03.02.2017 14:11 Автор: Ирина Шеян Источник: «Директор информационной службы»

835 прочтений

Радиология в облаках

Сергей Морозов, НПЦ МР
Сергей Морозов: «Благодаря внедрению информационной системы и проведенным аудитам время подготовки описания КТ/МРТ-исследований менее чем за год сократилось в среднем на 80%»

Мониторинг и коррекция рабочих процессов, нацеленные на повышение качества услуг и более эффективное использование ресурсов, входят в круг повседневных забот любого бизнеса. В здравоохранении подобный опыт не столь велик, а значит, тем интереснее ИТ-проекты, в которых удалось конвертировать собираемые данные в правильные управленческие решения и добиться значимого роста эффективности.

В 2015 году Научно-практический центр медицинской радиологии Департамента здравоохранения Москвы (НПЦ МР ДЗМ) начал внедрение единого радиологического информационного сервиса (ЕРИС), воплощающего новый технологический и управленческий подход к совершенствованию и оптимизации работы службы лучевой диагностики города (см. «Томографы, объединяйтесь!», «Директор информационной службы» №5, 2015). Сегодня уже можно оценить эффект преобразований, происшедших благодаря реализации этого проекта и появлению в столице телерадиологии.

Облачный сервис позволил увеличить отдачу от дорогостоящего оборудования как с точки зрения финансов, так и с точки зрения целей здравоохранения.

Другая среда

После развертывания ЕРИСа информационная среда сильно изменилась как для врачей, так и для организаторов здравоохранения. У радиологов теперь есть возможность создавать заключения синхронно с диагностическим просмотром в едином интерфейсе и пользоваться инструментами обработки изображений, не привязанными к определенному оборудованию. Централизованное хранение снимков и функционал платформы Agfa Healthcare Enterprise Imaging позволили автоматизировать сравнение новых и исторических исследований для оценки динамики изменений. Одним кликом исследование направляется на дистанционную консультацию – за «вторым мнением». С помощью средств онлайн-коммуникации радиологи просматривают и обсуждают изображения совместно с коллегами, клиницистами или экспертами. Повышать свой профессиональный уровень врачи могут не только на занятиях в учебно-консультационном отделе НПЦ МР, но и на регулярных онлайн-конференциях, где рассматриваются показательные случаи.

С внедрением и совершенствованием единых методик, стандартов качества диагностики и шаблонов заключений не только повысилась эффективность труда радиологов, но и появилась возможность на основе объективных критериев оценивать работу диагностических отделений.

В Научно-практическом центре медицинской радиологии и Департаменте здравоохранения Москвы теперь постоянно отслеживают параметры производительности и эффективности лучевой диагностики, анализируют и корректируют процессы на основе свежей и достоверной информации. При этом используются инструменты бизнес-анализа, подключенные к базе данных ЕРИСа, в том числе панели отображения ключевых параметров в реальном времени. А поскольку эффективность рабочего процесса повысилась, то не столь острой стала одна из самых серьезных проблем – нехватка квалифицированного медперсонала в городских поликлиниках.

Данные как ресурс

В числе важных задач ЕРИСа были получение статистики, отражающей реальную ситуацию, и ее использование для принятия управленческих решений. Имея адекватную статистику по различным срезам (от пациента до города), Депздрав может оперативно оценивать ситуацию и принимать решения по оптимизации работы оборудования и персонала, стандартизовать методики диагностики и устанавливать объективные критерии качества.

Разработанная специалистами компании «Лаваль» панель мониторинга использует данные, предоставляемые платформой Agfa Healthcare Enterprise Imaging, и в реальном времени показывает на карте Москвы, насколько активно, причем буквально в каждом диагностическом кабинете, используется лучевое оборудование.

Анализ собранных данных выявил причины низкой эффективности использования аппаратуры в поликлиниках: основные потери происходили из-за завышенных интервалов времени на одно исследование и в связи с неполной загрузкой. После того как были приняты меры, удалось увеличить загрузку томографов более чем вдвое. В 2015 году число исследований во всех кабинетах компьютерной и магнитно-резонансной томографии (КТ/МРТ) составляло менее 200 тыс., а теперь этот показатель превышает 400 тыс. Резко уменьшились очереди на исследования, пациенты уже не ждут месяцами.

