговых сетях на базе стандартов МРТ1327 и LTR выпускается версия станции ORCA Exel с полной клавиатурой и подсвечиваемым символьным ЖК-дисплеем.

Операторы

Ведомственная многозоновая транкинговая сеть ОАО "Газпром" базируется на стандарте MPT1327/43 и развертывается поэтапно. На первом этапе (1995—1997 гг.) на базе оборудования фирмы OTE была создана инфраструктура, в которую входят отдельные зоны, относящиеся к главным управлениям Мострансгаза, Волготрансгаза, Уралтрансгаза, Севергазпрома, Тюментрансгаза и др. В настоящее время в этих разрозненных зонах обслуживаются около 5 тыс. пользователей (при суммарной емкости 22 тыс. абонентов).

На втором этапе (1998—2001 гг.) предполагается не только увеличить число зон обслуживания (а соответственно, абонентов), но и объединить их в единую сеть подвижной связи "Газпрома", предоставляющую услуги связи с заданным качеством и имеющую выход в ТфОП. Как сообщили представители ведомства, при недогрузке емкости частотные ресурсы будут предоставляться "сторонним" абонентам на коммерческой основе.

Ассоциация НАМС

Развитие рынка неизбежно ведет к созданию альянсов и союзов, помогающих компаниям координировать свои интересы. В сфере услуг связи это чаще всего — различные ассоциации. Например, операторы сотовых сетей регионального стандарта России AMPS/D-AMPS давно имеют свою "Ассоциацию-800". Многие операторы транкинговых систем полагают, что аналогичное сообщество необходимо и в данной сфере рынка.

С инициативой создания такой ассоциации выступил Илья Фрэз (ранее — сотрудник компании "Социнтех"). Выражая мнение организаторов сообщества, он подчеркнул, что рынок транкинговой связи можно считать сформировавшимся и что назрела необходимость в создании Национальной ассоциации поставщиков оборудования и услуг мобильной связи (НАМС). Как следует из названия ассоциации, она не должна служить исключительно "транкинговым клубом", а будет открытой для всех, кто работает в области подвижной связи.

Члены НАМС получат право доступа к обширным информационным ресурсам, относящимся к их сфере деятельности, например к сведениям о работе членов ассоциации, нормативно-правовым документам, сведениям о новых технологиях и оборудовании, материалам Международной ассоциации мобильной связи (IMTA). Вступление в НАМС даст возможность разместить информацию о себе на Web-сервере ассоциации и в различных справочниках. Кроме того, в рамках НАМС предполагается организация комитетов по актуальным проблемам подвижной связи.

Таким образом, членам ассоциации будет доступна полная картина текущего состояния отрасли и перспектив ее развития. Они смогут четко ориентироваться на рынке, определять не только собственное место на нем, но и то, какие его ниши еще не заняты. Поэтому участие в НАМС, по замыслам создателей ассоциации, должно стать одним из инструментов принятия конкурентоспособных решений в области технологической и маркетинговой политики. К сожалению, краткость выступления г-на Фрэза не позволила ему подробно определить цели и задачи данной оганизации, но он предложил обращаться за дополнительной информацией по адресу frez@comtel.ru.

* * *

Семинар в мэрии собрал немало активных игроков рынка транкинговой связи. Основной вывод, который можно сделать уже на основании числа участников семинара, — сети подвижной радиосвязи активно развиваются. Число действующих систем так велико, что в эфире оказалось весьма "тесно", а острая нужда в оперативной связи с каждым днем становится еще острее. Одним из способов решения многих проблем операторы и абоненты транкинговой связи считают превращение российской зоны транкинга из аналоговой в цифровую.

Конечно, это далеко не все, а лишь наиболее очевидные выводы из выступлений и дискуссий. Возможно, что в дальнейшем, рассказывая о технических возможностях того или иного транкингового оборудования, мы будем возвращаться к особенностям российского рынка систем подвижной связи, которые выявились на прошедшем семинаре.

ОБ АВТОРАХ

Галина БОЛЬШОВА — обозреватель журнала "Сети". Сергей СЕРГЕЕВ — ведущий специалист НИИ Точных Приборов. С ним можно связаться по адресу: sergio@chart.ru

Такой узкий широкий спектр

Если для задач управления использованием радиочастотного спектра и существуют решения, то они могут быть только комплексными и, вне зависимости от видов радиосвязи и применяемых радиосредств, решаться на трех уров-нях - всемирном (глобальном), региональном и национальном.

Проблемы, которые приходится решать сегодня, уходят корнями в прошлое.

