ВЦЭРМ – огромная клиника со своей подстанцией скорой помощи, двумя вертолетными площадками и реабилитационным комплексом

Ритм и качество – это очень важные дополнительные свойства, которые информационная система придает работе Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им. А. М. Никифорова МЧС России. Врачи могут лечить пациентов и без компьютеров, однако современная диагностика, высокая скорость взаимодействия персонала, а также управление клиникой и обеспечение финансового порядка без использования ИТ сегодня уже невозможны.

В этом году центр отмечает четвертьвековой юбилей: в 1991 году клиника вышла из структуры Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова и стала самостоятельной организацией. Полтора десятка лет успешно функционирует в центре информационная система, позволившая перевести на современный уровень управление и лечебно-диагностическим процессом, и финансами.

«Пренатальный» период

С самого начала ВЦЭРМ был оснащен современным диагностическим оборудованием и компьютерной техникой, поэтому одной из первых задач было обеспечить возможность сохранять, систематизировать и анализировать бесценный врачебный опыт, который накапливался в процессе работы. Ведь нередки были случаи, когда, собрав уникальные данные, специалист получал важный результат, но после защиты диссертации уходил вместе с базой данных.

Первоначально предполагалось силами собственного ИТ-отдела разработать базу данных, где будет накапливаться информация о пациентах, но к 1998 году стало ясно, что самостоятельно создать хорошую систему не получится, надо обращаться к профессионалам, искать готовое решение. Задача была не из простых, так как отечественные медицинские информационные системы (МИС) в то время были ориентированы прежде всего на учет услуг, а за рубежом системы с русскоязычным интерфейсом не разрабатывались.

В конце концов остановились на австралийских системах MedTrak и LabTrak, предложенных тандемом компаний СП.АРМ и InterSystems. Специалисты клиники обнаружили немало интересного в организации заложенных в эту информационную систему процессов, что впоследствии внедрили в свою работу. «Это был одновременно и инструмент, и учебник», – вспоминает Михаил Бахтин, помощник директора по медицинским информационным технологиям ВЦЭРМ им. А. М. Никифорова МЧС России.

Лакмусовая бумажка

лаборатория
Врачи стали получать результаты исследований сразу после их верификации в лаборатории

На каждом этапе развития госпитальной системы реализовывался значимый проект, вносивший существенный вклад в повышение качества медицинской помощи. При запуске МИС в 2001 году первые 10 рабочих мест были установлены в регистратуре, приемном отделении, лаборатории и на сестринских постах. Еще одно рабочее место – для врачей — оборудовали в ординаторской. Организация работы по регистрации пациентов и услуг, введение электронного расписания позволили оптимизировать управление работой клиники. Одновременно была запущена лабораторная информационная система (ЛИС), врачи стали получать результаты исследований сразу после их верификации в лаборатории. Значительно сократилось время от момента назначения анализов до получения результатов, и это привело к сокращению срока пребывания пациентов на больничной койке в среднем на сутки. По словам Бахтина, это убедило врачей, что компьютер не только инструмент контроля, но и источник информации, и способствовало укреплению их доверия к электронным медицинским записям.

Очень важно было устранить путаницу в результатах лабораторных анализов и исключить их потерю, так как запуск госпитальной системы совпал с выходом клиники на рынок платных услуг, что вызвало заметное повышение уровня требований пациентов. Последовавшее в 2003-2004 годах внедрение системы тотального штрихкодирования, в том числе браслетов для пациентов, позволило полностью избавиться от ошибок идентификации пациентов и биоматериалов, обусловленных человеческим фактором.

Привлечение врачей к использованию МИС шло постепенно: сначала включились энтузиасты автоматизации, затем «нейтралы», а потом и «луддиты»: в конце концов, даже самых активных противников внедрения медицинской информационной системы убедила демонстрация преимуществ лабораторного функционала перед «ручной» методикой работы. «ИТ оказались лакмусовой бумажкой, показавшей степень вовлеченности персонала в работу организации», – отметил Бахтин.

Шаг за шагом

Объем информации начал расти как снежный ком, и каждый шаг в развитии системы приносил качественные изменения. Запуск в 2005 году DICOM-сервера и объединение всех приборов лучевой диагностики в единую систему архивирования и передачи изображений (PACS) позволили ускорить диагностический процесс и добиться существенной экономии, поскольку сократились расходы на рентгеновскую пленку.

