Ну вот и прошли долгожданные конференция и выставка «Информационные технологии в медицине» (ИТМ). В этом году мы (компания «Комплексные медицинские информационные системы», К-МИС) традиционно поработали на стенде и поучаствовали в работе различных секций конференции. Ехал я на ИТМ с большим любопытством: что покажет это мероприятие? Какие настроения у коллег-разработчиков, в регионах, у отдельных специалистов? Напомню, прошедшая весной Medsoft была очень тревожной – предрекался скорый крах рынка, всех тревожила затянувшаяся неопределенность и пауза в реализации региональных программ информатизации.

Ближе к концу лета произошел настоящий «взрыв» – конкурсы на создание региональных фрагментов ЕГИСЗ (в части выбора и внедрения МИС) повалились пачками, почти сразу вслед за ними пошла и соответствующая волна слухов, жалоб в ФАС и разные инстанции вплоть до судебных разбирательств и других методов конкурентной борьбы. Рынок, как говориться, дождался и… «веселуха началась».

Разумеется, не участвовать в ИТМ было нельзя. Сейчас самый эпицентр и апофеоз двухлетней программы создания ЕГИСЗ, вроде бы уже можно подводить первые итоги и уточнять собственный взгляд – что же будет впереди. С этой точки зрения особый интерес представляла секция, посвященная предварительным итогам региональных программ модернизации здравоохранения в части внедрения информационных технологий. Из докладов представителей региональных МИАЦ на этой секции понравилось и запомнилось два выступления: о Краснодарском крае и Амурской области. Первое (Краснодар) понравилось четкостью изложения и наглядностью презентации. Несмотря на некоторое вполне понятное волнение докладчика, надо признать, это отличный образец того как нужно выступать: четко, по существу и логично – от общего к частному, с конкретными деталями. За 15 минут выступления сразу «сложилась картинка»: что за регион, каков объем системы здравоохранения, какое финансирование было, что удалось сделать и т.д. Каждый слайд презентации удачно дополнял выступающего, сопровождая текст полезным визуальным рядом. С учетом личного многолетнего опыта посещения разных конференций и выступлений могу с уверенностью сказать, что такое качество подготовки и выступления – редкий случай.

Второе, что запомнилось – доклад руководителя Амурского МИАЦ, своей откровенностью, даже открытостью. Человек вышел и простыми понятными слова сказал то, что остальные не рискнули: что в качестве результатов создания регионального фрагмента она может привести только то, что делалось уже давно, делалось так, как понимал регион и считал нужным делать. Смелость и открытость этого выступления состоит в том, что все прекрасно понимают политические рамки, в которых находится докладчик, разницу между тем, что нужно было бы сказать и тем, что можно сказать. И мудрость этого доклада (и докладчицы) состоит в том, что человек не стал кривить душой и говорить того, чего на самом деле нет, он не превратил доклад в рапорт «наверх» - а сказал так, как есть на самом деле. Но сделал это одновременно интересно для зала и корректно (и даже политкорректно) для сидевших здесь же представителей Минздрава и генерального спонсора, чье участие в абсолютно всех докладах этой секции выглядело как некая попытка затолкать в головы регионов мысль, что только такие проекты являются единственном верными, эффективными и правильными. Собственно, может быть такого замысла у этой секции и не было, но в целом отсутствие хоть каких-то практических результатов реализации проектов в состоявшихся выступлениях сами за себя эту особую любовь к отдельно взятой компании исправили. Ничего страшного, что были показаны только определенные проекты с некой общей сущностью. Общая картина, думаю, всем понятна, и  общий смысл всех выступлений ясен: процесс как-то идет и о результатах пока говорить преждевременно. На будущее хотелось бы, конечно, чтобы в секциях такого рода представлялись разные проекты разных компаний, не имеющие какой-то одной объединяющей подоплеки, ведь эта конференция считается «минздравовской», и когда целая секция так или иначе показывает работу одного исполнителя, это воспринимается как «педалирование» этого самого исполнителя по административной линии.

Послушав все доклады я понял, что самое интересное, что же действительно происходит в регионах, осталось за кадром. Ни в коей мере не могу за это винить выступающих, им еще хочется работать, им еще общаться с «верхами», им еще проверки по линии прокуратуры и УБЭП проходить, и поэтому нарываться на конфликты раньше, чем это вынудит делать ситуация, действительно глупо. Но все же не могу не сказать, что самым сильным впечатлением от ИТМ в этом году была разница между тем, что говорилось публично на стендах некоторых компаний и в докладах, и тем что обсуждали в кулуарах. Разница просто огромная, но представители регионов и реальных разработчиков МИС пока предпочитают обсуждать в личных беседах как они на самом деле воспринимают происходящее, сокрушаясь и переживая.

