В НИХ ОБСУЖДАЕТСЯ ВОПРОС: «А НЕ ПРИВЕДЕТ ЛИ ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЕТЕВЫХ УСЛУГ К СНИЖЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА?» ПРОТИВНИКИ ПРОРОЧАТ ПРЕДСТОЯЩУЮ ГИБЕЛЬ ВЫСОКОГО ИСКУССТВА ТЕАТРА И БЕЗВРЕМЕННУЮ КОНЧИНУ БИБЛИОТЕК.

Что же происходит на самом деле? Например, библиотеки США с помощью Internet заказывают новые книги. В Северной Америке существуют сотни издательств, которые выпускают тысячи изданий в год. Еще больше печатается различных периодических изданий. Раньше агенты и службы подписки буквально засыпали библиотеки каталогами, но услуги посредников увеличивают стоимость заказа на 20-30%.

Теперь, используя программный пакет Subscribe 96, библиотеки напрямую заказывают через Internet необходимую литературу. Экономятся деньги, значительно сокращаются трудозатраты. Нет нужды копаться в многочисленных каталогах, а для получения дополнительной информации обмениваться длинными факсами. Пакеты типа Subscribe 96 поддерживают систему электронных платежей, обеспечивая безопасность сделок через Internet. Все это позволяет североамериканским библиотекам эффективно управлять своими финансами, размещать заказы на различные издания ближе к дате их реального выпуска.

Электронные магазины

Другим ярким примером успешного применения Internet стали электронные магазины. Продажа товаров - это и наука, и искусство, которые служат единственной цели - убедить покупателя приобрести «это». С ростом номенклатуры товаров и услуг затраты на рекламу растут, а ее реальную эффективность рассчитать трудно. Да и не так-то просто раскрыть в короткой рекламе все преимущества товара и его потребительские качества. «Заезженные» фразы типа «Съел - и порядок» («Выпил и расцвел») далеко не однозначно воспринимаются потребителем. Детальное же описание сложного высокотехнологичного товара, будь то современное ПО или новый автомобиль, требует столько рекламного времени (если речь идет о телевизионном ролике), что либо клиент устанет и переключится на что-нибудь другое, либо компания разорится.

Прагматичные западные и хитрые восточные предприниматели увидели выход в использовании возможностей Internet. Они создают свои узлы в World Wide Web и открывают на их страницах электронные магазины. Коммерция в киберпространстве процветает. По данным IDC, в 1996 г. в электронных магазинах побывало почти 4 млн покупателей, которые потратили около 3 млрд дол. По итогам 1997 г. объем торговых сделок составил свыше 7 млрд дол., а общее число регулярных пользователей World Wide Web - свыше 50 млн человек. Фирмы экономят деньги на рекламе, а клиенты - время, необходимое для поиска нужного товара. Короче говоря, это та самая редкая ситуация, когда выигрывают все (может быть, кроме рекламных агентств).

Теперь покупателю не нужно зарываться в груды каталогов, справочников и рекламных объявлений. Достаточно иметь персональный компьютер с доступом в Internet и Web-браузер. Потенциальный покупатель садится в уютное кресло и, «листая» страницы электронных магазинов, погружается в мир WWW. Современные средства электронных супермаркетов и программы работы в Internet не только обеспечивают клиенту контекстный поиск необходимого товара, но и представляют продукт во всех ракурсах, сопровождая показ картинок описанием достоинств.

Как же фирме-продавцу организовать свой электронный магазин, преимущества которого столь очевидны? Во-первых, обзавестись компьютером (лучше не одним). Во-вторых, связаться с каким-либо провайдером Internet и организовать собственный Web-узел. И в-третьих, используя соответствующее ПО, создать на собственном узле электронную торговую точку. Просто? По отношению к первым двум условиям - безусловно.

