Олег Симаков: «Реализовывать цифровой контур просто как продолжение ЕГИСЗ недостаточно, в светлое будущее на старой телеге не въедешь»

Сроки, отведенные регионам на выполнение дорожных карт по информатизации здравоохранения, подходят к концу. «Большинство субъектов справились с поставленными три года назад задачами, остальным придется наверстывать», — отметила Елена Бойко, директор департамента ИТ и связи Минздрава РФ, выступая на конгрессе «Информационные технологии в медицине», который ежегодно проводит «Консэф». Но что же дальше, каковы стратегические планы в области цифровизации важнейшей отрасли?

Инновации за бортом

Из уже запущенной госпрограммы «Цифровая экономика» планы по развитию цифрового здравоохранения перекочевали в национальный проект «Здравоохранение», а именно — в федеральную программу создания единого цифрового контура на основе Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Шаг вполне логичный, учитывая, что цифровая медицина — это не самостоятельная отрасль и создание инструментария для участников системы здравоохранения неразумно отделять от этих самых участников. Однако в результате все инновации, важные для цифровой трансформации отрасли, оказались за пределами «контура»: искусственный интеллект и системы поддержки принятия врачебных решений, мобильный мониторинг состояния здоровья, «умные» и «виртуальные госпитали», платформы для управления цифровым оборудованием и рисками в стационарах. Единственная новая задача федерального проекта — разработка специализированных информационных систем оказания медицинской помощи по четырем особо значимым профилям: сердечно-сосудистые заболевания, онкология, акушерство и неонатология, профилактика.

В целом нацпроект воспроизводит прежнюю высокозатратную модель здравоохранения, и сколько еще лет государство сможет поддерживать такую модель, неизвестно, отмечают эксперты.

Развивая долгострой

По сути, «цифровой контур» — это проект доделке недоделанного. К 2024 году охват ЕГИСЗ должен стать 100-процентным, обеспечив, таким образом, возможность «цифрового взаимодействия» медицинских организаций. Снова в основных результатах программы значатся системы управления льготным лекарственным обеспечением, электронные рецепты, диспетчеризация санитарного транспорта. Снова намечаются крупные инвестиции в оборудование и инфраструктуру. Так, к 2021 году должно быть завершено создание ИТ-инфраструктуры и запуск медицинских информационных систем во всех организациях. В настоящее время в отрасли автоматизировано около 600 тыс. рабочих мест при общей потребности примерно 800 тыс. ИКТ-оборудование, закупавшееся в 2012-2013 годах, уже требует обновления. Но отсутствие видения технологических перспектив в федеральной программе все-таки прискорбно.

К 2022 году 80% медицинских организаций в каждом регионе должны обеспечивать ведение юридически значимого электронного документооборота. Еще несколько лет назад такую цель вполне можно было счесть инновационной. Но сегодня, когда мир переходит к управлению на основе данных, от цифрового здравоохранения требуется, как минимум, датацентричность и сервис-ориентированный подход. «Мы автоматизируем имеющиеся документы, вместо того, чтобы вообще отойти от документов — ведь электронной подписью можно подписать и дневниковую запись в медкарте», — напомнил Олег Симаков, заместитель руководителя по ИТ Федерального бюро медико-социальной экспертизы, один из со-авторов концепции ЕГИСЗ, разработанной еще в 2011 году. «Реализовывать цифровой контур просто как продолжение ЕГИСЗ недостаточно, в светлое будущее на старой телеге не въедешь», — справедливо заметил он.

Результат многолетней работы по созданию одного из центральных компонентов ЕГИСЗ — интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК) — можно назвать плачевным. А ведь на ИЭМК возлагались надежды как на источник больших данных для оценки популяционного здоровья.

Раньше главным препятствием на пути к цифровому будущему считалось отсутствие нормативной базы. За последние полтора года выпущено больше нормативных документов, касающихся сферы медицинских ИТ, чем за прошедшие 10 лет. По словам Бойко, появилась, пусть и неполная, нормативно-правовая база для цифрового здравоохранения, создана регламентная служба, разрабатывающая федеральные справочники, и скоро будет выпущен документ, обязывающий разработчиков использовать эти справочники во всех системах. На основе методических рекомендаций в Минздраве разрабатывают требования к региональным медицинским информационным системам и системам медицинских организаций, которые тоже будут обязательными. Однако анализ бизнес-процессов и их логики для каждого модуля этих систем еще только предстоит. А это значит, что в ближайшем будущем не стоит ждать от внедрения ИТ в государственном здравоохранении какого-либо эффекта: несмотря на высокие показатели в отчетах по информатизации, на совершенствование процессов оказания медицинской помощи внедрение ИТ влияет слабо.

По-прежнему остается открытым вопрос о регистрации медицинских информационных систем в качестве медицинских изделий: признать их таковыми означает поставить вне закона все действующие решения, кроме софта, являющегося частью оборудования. Отказ же от аттестации медицинского ПО снова поставит ребром вопрос о способах контроля его качества.

«Лакмусовой бумажкой замыкания цифрового контура станет доступ граждан к своим медицинским данным», — говорит Бойко. Да, это так. Однако бутылочным горлышком системы здравоохранения является не доступ пациента к своим данным, а высокие затраты на лечение и недостаточно развитая система предотвращения заболеваний. Именно для снижения затрат, совершенствования профилактики и ранней диагностики и нужны, прежде всего, прорывные цифровые технологии, забытые госпрограммой.

Данные для ИИ

К счастью, деятельность разработчиков медицинских ИТ не ограничивается задачами из госпрограмм, и многие из них связывают свое будущее с развитием систем поддержки принятия врачебных решений на основе искусственного интеллекта. Однако для разработки подобных решений нужны не просто большие данные. «Массивы данных, на которых будут обучаться системы поддержки принятия врачебных решений, должны быть верифицированы, формализованы, семантически совместимы и использовать единые федеральные справочники», — напомнила Татьяна Зарубина, заместитель директора ЦНИИ ОИЗ по информатизации в здравоохранении. По ее мнению, необходим государственный контроль деперсонифицированных медицинских данных: «У кого данные, тот и будет их обрабатывать. Нельзя допустить монополизацию данных, доступ к ним должен быть бесплатным или почти бесплатным, но осуществляться под контролем государства».

Серьезные шаги к решению проблемы с данными для искусственного интеллекта намерены предпринять участники ассоциации разработчиков и пользователей систем искусственного интеллекта в медицине «Национальная база медицинских знаний». Они планируют создать государственно-частное партнерство, которое будет выполнять функции единого оператора биомедицинских данных.