К концу второго дня я уже мучился откровенно детскими наивными вопросами: неужели люди, которые сейчас пытаются вывернуть ситуацию, будто бы все хорошо, все идет по плану, что у них есть реальные решения и задачи автоматизации учреждений здравоохранения действительно будут выполнены, настолько верят в это, что никто ничего не знает, не будет делится возмущением по поводу всего этого и все будет «шито-крыто»? Или люди эти просто уверены, что все пообсуждают, повозмущаются, может быть даже отдельные товарищи и рискнут где-то что-то брякнуть публично, написать статью в СМИ или Интернете, но все это настолько не будет иметь какой-то угрозы ответственности и утраты доверия, имиджа и финансирования, что и запариваться не стоит?! Или может быть действительно все идет нормально, а мы (те, кто обсуждает и разделяет негативную оценку происходящего, а таких, ох, как много) на самом деле заблуждаемся, пребывая в состоянии ущемленной самооценки, которая заставляет нас все видеть в черном цвете, воспринимая происходящее как заговор молчания с попыткой под шумок попилить денежку, чего на самом деле нет? Ведь, действительно, все мы очень субъективно воспринимаем сейчас ситуацию с продавливанием одной «любимой» корпорации, которая пытается выполнить как можно большее число региональных проектов (создается ощущение, что убери сопротивление отдельных регионов и разработчиков МИС, так люди бы и все 100% регионов себе захапали). Cправедливости ради нужно признать, что такой субъективизм в какой-то мере может играть «злую шутку», когда мы хотим услышать плохо о конкурентах и слышим это даже там, где на самом деле говорят не так и не это.

Размышляя над всем этим я понимаю, что состоявшийся ИТМ не дал ответов на эти вопросы, но он и не мог их дать. Еще пока рано. Очень много регионов еще не только не успевают добиться каких-то первых результатов, они еще даже конкурсные процедуры и заключение контрактов не успели сделать. А есть  те, кто еще и не запускал эти процессы. Те, кто уже что-то делает, в большинстве случаев делают это недавно. Как любой процесс внедрения ПО, тем более создание региональных фрагментов, где внедряется не одна система, а сразу несколько, где куча задач интеграционного плана и проблем с унаследованными решениями, характерен тем, что первые этапы – самые сложные для любого разработчика и его заказчика, будь то действительно опытная компания с глубоким пониманием всех потенциальных проблем, или же новичок, пытающийся войти и закрепиться на этом рынке из соображения, что на нем есть крупные деньги и он должен попытаться их заработать. И огульно говорить сейчас о том, что все провалится, что где-то кто-то делает все бездарно, действительно нельзя. Должно пройти время, чтобы хотя бы результаты конкурсных процедур проанализировать, не говоря уже о достигнутых или не достигнутых целевых показателях, которые так здорово были описаны в утвержденных региональных программах. Думаю, лишь к весенней Medsoft мы сможем хотя бы предварительные данные реализации региональных проектов информатизации 2011-2012 гг. обсудить, и то лишь с точки зрения участников рынка: кто какую долю занял, какие победители и какие МИС с какими итогами этот период закончили. Обсуждать хоть какие-то результаты самих внедрений, думаю мы сможем не раньше следующей осенней ИТМ в 2013 г. А подводить итоги и формировать взвешенные, основанные на реальных данных ответы на заданные выше вопросы, и того позже. Это можно сделать, как говорят в медицинских исследованиях, лишь на основе отдаленных результатов, сейчас честнее будет сказать, что все это преждевременно.

А посему та разница между публичными выступлениями с живописными рассказами отдельных компаний на своих стендах о том, как они замечательно делают региональные проекты пачками и тем, что все мы обсуждали в кулуарах ИТМ, может быть и является раздражающе заметной, но все же это пока еще не результаты. Это лишь наши впечатления, эмоции, разговоры, обиды и т.д. Все, что мы обсуждаем, еще не свершившийся факт, а проблемы становления проекта ЕГИСЗ. Как бы не хотелось начать осуждать все вокруг, нужно быть честными, эти проблемы действительно могут как погубить весь этот проект (и тогда можно будет сказать, что мы повторили опыт Великобритании, выкинув на ветер огромные деньги), так и вынудить рынок и заказчиков созреть, сформировать обновленное представление о том, что есть информатизация и через тернии и нервы действительно принести реальные полезные результаты, оправдывающие эти инвестиции. Думаю, будет и то, и другое. Не верю, что весь проект ЕГИСЗ завершится для всех без исключения регионов неэффективно, но и не могу поверить, что все проекты пройдут гладко и позитивно.

В такой ситуации для любого разработчика есть проблема баланса: с одной стороны, отсутствие хотя бы одного регионального проекта, это все таки удар как по весу компании на рынке (конкурентной позиции), так и по компетенции и профессионализму (остальные-то на этих проектах опыта все-таки поднаберутся). Но взвалить на себя чрезмерно большое количество региональных проектов может быть еще хуже, ведь тогда риски провала возрастают просто на глазах, а провал означает опять же утрату имиджа и конкурентный проигрыш, но уже в стратегической перспективе.