Средства разработки узлов электронной коммерции

Пакет поддержки жизнедеятельности электронного магазина - вещь далеко не тривиальная. В идеале, он должен сочетать в себе пользовательский интерфейс, облегчающий клиенту процесс поиска и заказа необходимого товара, и мощную систему автоматизации торговых операций. С одной стороны, это ПО для работы с глобальной сетью, позволяющее покупателю:

? знакомиться со всем спектром товаров и услуг, предлагаемых компанией;

? заказывать нужный ему ассортимент;

? производить электронную оплату

заказа (вещь для России пока

немыслимая);

? оставлять фирме свои координаты и пожелания.

С другой стороны, программа должна взаимодействовать с корпоративным ПО торговой компании или быть его составной частью. Такое ПО должно связать в единую систему, служащую для выполнения заказа, все внутренние подразделения фирмы: отдел продаж, бухгалтерию, отдел маркетинга, склад и т. д. И эта система должна не только «работать с покупателями», но и защищать конфиденциальные данные торговой компании.

Сегодня некоторые отечественные фирмы уже вступили на тропу коммерции в киберпространстве: появились электронные магазины у компаний «Лампорт», «Партия», Quarta Technologies, «Вести», «Сетевая лаборатория» и ряда других, причем не только московских. Правда, сейчас они скорее напоминают электронные каталоги, что неудивительно, поскольку пока организация системы электронных платежей для России - вещь гипотетическая. Поддержка полного процесса выполнения заказа с авторизацией кредитных карточек требует более высокого, чем у нас, уровня технического и правового обеспечения.

При создании своих коммерческих электронных узлов компании пользуются различными инструментальными средствами. Например, специалисты фирмы «Лампорт» сами разработали систему «под ключ». Программисты компании «Весть» не только создали свой электронный магазин на базе ранее разработанного пакета автоматизации торговли «Экипаж», но и предлагают другим компаниям воспользоваться им как инструментарием. А Quarta Technologies для создания своей системы электронной коммерции использовала один из мощных инструментов - Microsoft Merchant Server (с конца прошлого года продукт входит в состав корпоративной версии пакета Microsoft Site Server/Enterprise Edition и отдельно не продается).

Какие же средства создания узлов электронной коммерции предоставляются сейчас в распоряжение разработчиков?

Нужно отметить, что производители ПО довольно активно работают на рынке приложений для электронной коммерции. Можно выделить, пожалуй, два «глобальных» направления их деятельности.

Первое ставит своей целью создание законченного продукта - «оболочки» электронного магазина, заполняемого конкретным содержимым согласно требованиям заказчика. В этом случае процесс разработки узла компании для Internet-коммерции не связан с привлечением программистов и скорее напоминает работу по заполнению базы данных, совмещенную с художественным оформлением ее таблиц на экране.

Второе направление можно условно назвать «разное». К нему относятся программные пакеты для создания Web-узлов любого, не обязательно коммерческого, содержания, а также средства разработки Internet-приложений широкого профиля. Подобные продукты нередко базируются на ранее выпущенных программах компании-производителя.

Оба подхода имеют свои плюсы и минусы. Естественно, использование «оболочки» позволяет быстро разработать электронный магазин, но при этом его создатели сильно ограничены возможностями оболочки. Интегрированный продукт обеспечивает разработку практически любых дизайна и структуры узла электронной коммерции, но требует не только более высокой квалификации исполнителей, но и значительных затрат времени и средств.

Итак, что же предлагают известные производители ПО рынку электронной коммерции? И какими путями они следуют?

Lotus Domino.Merchant

Компания Lotus предлагает готовое инструментальное решение для создания электронных магазинов - Domino.Merchant, являющееся одним из четырех основных приложений, которые входят в серию Domino.Applications. Сама серия возникла как набор приложений, расширяющий возможности средств совместной обработки документов и распространения информации, изначально заложенные в сервер Lotus Domino.

Domino.Merchant предоставляет шаблоны и отдельные исполняемые модули, позволяющие организации быстро создать собственную систему электронной коммерции. Это приложение содержит средства поддержки продаж и организации электронных платежей на базе Web-узлов и, в принципе, не требует привлечения других программных средств. Правда, электронный магазин можно создать, используя только средства сервера Domino, но для этого необходимы разработчики, владеющие всеми его инструментами.

