Я вот в прошлом номере про московских Internet-провайдеров написал, так массу откликов получил - самых разнообразных.

Спрашивают (порой с долей раздражения), почему в статье не упоминается "Релком". Повторяю еще раз: "Релком" совместно с "Ростелекомом" образовал "РТК Интернет", о чем рассказывалось в восьмом номере "Сетей".

Пришло довольно интересное письмо из Хьюстона (так далеко от Жмеринки, а тоже по Интернету путешествуют). Автор письма делится воспоминаниями о событиях пятилетней давности. Он жил тогда в Москве и пользовался для доступа в Сеть услугами America Online. По его мнению, за прошедшие годы в московском Интернете мало что изменилось. Это соображение можно оставить без комментариев, но дальше автор утверждает, что, мол, при существующем соотношении уровня зарплат и стоимости услуг доступа Интернет не может быть массовым.

Как-то я беседовал со своим другом, он уже лет семь в Чикаго живет. Объясняю ему: большинство россиян не могут купить квартиру. А он в ответ: почему же вы не берете ссуды в банке? Ну что тут скажешь!

У нас иные реалии. Конечно, лозунг "Интернет - в каждый дом" нельзя считать актуальным, особенно за пределами Московской кольцевой дороги, но ведь и газеты выписывают далеко не все. Однако число пользователей может измеряться сотнями тысяч и даже миллионами, причем ими окажется наиболее активная часть населения (прошу прощения за газетный штамп). До девичьих альбомов в Сети мы, наверное, доживем не скоро, а вот важным информационным источником она уже стала. Что же до соотношения зарплат и цен, то вспомните знаменитый парадоксальный вопрос пятнадцатилетней давности: каким образом при зарплате в восемьдесят рублей удается носить зимние сапоги за сто? На него ведь тоже не было рационального ответа.

Кстати, о дешевизне. Тут можно серьезно попасться - знаю это на собственном не слишком приятном опыте. Я своего провайдера выбирал именно из недорогих компаний, да и приятель порекомендовал: давай, я с ними работаю, и вроде ничего. Ну, спасибо. Я уж не говорю о том, что дозвониться до сервера - целая проблема. Но бывает, что на техническом уровне все в порядке, а желанное customer satisfaction почему-то не наступает.

Например, в пятницу вечером отказывает электронная почта. О круглосуточной поддержке клиентов речь не идет, поэтому терплю до понедельника. Звоню. "А мы поменяли адрес почтового сервера". - "Неужели нельзя было предупредить?" - "У нас сотни клиентов, если мы каждого будем предупреждать..."

Как вам нравится подобная отповедь? Когда я писал статью о провайдерах, у каждого из них просил временный account на пару часиков - посмотреть, как сеть работает. И мне "Демос", как своему пользователю, прислал извещение, что такого-то числа, с такого-то по такой-то час будут вестись ремонтные работы на сети, поэтому могут возникнуть проблемы с доступом к части Web-серверов. А ведь у "Демоса" клиентов побольше, чем у моего провайдера, - и ничего, предупредили, не переломились.

Еще пример. Съездил я в командировку на две недели. Приезжаю - нет доступа в сеть. После долгого разбирательства мне сообщают: "Мы вас отключили за неуплату". - "Позвольте, я никакого счета не получал". - "А мы поменяли систему оплаты. Теперь пользователь сам должен контролировать, какая сумма осталась на счете, потом пересчитывать доллары в рубли по курсу на день оплаты плюс проценты, а реквизиты смотреть на нашем сервере". Почему-то мне всегда казалось, что определять цены - дело продавца. Кроме того, предупреждать надо.

Конечно, поменять бы провайдера - и дело с концом. Но как вспомню, скольким людям придется сообщать новый адрес и сколько сообщений окажутся потерянными, - решаю потерпеть. Все же письма ко мне приходят и доходят до моих адресатов... Но не случайно - ох, не случайно- я в своем обзоре переиначил лермонтовский "кремнистый путь" в "тернистый"...


Александр Крейнес - обозреватель журнала "Сети". С ним, если повезет, можно связаться при помощи электронной почты по адресу kreines@radio-msu.net.