Еще одной чертой прошедшей ИТМ, о которой нельзя не сказать, была возможность послушать, посмотреть на реакции и вообще оценить наших новых руководителей государственной информатизации: созданного летом Департамента информационных технологий и связи "старого нового Минздрава". Это всегда было одной из самых сильных сторон ИТМ, привлекавшей как участников выставки, так и представителей регионов - редкая возможность задать вопросы и послушать руководителей не в коридорах Минздрава, а публично, и тут же обсудить это с коллегами. Из всего, что мне удалось послушать, могу выделить три интересных момента:

1) В целом создается ощущение, что прошедшие дважды за лето реформирование органа власти и смена руководства никак по большому счету на проекте не отразились. Вспоминая, какой резкий поворот был у нас в отрасли, когда Олега Владимировича Симакова сменил новый глава департамента, было интересно посмотреть, что будет в этот раз. Сейчас бросания начатого на полпути и нового начала с чистого листа не случилось, и это хорошо. Важнее выстраивать госполитику не в виде шараханий из одной крайности в другую, а с сохранением занятого курса, но с обязательной ручной коррекцией, уточнением и исправлением ошибок (если, конечно, люди способны признавать и исправлять эти ошибки ).

2) Второй момент, который запомнился, это очень большая любовь Романа Александровича Сафронова к фразе «не надо питать иллюзий». Она настолько часто звучала из его уст при разного рода обсуждениях, что я даже начал считать количество ее повторов :)). Не в обиду или как издевку отмечаю этот факт, а просто как любопытный пунктик. Мне показалось, что раз человек настолько часто говорил эту фразу, значит она действительно крепко засела у него в голове. А вот уже причины, почему она так крепко там засела, сами по себе интересны. Создалось ощущение, что наших руководителей в Минздраве действительно беспокоит ситуация, которая с их точки зрения, похоже, выглядит как завышенные ожидания, и это целенаправленно пытаются развеять, донося мысль, что в Минздраве понимают все сложности, оценивают ситуацию реально и критично, на что и обращают внимание регионов, разработчиков, специалистов и т.д. Вобщем, я отметил, что одним из основных рецептов решения текущих проблем в создании ЕГИСЗ Минздрав видит отказ от иллюзий. ОК, примем к сведению.

3) Третий момент, который особо хочу отметить, это сделанное объявление о создании в Минздраве института главного внештатного специалиста по информатизации. К сожалению, публично эта тема была просто упомянута и не детализирована, но насколько мне известно, эта идея была озвучена почти сразу после назначения Вероники Игоревны Скворцовой на должность министра. Идея эта, если я правильно ее понимаю, является попыткой реализации постоянно декларируемых обещаний о том, что Минздрав начнет выстраивать отношения с профессиональным сообществом, что у сообщества этого будет возможность доносить свою позицию до министерства, и не просто доносить, но и влиять на принятие тех или иных управленческих решений. Еще летом было известно о проработке такого решения. Сейчас ситуация, к сожалению, пока неоднозначна. С одной стороны, декларации о том, что профсообщество наконец-то будет привлекаться к работе, так и остаются декларациями. В данном случае нужно обратить внимание, что заявления о том, что профсообщество всегда имеет возможность высказываться открыто по любым проблемам и его якобы даже слушают, может быть и соответствуют действительности. Но толку от того, что кто-то может высказываться и его слушают, нет никакого, если его не слышат. С другой стороны, нам все-таки открыто обещано, что внештатный специалист будет, и это замечательно: я очень надеюсь, что он будет из числа действительно независимых экспертов. Та кандидатура, которая еще с лета рассматривается, была бы идеальной, с незапятнанной репутацией, полностью независимая как от самого Минздрава, так и от отдельно взятых компаний-участников рынка, прекрасно осведомленная о происходящем и с множеством эффективных контактов с самыми разными представителями профсообщества. Скорей бы уже в Министерстве порешали все свои внутренние вопросы и сделали это назначение официально.

Вобщем, в очередной раз могу сказать, что осенняя «Информационные технологии в медицине», организованная и проводимая «Консефом» и весенняя Medsoft, соответственно проводимая АРМИТ - это «наше все» в части общения профсообщества, участников рынка и заказчиков. Других мероприятий, хотя бы отчасти соответствующих этому уровню, у нас пока нет. Прошедшая в этом году ИТМ ни капли не разочаровала как организацией работы выставки и конференции (за что традиционно огромное спасибо ее руководителю – Юрию Юрьевичу Мухину), так и предоставленной возможностью пообщаться с очень многими людьми, почувствовать настроения, задуматься над тем, что происходит и чего ждать в ближайшем будущем. Теперь будем ждать весенний Medsoft.