В 2008 году была выстроена единая цепочка поставки медикаментов и медицинских изделий — от поставщика через центральный склад и отделение до пациента. «Весь жизненный путь медикаментов в клинике отражается в единой системе», – говорит Бахтин. Система обеспечивает контроль над тем, чтобы препараты, купленные на внебюджетные средства, попадали внебюджетным пациентам. В перспективе в центре планируют внедрить фасовочные машины, выдающие лекарства в строгом соответствии с электронным листом назначений. Это позволит уйти от лишних промежуточных этапов складирования медикаментов и нарушений финансовой дисциплины, а также минимизировать отвлечение средств из оборота. По расчетам специалистов ВЦЭРМ, такие аппараты окупятся за четыре года.

Импортозамещение с опережением

Михаил Бахтин
Михаил Бахтин: «Произошла интенсификация лечебного процесса» 

К тому времени, когда MedTrak и LabTrak охватили все подразделения и работу с ними освоили все врачи, в центре сформировались новые требования к госпитальной системе. Поскольку принятая в МИС MedTrak технология работы с шаблонами противоречит отечественной традиции ведения медицинских записей в свободной форме, программистам приходилось в каждом блоке дополнять функционал, причем при обновлении системы доработки могли теряться. Кроме того, для перехода на безбумажный документооборот и внедрения электронной цифровой подписи законодательство требовало использовать ПО с российскими алгоритмами шифрования, встроить которые в продукт иностранного производителя – задача нетривиальная. Поэтому уже к 2010 году во ВЦЭРМ пришли к необходимости импортозамещения и начали миграцию на систему qMS петербургской компании СП.АРМ.

К переводу 400 постоянно эксплуатируемых рабочих мест из одной МИС в другую готовились в течение года: обучали персонал, создавали инструменты для переноса данных. Заметно облегчило тяготы переходного периода то, что прикладную импортную систему заменяли прикладной отечественной, которая работает на основе той же СУБД Caché и с тем же технологическим партнером. В итоге все накопленные результаты исследований, записи о пациентах и оказанных услугах были полностью перенесены в qMS, все клиники ВЦЭРМ оказались в едином информационном пространстве и работают с общим ЦОД. Теперь в медкарту вводятся как данные с помощью справочников и шаблонов, так и информация в виде произвольного текста.

Внедрение полноценной электронной медкарты не просто изменило работу сотрудников, оно кардинально оптимизировало деятельность клиники, ускорив процессы диагностики и лечения. С одной медкартой могут работать сразу несколько врачей. «Произошла интенсификация лечебного процесса», – констатирует Бахтин. История болезни передается как эстафетная палочка, а пациент приходит только туда, где ему оказывают помощь или проводят обследование, не теряя времени и сил в лишних хождениях и ожиданиях. Персонал тоже избавлен от необходимости лишний раз перемещаться по обширной территории госпиталя: документальное взаимодействие осуществляется в системе, а для физической пересылки служит пневмопочта, связывающая отделения клиники с лабораторией и аптекой. Это значительно облегчило жизнь медперсонала, ускоряя взаимодействие и давая заметную экономию рабочего времени.

С переходом на ЭМК у врачей появился спрос на мобильные устройства и на рабочие места, соответствующие требованиям стерилизации. Для обходов в стационаре врачи получили планшеты с картридерами и windows-клиентами с тем же интерфейсом qMS, что и на рабочей станции. Операционные теперь оснащены дополнительными рабочими станциями, благодаря которым хирург может просматривать цифровые изображения во время операции. Анестезиологи тоже потребовали создания рабочих мест в операционной, чтобы не работать с документацией по вечерам после основной работы.

ЭКГ в сети

Один из недавних крупных проектов, результаты которого очень радуют руководство клиники, – запуск единой системы оборота электронных ЭКГ. С 2014 года в отделении функциональной диагностики перестали распечатывать электрокардиограммы, ушли в прошлое и опасения их потерять. Все ЭКГ привязываются к идентификатору пациента и передаются в qMS. Не только описание и заключение, но и форма кривой, снятая в любой из клиник, доступна прямо из электронной медкарты на любом рабочем месте врача. «Мы объединили все аппараты ЭКГ в сеть с единым MUSE-сервером, и теперь нам все равно, где снимается кардиограмма», – уверяет Бахтин. По его словам, это решение – единственное в стране, да и в США далеко не каждый госпиталь может похвастаться такой интеграцией, так как единых стандартов передачи данных для электрокардиографов, подобных стандартам для аппаратов лучевой диагностики, не существует.