Применение Domino.Merchant типично для средств типа «оболочка» и не требует квалифицированного труда программистов (рис. 1). Создание электронного магазина, по сути, сводится к наполнению структур продукта необходимой информацией. В первую очередь, речь идет о заполнении базы данных сведениями о предлагаемых компанией товарах и услугах.

Если Web-узел компании создан не на базе сервера Domino, а с помощью иных средств, то интегрировать с ним Domino.Merchant можно с помощью стандартных открытых прикладных интерфейсов, поддерживаемых сервером Domino. Domino.Merchant поставляется на одном компакт-диске и устанавливается на ПК с ОС Windows NT или Windows95. При инсталляции происходит установка двух базовых компонентов будущей точки электронной торговли: Domino Merchant Library и Site Creator.

Согласно шаблонам, предоставляемым Domino Merchant Library, создается база данных, которая становится библиотекой образов (экранов) электронного магазина. Вторая база данных, согласно шаблонам Site Creator, предназначена для настройки конкретного электронного магазина (на одном Web-узле может быть несколько точек электронной коммерции). Таким образом, пользователь получает в свои руки два новых приложения, первое - для ведения библиотеки графических интерфейсов, а второе - для настройки конкретного электронного магазина.

Основой Domino.Merchant является case-технология. Работа пакета осуществляется через клиента Notes, а само приложение может быть размещено как на сервере, так и на локальном жестком диске. В первом случае организация удаленного управления процессом создания электронного магазина находится в прерогативе сервера и выполняется с помощью стандартной программы доступа в Internet.

Процесс создания узла электронной коммерции состоит из пяти этапов:

? разработчику предоставляется подробная информация о возможностях

системы и рекомендуемых путях их

реализации;

? предлагается конфигурация узла,

основные структурные элементы которого построены по стандартным шаблонам. Однако разработчик может

использовать и другие шаблоны (рис. 2);

? создается узел, в том числе интерфейс и содержимое электронного магазина;

? на этапе генерации узла осуществляется трансляция данных, внесенных

на предыдущем этапе, и интеграция с набором исполняемых приложений;

? при завершении работы выполняется установка исполняемых приложений узла электронной коммерции

в системе Notes (рис. 3).

Пропускная способность создаваемого электронного магазина (число одновременно обслуживаемых клиентов) ограничивается лишь возможностями сервера Domino. По словам сотрудников российского представительства фирмы Lotus, при работе в системе S-390 было зарегистрировано одновременное обращение 10 тыс. пользователей. Они считают, что ограничения определяются только характеристиками аппаратной платформы и пропускной способностью линий связи.

Сформированная точка электронной коммерции предоставляет разработчику возможности наполнения покупательской корзины и все функции ее корректировки. После завершения процесса формирования заказа клиент может осуществить его электронную оплату с помощью кредитной карточки. Для этого в продукте существует поддержка систем расчета по кредитным карточкам через CyberCash. Если покупатель не имеет кредитной карточки, то система способна послать ему стандартный счет. Domino.Merchant позволяет также производить внутренние взаимозачеты и форвардные операции.

Модули Domino.Merchant обеспечивают создание статистических отчетов и расчет необходимых налоговых платежей. Безопасность работы электронного магазина обеспечивается за счет регистрации и авторизации заказчиков, шифрования электронных платежей средствами SSL или применения «электронного кошелька» CyberCash Wallet. В следующих версиях Domino.Merchant корпорация Lotus обещает поддержку стандарта SET.

Oracle Internet Commerce Server

Известный производитель программных продуктов для корпоративного использования компания Oracle создала для организации электронной коммерции специальное ПО - Internet Commerce Server (ICS). Его первая версия (1.01) вышла в середине 1997 г., а в конце года появилось ICS 1.1.