Заглянув всего на несколько лет назад, можно увидеть, что первые системы подвижной радиосвязи (и за рубежом, и в России) создавались и развивались, как это принято говорить, в интересах государственных и промышленных структур, правоохранительных органов, служб безопасности и скорой помощи и предназначались, в основном, для организации диспетчерской связи. Их использовали министерства и ведомства, имеющие собственные производственно-технологические сети, а следовательно, специальных полос частот для подобных систем предусмотрено не было.

В наши дни каждый руководитель отдает себе отчет в том, что процветание его предприятия в немалой степени зависит от профессионально организованной системы оперативного управления, своевременности и полноты получаемой информации, возможности предпринимать быстрые и согласованные действия. Причина сегодняшнего интереса к транкинговым системам подвижной связи кроется именно в том, что эта мысль прочно овладела умами руководителей.

Промышленные компании и банки обзаводятся собственными радиосетями, а для их работы, естественно, требуются соответствующие решения Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ), определяющие возможность использования конкретного частотного ресурса, - так называемые частные решения на использование ресурса. Однако получение такого официального документа - процедура достаточно длительная и требующая немалого терпения. Кроме того, наиболее "лакомые" диапазоны уже заняты госструктурами и федеральными службами.

В течение последних 4-5 лет ГКРЧ приняла ряд решений, открывающих возможность развития в России современных технологий подвижной связи. Потребность в радиосетях настолько высока, что для упрощения процедуры выделения полос частот Государственная комиссия приняла ряд обобщенных решений, которые разрешают всем организациям и гражданам Российской Федерации использовать полосы частот без оформления частных решений. Разумеется, действие таких решений распространяется только на те средства связи, параметры которых полностью соответствуют указанным в обобщенных решениях. В противном случае требуется получать частные решения ГКРЧ.

Сегодня действуют уже три обобщенных решения для транкинговых сетей:

- по использованию системами транкинговой связи радиочастотного диапазона 146-174 МГц (протокол № 18/5 от 1 марта 1994 г.); здесь также определены условия использования этой полосы частот радиосредствами гражданского назначения;

- по выделению полос частот 815-820 и 860-865 МГц для радиальных или радиально-зоновых сетей сухопутной подвижной радиосвязи общего пользования, в том числе транкинговых (протокол № 35/4 от 15 декабря 1995 г.);

- по использованию полос частот 300-308 и 336-344 МГц для радиальных и радиально-зоновых систем сухопутной подвижной и фиксированной связи, в том числе транкинговых (протокол № 6/3 от 27.04.98).

Аналогичный документ, определяющий распределение радиочастотного диапазона 390-470 МГц, утвержден решением ГКРЧ от 15 мая 1995 г. (протокол № 30/5). Однако это, по сути, частотный план, который лишь определяет, какие участки диапазона допустимо использовать для систем подвижной связи, но не дает на это права без частного решения ГКРЧ.

Следует отметить, что из-за существующих ограничений на использование радиоэлектронными средствами гражданского назначения радиочастот диапазона 390-470 МГц, а также из-за того, что данная полоса частот традиционно была выделена под морально устаревшие малоканальные радиорелейные станции, для развития транкинговых систем в Москве и области, С.-Петербурге и области, Мурманской, Свердловской областях и Приморском крае частотные ресурсы практически исчерпаны. По-видимому, в ближайшие 3-5 лет аналогичная ситуация может сложиться и в ряде других регионов России.

По сведениям Госкомсвязи РФ, сегодня в 35 регионах России функционируют или разворачиваются транкинговые сети, использующие все перечисленные диапазоны частот, а в некоторых регионах выделенных полос частот уже не хватает. Учитывая сложившуюся ситуацию и предсказуемые проблемы с выделением полос частот в будущем, радиочастотные органы страны уже планируют проведение работ, цель кото- рых - изыскание дополнительного частотного ресурса для сетей радиосвязи (некоторые мероприятия проводятся уже сегодня). Одновременно с анализом загруженности диапазонов и поиском дополнительных полос частот для уже развернутых систем ведутся исследования возможностей новых технологий и диапазона их применения для обеспечения более высокой эффективности использования спектра.

О внедрении на территории России любых, даже самых современных, межгосударственных стандартов, таких как APCO 25 или TETRA, пока говорить рано, поскольку неизвестно, что произойдет с уже существующими системами, когда будут развернуты новые, базирующиеся на этих стандартах. Соответственно, нельзя принять решение о выборе для России какого-либо нового стандарта связи.

Справедливости ради надо отметить, что несмотря на сложную ситуацию, сложившуюся в нашей стране с научными исследованиями, работы по определению условий и возможностей использования новых технологий радиосвязи продолжаются.

Юлия ВОЛКОВА - сотрудник отдела планирования использования радиочастотного спектра и частотного обеспечения РЭС наземных служб Управления радиосвязи, телевидения и радиочастотного ресурса Госкомсвязи России. С ней можно связаться по тел. 201-6293 или по адресу vjs@rinet.ru