Еще одна интересная особенность внедрения qMS – автоматизация отделения трансфузиологии. Система обеспечила обратную связь между отделениями стационара и станцией переливания крови, предоставив заведующему станцией возможность изучать протоколы с результатами переливаний тех или иных компонентов и реакцию пациентов, чтобы проанализировать причины возникновения осложнений.

Сегодня ВЦЭРМ – это огромная клиника со своей подстанцией скорой помощи, двумя вертолетными площадками и прекрасным реабилитационным комплексом. В центре, оказывающем все виды медицинской помощи, работают 900 врачей и медсестер, в 2015 году здесь прошли стационарное лечение 15 тыс. пациентов, а число посещений в поликлинике превысило 150 тыс.

Извлечение бонусов

Для руководства клиники госпитальная система – это не только хранилище Больших Данных, но и источник новых знаний. К примеру, благодаря анализу источников информации, из которых пациенты узнали о ВЦЭРМ, стало ясно, что чрезмерные расходы на рекламу центру не нужны. Достаточно заботиться о репутации клиники и ее врачей, иметь хорошие отношения с партнерами и присутствовать в Интернете, чтобы обеспечить приход 90-95% всех посетителей центра.

Одна из важнейших задач qMS – обнаруживать и закрывать «дыры» в расходах. Так, благодаря анализу операционной активности, в клинике заметно снизили нагрузку на стерилизационное отделение и сотрудников, доставляющих медицинский инструментарий в операционные: количество и состав наборов инструментария, который всегда должен быть готовым к работе, изменили в соответствии с соотношением объемов и частоты проводимых операций.

Полезной функцией qMS стало наличие в ней системы поддержки принятия решений. Например, если лабораторный анализ выявляет онкомаркер PCА c запредельным значением, то qMS автоматически извещает об этом врачей-урологов, позволяя обнаружить потенциальную проблему пациента на ранней стадии.

«Двойная природа»

контакт-центр ВЦЭРМ
Контакт-центр ВЦЭРМ

«Как свет имеет двойную природу – волновую и корпускулярную, так и мы должны лечить и в то же время быть финансово состоятельными, – говорит Бахтин. – Мы занимаемся как медициной, так и управлением издержками. И те и другие вопросы мы бы не смогли решать без информационной системы».

Весь предметно-количественный и управленческий учет ведется в медицинской системе: в qMS сразу видно, кто из пациентов какую услугу оплатил и была ли она ему оказана. Система позволяет контролировать правильность назначений и следит за сохранением положительного платежного баланса каждого пациента, что особенно важно и для клиники, и для пациента в ситуациях, когда спрогнозировать точную стоимость лечения или реабилитации заранее невозможно.

Скидки и наценки в биллинговой системе выставляются автоматически, в зависимости от договоренности с конкретной страховой компанией, а услуги больше не теряются. Если тарифный план не покрывает расходы на какую-то услугу, система не дает назначить ее по данному источнику финансирования, указывая на необходимость решить вопрос софинансирования.

ВЦЭРМ использует пять источников финансирования. «Это наша 'подушка безопасности' и в то же время вызов, ведь надо соблюдать финансовую дисциплину, не уронив при этом качество работы», — отметил Бахтин. Он подчеркнул, что управленческий учет должен быть не только точным, но еще и адекватным целям и задачам клиники. Донести этот принцип до исполнителей – медсестер удалось тогда, когда его реализовали в МИС. Для учета себестоимости все медикаменты разделены на две группы: на 80% из них приходится лишь 20% фактических затрат, они списываются на кабинет и входят в паспорт услуги. Для остальных 20% предусмотрено персональное списание на конкретного пациента. «Не надо списывать зеленку и бинты на десять историй болезни, – уверен Бахтин. – Стоимость работ по организации учета не должна превышать стоимость учитываемых изделий».

Со строительством второй клиники ВЦЭРМ и его филиалов qMS оказалась хорошим подспорьем для наращивания оборотов. «Госпитальная система – это и финансовый учет, и тайм-менеджмент, и ERP; все элементы структуры, которые можно придумать, уже есть, и их не приходится интегрировать», – говорит Бахтин.