Впрочем, это вовсе не означает, что ранее пакеты компании не использовались для разработки электронных магазинов. По словам Александра Сухарникова, менеджера по продажам программных продуктов российского представительства Oracle, подобные работы успешно проводились на базе двух давно известных пакетов компании - Web Application Server и СУБД Oracle 7.0. Однако их возможности не всегда удовлетворяли заказчиков, и в компании было принято решение о создании специального продукта.

В состав ICS вошли оба названных компонента, а с целью облегчения разработки собственных приложений был добавлен третий - Internet Commerce Cartridge. Internet Commerce Server работает как на традиционной для Oracle платформе UNIX, так и под ОС Windows NT. По словам г-на Сухарникова, наиболее «мощные» решения, выполненные для ОС UNIX, позволяют одновременно поддерживать десятки тысяч пользовательских обращений. При этом доступ клиентов магазина реализован на базе обычного браузера, а все коммуникационные задачи решаются средствами Web Application Server. Кроме того, архитектура пакета предоставляет возможность обновления данных на клиентских местах в режиме реального времени.

ICS имеет широкий набор функций, необходимых для создания дружественного интерфейса узла электронной торговли, например средства компоновки виртуальных витрин, организации склада, поддержки режима покупательской корзины, в которую посетитель магазина «складывает» свои покупки (у Oracle она называется «картой»), и др. Для разработчиков в ICS предусмотрен специальный режим тестирования, позволяющий определить работоспособность электронного магазина до его открытия.

Интерфейс администратора системы англоязычный, однако разрабатываемый на базе ICS узел электронной коммерции может быть многоязычным, т. е. в одном магазине допускается использование нескольких языков. К числу достоинств ПО следует отнести и возможность создания объемных 3D-витрин, что можно использовать при торговле сложной техникой, например автомобилями, или при рекламе дизайнерских проектов (рис. 4).

Специальный модуль системы дифференцирует работу с покупателями, поэтому каждый клиент магазина должен зарегистрироваться. Этот акт не носит характера ограничения, скорее наоборот. Например, посетитель, который неоднократно заглядывал в какую-то конкретную секцию, может быть приятно удивлен, обнаружив при очередном подключении отдельный вход непосредственно в интересующий его раздел. Более того, информация по данной секции товаров будет представлена более развернуто, с дополнительными комментариями и подсказками. Таким образом, Internet Commerce Server, используя блок настройки на конкретного покупателя, позволяет создать систему предпочтений, построить электронный образ каждого постоянного покупателя.

Кроме того, ПО дает возможность использовать в работе магазина гибкие режимы скидок, купонов и организации распродаж. При этом посетитель получает только ту информацию о ценах на товары, которая соответствует его статусу (розничная или оптовая продажа). Для анализа статистических данных в ICS предусмотрен режим создания отчетов, что дает возможность реально оценить привлекательность того или иного товара, учесть сезонный спрос и многие другие нюансы.

Модульная организация функциональных приложений в виде картриджей, подсоединяемых к «гнездам» базового ПО, позволила Oracle использовать в ICS различные подсистемы для организации электронных платежей, например платежные программы таких известных производителей, как Verifone, CyberCash и Taxware.

Для организации надежной защиты финансовых транзакций предусмотрены несколько уровней защиты информации. Продукт не только использует стандарт SSL (Secure Sockets Layer) 3.0, но и обеспечивает режимы авторизации доступа сервера приложений к БД и управлению движением товаров. ПО поддерживает серверную защиту SET и может работать с индивидуальными паролями.

По мнению г-на Сухарникова, в России наибольший интерес к продукту проявляется у двух категорий пользователей: разработчиков готовых решений и поставщиков услуг Internet. Первые уже готовы создавать электронные магазины для торговых фирм, не имеющих квалифицированного персонала в области информационных технологий, а вторые хотят расширить спектр предоставляемых услуг.

Таким образом, подход к созданию средств для разработки узлов электронной коммерции у Lotus и Oracle примерно одинаков. Обе компании поставляют мощные серверные пакеты, позволяющие разрабатывать соответствующие приложения. Однако требования потенциальных клиентов этого перспективного рынка заставили компании выпустить отдельный продукт, выполняющий роль «оболочки», работа с которым сродни процессу настройки и наполнения базы данных и не требует от пользователей специальных знаний. Иным путем идет известнейший производитель программного обеспечения корпорация Microsoft.