Радикально сократилось и время ожидания заключений. «Благодаря внедрению информационной системы и проведенным аудитам, время подготовки описания КТ/МРТ-исследований менее чем за год сократилось в среднем на 80% – с 53 до 8 часов» – рассказывает директор НПЦ МР Сергей Морозов.

Кроме того, за счет консолидации результатов в центральном хранилище снизилась потребность в повторении исследований. Уже в 2015 году доля исследований, запрашиваемых в базе повторно, достигла 30%. Значит, существенная часть пациентов избавлена от необходимости проходить процедуру заново.

Вероятность несанкционированного использования оборудования (например, для пациентов «по знакомству») сведена к минимуму благодаря постоянному мониторингу, а также изменившейся мотивации персонала диагностических отделений после введения рейтинговой оценки работы.

Аудит качества в облаке

Стандартизация и мониторинг качества исследований существенно повысили достоверность результатов диагностики

Одно из главных достижений проекта – это налаженный контроль качества исследований, подчеркнул Морозов. Проверяется, насколько четко прописаны и исполняются стандартные операционные процедуры. Например, используется ли информированное согласие пациента, есть ли протокол обеспечения безопасности МРТ. Таким образом, формируется расширенная шкала оценки качества диагностики. «Для непрерывного управления качеством мы ориентируемся на результирующий показатель, то есть на качество описания исследования», – пояснил Морозов.

Имея доступ ко всем созданным в ЕРИСе описаниям и заключениям, эксперты центра радиологии проводят внутренний аудит: выборочно анализируют созданные в поликлиниках протоколы, выявляют типовые ошибки и недостатки, корректируют клинически значимые расхождения. При этом проверяется работа как лаборантов, так и радиологов. Чаще всего обнаруживаются такие недостатки, как нарушение методики проведения исследования и неверно сформулированные рекомендации, в редких случаях – клинически значимые расхождения в поставленном диагнозе. За 2015-2016 годы в НПЦ МР проведено свыше 3,8 тыс. консультаций и 26 тыс. аудитов. В 6% проверенных исследований обнаружены клинически значимые ошибки, а в 24% – незначительные расхождения с мнением экспертов. Это неплохой показатель, тем не менее в центре рассчитывают снизить долю сомнительных заключений путем совершенствования методик и повышения квалификации целевых групп сотрудников. Инструменты коммуникации в ЕРИСе позволяют оперативно обсудить сомнительные выводы с автором первичного заключения. При выявлении регулярных отклонений в работе конкретных лаборантов и радиологов целевым образом проводится дополнительное обучение.

Стандартизация и мониторинг качества исследований существенно повысили достоверность результатов диагностики.

От информации к решениям

Генерация большого объема данных заставляет задуматься о потенциале сервиса для принятия управленческих и врачебных решений. В автоматическом режиме собираются данные о количестве выполненных исследований в разрезе типов оборудования, видов исследований и времени их проведения, режимов работы медперсонала и эксплуатации аппаратов. Регулярно отслеживаются работоспособность и загрузка оборудования, количество диагностических ошибок по видам техники, по отделениям, врачам и рентгенолаборантам.

«Благодаря ЕРИСу удалось получить ценные данные для принятия управленческих решений», – сообщил Морозов. По его словам, объективные сведения о ресурсах службы лучевой диагностики дают Департаменту здравоохранения возможность принимать обоснованные решения по самым разным вопросам.

Так, на основе анализа собранных данных приняты важные меры по оптимизации работы отделений лучевой диагностики и улучшению обслуживания пациентов. Например, разработана схема маршрутизации для перенаправления пациентов в наименее загруженные организации.

На основании данных ЕРИСа сформированы критерии для расчета рейтинга эффективности работы каждого диагностического отделения. Благодаря оценке на основе такого объективного рейтинга повысилась мотивация руководителей отделений и персонала, что, в свою очередь, существенно способствовало росту объема выполненных исследований, сокращению времени ожидания заключений и повышению их качества.

В поддержку врача

Для учебного процесса и научной деятельности методисты и эксперты НПЦ МР формируют коллекции обезличенных исследований. Как рассказал Морозов, эксперты проводят ретроспективный анализ для разработки систем автоматического анализа данных. Ими проанализировано более 6 тыс. КТ грудной клетки с маркировкой патологических находок. Результаты этого исследования сейчас обрабатываются специалистами, привлеченными Институтом развития Интернета, чтобы впоследствии создать системы машинного обучения на основе нейронных сетей. «Задача поставлена весьма амбициозная, но именно в этом направлении весь мир видит главную перспективу развития нашей отрасли», – отметил Морозов.

НПЦ МР также активно разрабатывает программы поддержки принятия решений для рентгенологов, позволяющие работать с группами исследований в ЕРИСе и освобождающие внимание врача для когнитивно сложных задач. Так, немалые усилия направлены на разработку автоматического поиска очагов в легких по данным КТ органов грудной клетки, чтобы выявлять рак легких на ранних стадиях. Еще одна разработка – автоматическая оценка средней плотности печени по данным бесконтрастной КТ – проинформирует рентгенолога о жировой инфильтрации печени или повышенной плотности этого органа, которая может быть связана с патологическим накоплением металлов или белка.

Для врачей-клиницистов, выдающих пациентам направления на диагностику, разработаны технологические карты по рентгенологическим исследованиям, УЗИ, КТ и МРТ, которые будут загружены в единую медицинскую информационно-аналитическую систему (ЕМИАС) Москвы и связаны с алгоритмом выбора исследований и памятками по правильной подготовке к ним.

Диагностический кластер

 

Первые 65 медицинских организаций подключили к ЕРИСу в 2015 году. В течение 2016 года число рабочих мест увеличивалось, к сервису присоединяли новые и отремонтированные томографы, а также ПЭТ/КТ и маммографы. Кроме того, в диагностический кластер включили два амбулаторных комплекса с целью опробовать «полный цикл» работы отделения лучевой диагностики, задействовав все имеющиеся аппараты. Сегодня ЕРИС охватывает 75 зданий и 149 единиц цифрового радиологического оборудования. Сервисом пользуются 228 радиологов, 297 технологов (операторов оборудования) и 25 экспертов, все они прошли обучение по своему профилю.
Платформа Enterprise Imaging в составе ЕРИСа не только дает возможность локального диагностического просмотра снимков, но и автоматизирует телерадиологический процесс – получение консультаций экспертов учебно-консультативного отдела НПЦ МР. По запросам радиологов городских поликлиник проведено более 3,8 тыс. таких консультаций.

 

В системе обработано около 500 тыс. исследований, сохраненных в защищенном архиве на площадках ЦОД, предоставленных компаниями «Ростелеком» и «СофтЛайн». Объем хранения после сжатия без потерь составляет уже более 40 Тбайт, а с учетом резервирования – намного превышает 80 Тбайт, и со временем он будет только нарастать.

Не все гладко

Основные сложности при создании ЕРИСа связаны с вовлечением большого числа пользователей, от которых требуется быстро перестроить свою работу, чтобы в полной мере задействовать возможности внедряемого решения. «Первое, с чем пришлось столкнуться, – неготовность управленцев к переменам, а специалистов и экспертов – к изменению привычных рабочих процессов, приверженность к ручному управлению, – сообщил Морозов. – Второе – это консервативность образовательной системы, дефицит врачей-управленцев и рентгенолаборантов». Нелегко внедрять сервис в организациях, где уже установлены свои медицинские информационные системы и системы архивирования и передачи медицинских изображений (Picture Archiving and Communication System, PACS).

Чтобы преодолеть сложности восприятия сервиса, компания-интегратор «Лаваль» организовала работу контакт-центра и первой линии поддержки, а поставщик программной платформы компания «Агфа» обеспечила проведение регулярных сессий углубленного обучения пользователей и выполняет адаптацию системы под новые требования, возникающие по мере освоения ее возможностей.

В связи с тем что интеграция с ЕМИАС задерживается, направления на исследования пока формируются непосредственно в ЕРИСе. Для просмотра результатов клиницисты могут использовать веб-интерфейс, который еще предстоит интегрировать с интерфейсом ЕМИАС.

Интеграция и масштабирование

Долгожданную интеграцию ЕРИСа с ЕМИАС планируется завершить в первом квартале 2017 года. Кроме того, началась интеграция сервиса с автоматизированной информационной системой ОМС. «У нас большие планы по развитию данного проекта», – сообщил Морозов. Когда интегрированная электронная медкарта будет развернута во всех московских поликлиниках, врачи клинических отделений смогут создавать направления и видеть результаты исследований в своем рабочем интерфейсе.

По мере расширения проекта планируется подключить к сервису стационары с их многочисленным оборудованием. Во многих больницах имеются собственные медицинские информационные системы (МИС), с ними также предстоит интегрироваться. Ожидается, что синхронизация данных локальных МИС с ЕМИАС позволит осуществлять уникальную идентификацию пациентов в Москве и тем самым избежать конфликтов идентификации и на стороне ЕРИСа.

В ближайшем будущем намечено также интегрировать в систему все цифровое диагностическое оборудование и сохранять мультимедийные данные, а через универсальный интерфейс веб-просмотра обеспечить доступ ко всем данным.

Региональный потенциал

Как и задумывалось, радиологический сервис стал централизованным архивом медицинских изображений столицы. Но его функции значительно шире. От региональных проектов, где применяются главным образом PACS, московский проект отличается организацией распределенного рабочего процесса на платформе Enterprise Imaging. Кроме того, в сервисе реализованы подсистемы управленческой отчетности, клинического аудита и ситуационного центра. Для своевременного реагирования cистема имеет функцию активного уведомления сотрудников, ответственных за те или иные показатели работы службы лучевой диагностики.

Изучив опыт столицы, некоторые регионы выразили заинтересованность в интеграции телерадиологического сервиса в свои медицинские структуры, чтобы сформировать телемедицинскую услугу для своих пациентов, а в тяжелых клинических случаях – воспользоваться силами московского центра радиологии.

Технологически Москва может предоставлять удаленные радиологические консультации другим регионам уже сегодня: данные исследований из регионов поступают в ЕРИС через отдельную подсистему. Для организации такой услуги создана рабочая группа, которая готовит соответствующие решения.

Облака окупаются

Создание ЕРИСа начиналось с существенных инвестиций интегратора («Лаваль») и поставщика программной платформы (Agfa Healthcare). Ожидалось, что вложения окупятся примерно за полтора года. Однако курс рубля резко упал, а реальный объем исследований в начале эксплуатации системы оказался существенно ниже расчетного (Депздрав оплачивает пользование сервисом исходя из фактического количества исследований), поэтому выход проекта на безубыточность задержался до конца 2016 года. Несмотря на это, как рассказал Алексей Стрельцов, генеральный директор «Лаваль», проект удалось расширить в качественных показателях, автоматизировав сбор управленческой отчетности и рецензирование проведенных исследований врачами-экспертами. Появление новых, кризисных, «вводных» заставило партнеров выработать новую гибкую лицензионную политику, вовлечь в проект специалистов со свежими решениями, освоить собственную разработку приложений и технических решений под ключ. Гендиректор компании «Агфа» Роман Рыжков подтвердил, что от компании потребовалось проявить особую гибкость, чтобы на фоне развивающегося кризиса продолжить инвестировать в проект, не снижая уровня реализуемых решений.

«Затраты на этот масштабный проект существенны, и он еще не завершен, но нужды в незапланированных расходах со стороны Департамента здравоохранения Москвы пока не возникало», – отметил Морозов.

Собранная за два года эксплуатации ЕРИСа статистика позволяет учесть, какова доля затрат на ИТ в стоимости исследования, и подтверждает существенное снижение прямых затрат при использовании облачного решения по сравнению с затратами, которые пришлось бы понести городу при создании систем обработки и хранения исследований в каждом медучреждении.

«Опыт создания ЕРИСа показывает жизнеспособность модели предоставления облачных сервисов, даже в таких специализированных областях, как здравоохранение», – уверен Стрельцов. По его словам, проект демонстрирует экономические преимущества централизации и стандартизации сервисов.

В то же время, полагает Морозов, данный проект может стать образцом для других отраслей, так как показывает возможность измерения традиционно неизмеримых показателей, автоматизации сбора показателей эффективности, управления эффективностью организаций на основе рейтингов, а также создания учебных курсов в соответствии с системно выявляемыми ошибками специалистов.

 

blog comments powered by Disqus