Microsoft Site Server

Еще в 1996 г. отечественным пользователям стал доступен продукт Microsoft Merchant Server. По сути, он представлял собой обычный серверный продукт семейства Microsoft BackOffice, реализующий «оболочку» - заготовку будущего электронного магазина. Ряд компаний не упустил случая создать на базе Microsoft Merchant Server узлы электронной коммерции - для себя или на заказ.

В конце 1997 г. стало известно о прекращении поставок Microsoft Merchant Server в качестве отдельного продукта. Он стал частью более мощного пакета Microsoft Site Server 2.0/Enterprise Edition. Этот продукт не следует путать со стандартной версией Microsoft Site Server, в состав которого Microsoft Merchant Server не входит, что, кстати, является единственным различием корпоративного и стандартного варианта Site Server.

По словам представителей компании, этот шаг был продиктован несколькими причинами, одной из которых стало стремление создать продукт с более широким спектром возможностей, в частности для разработки некоммерческих приложений в Internet. Немаловажную роль, по-видимому, сыграла и здравая оценка компанией текущей ситуации на рынке электронной коммерции, куда устремились в первую очередь крупные компании. Именно на них и ориентирован Microsoft Site Server/Enterprise Edition. Значительно более дешевая стандартная версия пакета предназначена для предприятий малого и среднего бизнеса, заинтересованных в создании собственных информационных Web-узлов. Стандартная версия Microsoft Site Server 2.0 содержит:

? модуль авторизации и персонализации доступа к системе - Personalization System;

? подсистему репликации данных

нескольких серверов - Replication

System;

? специальное средство для поддержки разработок WWW-приложений -

Visual Interdev;

? средство анализа целостности HTML-структур - Site Analyst;

? средство для анализа журналов - Usage Analyst.

В корпоративную версию продукта кроме этих модулей входит Microsoft Commerce Server. Однако это вовсе не тот пакет, с которым имели дело создатели электронных магазинов еще полгода назад. Данная версия «исповедует» новую парадигму: Microsoft Commerce Server базируется на технологии Active Server Pages (ASP). В пакет включены несколько примеров, модифицируя которые, можно быстро построить свой собственный магазин. Для написания новых приложений предусмотрены два макроязыка - Visual Basic Script и Java Script.

Microsoft Commerce Server состоит примерно из 50 серверных компонентов ActiveX и набора шаблонов документации в виде страниц с фрагментами кода ASP (на Visual Basic Script), которые позволяют реализовать несколько сценариев обработки заказов. В каждый такой сценарий входят последовательные базовые операции:

? предложения и реклама товаров;

? организация информационного

обеспечения заказчика по всем категориям товаров;

? ценообразование (в зависимости от стоимости хранения, доставки и т.д.);

? создание системы скидок (по сезонам, типам покупателей, объему заказываемых товаров и т. д.);

? ведение покупательской корзины;

? поддержка электронной оплаты

товаров;

? ведение бухгалтерского учета (в том числе расчет налогов и оптимизация доставки);

? создание статистических отчетов

(например, о посещаемости отдельных страниц узла электронной коммерции).

Созданные коммерческие узлы используют СУБД Microsoft SQL Server, однако представители российского отделения компании заверили, что для нормального функционирования электронного магазина вполне подойдет любая ODBC-совместимая база данных. Коммуникационные возможности коммерческой системы определяются базовой ОС Windows NT.

Примером использования Microsoft Site Server 2.0/Enterprise Edition для разработки точек электронной коммерции в нашей стране служит магазин по продаже компьютерной техники и программного обеспечения компании Quarta Technologies. Российская действительность заставила специалистов компании переделать модуль оплаты заказа, использовав в нем вместо модуля поддержки электронных платежей модуль автоматического выставления счетов по факсу, выполненный в технологии ASP, который разработан Quarta Technologies.

Последняя версия продукта Site Server имеет более широкие возможности настройки Web-сервера; в нее включены сервер рекламы, push-сервер и ряд других новшеств.

Многие компании - производители ПО для создания электронных магазинов предлагают менее специализированные продукты. В первую очередь, речь идет о разного рода СУБД. Примером могут служить программные продукты корпорации Raima (дистрибутор в России - компания «ЮниВер»).

Продукты компании Raima

В предлагаемых продуктах используется собственная разработка компании - реляционно-сетевая СУБД, которая достаточно эффективно работает в сочетании с Web-технологиями. Raima предоставляет российскому рынку два продукта, базирующихся на этой модели данных: Velocis Database Server 2.0 и Raima Database Manager++. Первая СУБД ориентирована на работу в архитектуре клиент-сервер, вторая - на централизованную структуру с выделенным файл-сервером.

Средства Velocis Database Server 2.0 обеспечивают интерфейс с такими популярными языками, как Visual Basic и Delphi (что позволяет создавать приложения реляционно-сетевой БД любой степени сложности), а также с ODBC 2.0 (что значительно улучшает возможности взаимодействия с приложениями других производителей). В Velocis Database Server 2.0 предусмотрен режим оперативной проверки целостности базы данных, а инструментальные средства проверки целостности встроены непосредственно в СУБД.

Отличительной особенностью продукта является поддержка больших двоичных объектов (Binary Large Objects - BLOB). В сочетании с реляционно-сетевой архитектурой данные типа BLOB позволяют организовывать быстрый доступ к графическим материалам (фотографиям, рисункам и т. п.), которые хранятся непосредственно в базе данных.

Velocis Database Server 2.0 также реализует поддержку работы очень больших баз данных, что важно при создании многопрофильного узла электронной коммерции. Использование 8-байтовой адресации позволяет объединять в базу данных до 65 тыс. файлов более чем с 2 млрд записей. Безопасность транзакций обеспечивается расширенными возможностями шифрования и кодирования информации до ее передачи между клиентом и сервером, что особенно важно при разработке коммерческих Web-узлов.

Программные продукты Raima уже используются рядом компаний при решении задач электронной коммерции. Так, компания Aviation Laboratories организовала на базе Velocis Database Server 2.0 Web-приложение Aviation Part Base, которое позволяет клиентам организовать поиск авиационных деталей, сделать заказ и получить счет по электронной почте. Компания Hotel Reservation System (HRS GmbH) применяет этот же продукт для обеспечения клиентов оперативной информацией об отелях - наличии в них свободных мест, ценах и предоставляемых услугах. А известная фирма CyberCash использует другой продукт компании, Raima Database Manager++, для быстрой обработки кредитных карточек.

Фирма Raima не оставила без внимания и такие важные вопросы, как создание статистических отчетов и анализ статистических данных. Ее продукт Report Writer позволяет создавать отчеты на основании содержимого запросов клиентов Windows к БД. Планируется также выпуск ПО Report Analyst, которое обеспечит многомерную оперативную аналитическую обработку информации БД.

* * *

По прогнозам IDC (составленным на основании анализа опроса нескольких десятков тысяч респондентов), в текущем году число электронных покупателей приблизится к 100 млн, а объем их покупок составит 20 млрд дол. Хотелось бы, чтобы частью этих миллионов стали граждане нашей страны, а свою долю от указанных миллиардов получили отечественные предприниматели. Поэтому рекомендую господам предпринимателям, связанным с реализацией продукции, поторопиться с выбором инструмента для создания электронного магазина и с его организацией. Ведь если речь идет об Internet, вполне уместна поговорка «День год кормит». n

Рис. 1. С этого экрана начинается создание электронного магазина

на базе Domino.Merchant

Рис. 2. Так выглядит на экране начало процедуры конфигурирования

электронного коммерческого узла

Рис. 3. Модули Domino.Merchant становятся приложениями Lotus Notes

Рис. 4. Так выглядит на экране страница электронного магазина, созданного

с помощью Oracle Commerce Server

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями